Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Пушкин Анатолий Иванович

 
Пушкин Анатолий Иванович
30.05.1915 - 15.04.2002
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 12.08.1942 Медаль № 698
Орден Ленина № 17785

    Памятники
  Надгробный памятник


Пушкин Анатолий Иванович – командир 52-го бомбардировочного авиационного полка (76-я смешанная авиационная дивизия, 37-я армия, Южный фронт), майор.

Родился 17 (30) мая 1915 года в деревне Суконниково Бородинской волости Можайского уезда Московской губернии (ныне Можайского района Московской области). Русский. С 1928 года жил в Москве. В 1931 году окончил 7 классов школы. В 1931-1932 годах работал токарем на Авторемонтном заводе №1, в 1932-1933 – токарем в авторемонтных мастерских 4-й автобазы «Мосавтотранса». В 1933 году окончил Бауманский аэроклуб города Москвы.

В армии с августа 1933 года. До декабря 1933 года обучался в Ейской военной школе морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, в 1934 году окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена в бомбардировочных авиаэскадрильях (в Белорусском военном округе).

Участник войны в Китае: в марте-июле 1938 – лётчик и командир звена отдельной бомбардировочной авиаэскадрильи. Совершил 15 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. В июле 1938 года был сбит истребителем противника и совершил вынужденную посадку на подбитом самолёте. Через два дня с экипажем вернулся на свой аэродром.

С ноября 1938 года служил лётчиком-инспектором по технике пилотирования бомбардировочного авиаполка (в Белорусском военном округе).

Участник похода советских войск в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 31-го бомбардировочного полка.

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 31-го бомбардировочного полка. Совершил 18 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

В марте-декабре 1940 – помощник командира бомбардировочного авиаполка (в Харьковском военном округе). В июне 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в июле-октябре 1941 – заместитель командира 135-го бомбардировочного авиационного полка, в октябре 1941 – августе 1942 – командир 52-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном (июль 1941), Центральном (июль-август 1941), Брянском (август-сентябрь 1941), Юго-Западном (сентябрь-декабрь 1941), Южном (декабрь 1941 – март 1942), Юго-Западном (март-июль 1942) и Сталинградском (июль-август 1942). Участвовал в Смоленском сражении, оборонительных боях на Украине, Ростовских оборонительной и наступательной, Барвенково-Лозовской операциях и Харьковском сражении.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года майору Пушкину Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

В августе-декабре 1942 – заместитель командира 270-й бомбардировочной авиационной дивизии (Сталинградский фронт). Участвовал в Сталинградской битве.

В июле 1943 года окончил курсы командиров авиадивизий при Военно-воздушной академии, находившейся в эвакуации в городе Чкалов (ныне Оренбург).

В июле 1943 – феврале 1944 – заместитель командира 270-й (с октября 1943 – 6-й гвардейской) бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на Южном (июль-октябрь 1943) и 4-м Украинском (октябрь 1943 – февраль 1944) фронтах. Участвовал в Донбасской, Мелитопольской и Никопольско-Криворожской операциях.

С февраля 1944 – командир 188-й бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на 2-м Прибалтийском (август 1944 – апрель 1945) и 1-м Белорусском (апрель-май 1945) фронтах. Участвовал в Рижской операции, блокировании курляндской группировки противника и Берлинской операции.

Всего за время войны совершил 70 боевых вылетов (52 – на бомбардировщике Су-2 и 18 – на бомбардировщике Пе-2).

После войны до января 1950 года продолжал командовать 188-й бомбардировочной авиационной дивизией (в Закавказском военном округе, с декабря 1947 – в Бакинском районе ПВО). В 1950-1952 – старший инспектор Инспекторской группы при Главнокомандующем ВВС.

В 1954 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В 1954-1955 – заместитель командира 66-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса (в Прибалтийском военном округе). В августе 1955 – июле 1956 – командир 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Черняховск Калининградской области).

С 1956 – помощник командующего, а в 1957-1959 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия). В июле 1959 – августе 1967 – командующий ВВС Южной группы войск, в августе-ноябре 1967 – командующий 36-й воздушной армией (в Южной группе войск; штаб – в городе Будапешт, Венгрия).

C 1967 – заместитель начальника Управления боевой подготовки ВВС, в 1969-1971 – заместитель начальника Главного штаба ВВС по лётной службе. В 1971-1975 – заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского по оперативно-тактической подготовке. С декабря 1975 года генерал-лейтенант авиации А.И.Пушкин – в запасе.

В 1975-1989 годах работал начальником отдела, начальником сектора и старшим научным сотрудником в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации. Занимался вопросами внедрения серийных автоматизированных систем управления воздушным движением «Спектр», «Старт» и «Сектор» в гражданских аэропортах.

С 1991 – президент Межрегиональной ассоциации воинов-интернационалистов.

Депутат Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва (в 1967-1971 годах).

Жил в Москве. Умер 15 апреля 2002 года. Похоронен на кладбище «Ракитки» (в черте Москвы).

Заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966), генерал-лейтенант авиации (1961). Награждён орденом Ленина (12.08.1942), 5 орденами Красного Знамени (22.02.1939; 7.04.1940; 3.11.1953; 29.04.1957; 22.02.1968), орденами Суворова 2-й (29.05.1945) и 3-й (7.04.1945) степеней, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (9.08.1941; 20.06.1949; 29.04.1954), орденом «Знак Почёта» (21.06.1983), российскими орденами Жукова (25.04.1995), Дружбы (1.04.1995), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями, орденом Красной Звезды (Венгрия, 5.12.1967) и другими иностранными наградами.

Примечание: Награждён за выполнение 40 боевых вылетов (на февраль 1942 года).

Воинские звания:
Лейтенант (17.04.1937)
Капитан (9.09.1938; внеочередное)
Майор (6.11.1941)
Подполковник (22.11.1942)
Полковник (4.02.1944)
Генерал-майор авиации (8.08.1955)
Генерал-лейтенант авиации (9.05.1961)

Из воспоминаний А.И.Пушкина:

5 июля 1941 года 135-й бомбардировочный авиационный полк произвёл первый боевой вылет (около Новозыбкова). Воевали и отступали до района Чугуева, то есть до самой Харьковщины. Горькое это было время! Кулаки сжимаешь, а отступаешь... Таким было начало этой страшной войны.

В сентябре 1941 года мы получили сообщение из штаба армии, что город Ромны Сумской области занят воздушным десантом противника. Фашисты стремились окружить наши войска под Киевом. Удар их был нацелен, как мы предполагали, на Ромны – Сумы – Конотоп. Советским наземным частям было приказано освободить Ромны, не дав вражескому кольцу сомкнуться. И, разумеется, тем войскам, которые должны были выполнить этот приказ, нужна была авиационная поддержка. Но, как на грех, в тот день, когда мы должны были поддерживать эти войска, стояла очень плохая погода. Мы практически ничего не знали о противнике, который занял и держал город в своих руках. Необходима была воздушная разведка, по результатам которой можно было бы определить цели, подлежащие уничтожению.

Оставаясь за командира полка (командир наш выехал в район города Ромны, чтобы установить контакт с командирами наземных частей), я принял решение – сначала вылететь на разведку лично, а потом уже организовать боевую работу всего полка. В полёте облака буквально прижимали нас к земле. Шёл дождь, но мы с экипажем упорно пробивались к городу. Скользили чуть не по верхушкам деревьев.

Сначала на восточной окраине города мы не обнаружили противника, но когда пошли вдоль шоссейной дороги, идущей из Конотопа на Ромны, увидели боевую технику, которая двигалась к городу, да и в самом городе мы увидели немецкие войска.

Мы со штурманом поняли, что в действительности Ромны заняты не десантом, а крупными силами противника. Сделав четыре захода на штурмовку по обнаруженным целям, мы улетели на свой аэродром... Погода улучшилась, и полк стал выполнять вылеты по противнику – как раз по тем объектам, что были обнаружены в разведывательном полёте. Нас, бомбёров, должны бы были сопровождать истребители, но в ту пору их не хватало. 12 сентября 1941 года на бомбёжку ушли два экипажа – Е.И.Зеленко и Лебедева. Отбомбив танковые колонны, не вернулся с боевого задания экипаж единственной женщины-лётчицы полка – Екатерины Зеленко.

Война быстро заставила нас понять: главная задача – разгадать хитрость врага, для чего нужно проводить хорошую разведку. Потому не раз, а, бывало, дважды-трижды, несмотря на заградительный огонь с земли, проносились наши «сушки» на бреющем полёте над расположениями вражеских войск, стремясь выявить, разглядеть хитро замаскированные аэродромы, танковые колонны, переправы, малейшее передвижение немецких частей.

Две задачи выполнял 52-й ближнебомбардировочный авиаполк: провести тщательную разведку для обнаружения целей и нанести массированный бомбовый удар. Наши разведданные поступали в штаб армии и способствовали разработке планов боевых операций.

Как-то на подступах к Сталинграду, выполнив задание по поражению наземных целей противника, я приказал сделать ещё один контрольный заход и пролететь вдоль Дона на бреющем полёте. Тогда мы и заметили скрытный понтонный мост. Просто немцы его «притопили», потому с высоты он практически не был виден. Вернулись на базу, заправились горючим и при втором вылете уничтожили эту переправу. Немцы не смогли перебросить к сражающемуся Сталинграду свежие части и технику.

12 августа 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и эффективные результаты действий полка мне было присвоено звание Героя Советского Союза. И я, и мои боевые друзья понимали, что эта высокая награда – оценка всей нашей общей фронтовой работы.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Всем смертям назло. – Москва, 2000.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.
 Личное дело
 Сайт Солдаты XX века