Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Пушкин Анатолий Иванович

Пушкин Анатолий Иванович

30.05.1915 - 15.04.2002

Герой Советского Союза

Даты указов

12.08.1942

Медаль № 698

Орден Ленина № 17785

Пушкин Анатолий Иванович – командир 52-го бомбардировочного авиационного полка (76-я смешанная авиационная дивизия, 37-я армия, Южный фронт), майор.

Родился 17 (30) мая 1915 года в деревне Суконниково Бородинской волости Можайского уезда Московской губернии (ныне Можайского района Московской области). Русский. С 1928 года жил в Москве. В 1931 году окончил 7 классов школы. В мае 1931 – феврале 1932 года работал токарем на Авторемонтном заводе № 1, в феврале 1932 – августе 1933 года – токарем в авторемонтных мастерских 4-й автобазы «Мосавтотранса». В 1933 году окончил Бауманский аэроклуб г. Москвы.

В армии с августа 1933 года. До декабря 1933 года обучался в Ейской военной авиационной школе морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей, в декабре 1934 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе): в декабре 1934 – декабре 1935 – пилотом 5-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (город Витебск), в декабре 1935 – феврале 1938 – пилотом и младшим лётчиком 10-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи (город Смоленск; с ноября 1936 года – аэродром Шаталово, Починковский район Смоленской области). С февраля 1938 – командир звена 13-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи (аэродром Шаталово). Летал на бомбардировщиках Р-5 и СБ.

Участник войны с японцами в Китае: в марте – июле 1938 – лётчик и командир звена отдельной бомбардировочной авиаэскадрильи. Совершил 15 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. В июле 1938 года был сбит истребителем противника и совершил вынужденную посадку на подбитом самолёте. Через два дня с экипажем вернулся на свой аэродром.

С ноября 1938 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 31-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Белорусском особом военном округе; город Смоленск). Летал на бомбардировщике СБ.

Участник похода советских войск в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования 31-го бомбардировочного полка.

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 31-го бомбардировочного полка (Северо-Западный фронт). Участвовал в нанесении бомбовых ударов по военным целям на территории Финляндии. Совершил 18 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

В марте – декабре 1940 – помощник командира 135-го легкобомбардировочного авиаполка (в Харьковском военном округе; город Харьков, Украина). Летал на бомбардировщике Су-2.

В июне 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии (Монино).

Участник Великой Отечественной войны: в июле – октябре 1941 – заместитель командира 135-го бомбардировочного авиационного полка, в октябре 1941 – августе 1942 – командир 52-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Западном (5–26 июля 1941), Центральном (июль – август 1941), Брянском (август – сентябрь 1941), Юго-Западном (сентябрь 1941 – ноябрь 1941 и июнь – июль 1942), Южном (ноябрь 1941 – июнь 1942) и Сталинградском (июль – август 1942) фронтах. Участвовал в Смоленском сражении, Киевской оборонительной, Донбасской оборонительной, Ростовской наступательной и Барвенково-Лозовской операциях, Харьковском сражении, Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года майору Пушкину Анатолию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

В августе – декабре 1942 – заместитель командира 270-й бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на Сталинградском фронте (август – декабрь 1942). Участвовал в Сталинградской битве.

В июле 1943 года окончил Курсы усовершенствования командиров авиадивизий при Военно-воздушной академии, находившейся в эвакуации в городе Чкалов (ныне Оренбург).

В июле 1943 – феврале 1944 – заместитель командира 270-й (с октября 1943 года – 6-й гвардейской) бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на Южном (июль – октябрь 1943) и 4-м Украинском (октябрь 1943 – февраль 1944) фронтах. Участвовал в Миусской, Донбасской, Мелитопольской и Никопольско-Криворожской операциях.

С февраля 1944 – командир 188-й бомбардировочной авиационной дивизии. Воевал на 2-м Прибалтийском (февраль 1944 – апрель 1945), Ленинградском (1–7 апреля 1945) и 1-м Белорусском (апрель – май 1945) фронтах. Участвовал в Мадонской и Рижской операциях, блокаде курляндской группировки противника и Берлинской операции.

За время войны совершил 70 боевых вылетов (52 – на бомбардировщике Су-2 и 18 – на бомбардировщике Пе-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника.

После войны до января 1950 года продолжал командовать 188-й бомбардировочной авиационной дивизией (в Закавказском военном округе; город Тбилиси, Грузия, с декабря 1947 года – город Баку, Азербайджан). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В марте 1950 – декабре 1952 – старший лётчик-инспектор Инспекторской группы при Главнокомандующем ВВС. Военный лётчик 1-го класса (09.1950). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28.

В октябре 1954 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генштаба) с золотой медалью. Затем служил в Прибалтийском военном округе: в ноябре 1954 – августе 1955 – заместителем командира 66-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса, в августе 1955 – июле 1956 – командиром 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (город Черняховск Калининградской области). С июля 1956 – помощник командующего, а в марте 1957 – июле 1959 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (штаб – в городе Рига, Латвия). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28.

В июле 1959 – августе 1967 – командующий ВВС Южной группы войск (Венгрия), в августе – ноябре 1967 – командующий 36-й воздушной армией (Южная группа войск). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28.

C ноября 1967 – заместитель начальника Управления боевой подготовки ВВС, в августе 1969 – июне 1971 – заместитель начальника Главного штаба ВВС по лётной службе.

В июне 1971 – августе 1975 – заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского по оперативно-тактической подготовке. С декабря 1975 года генерал-лейтенант авиации А.И. Пушкин – в запасе.

В 1975–1989 годах работал начальником отдела, начальником сектора и старшим научным сотрудником в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации. Занимался вопросами внедрения серийных автоматизированных систем управления воздушным движением «Спектр», «Старт» и «Сектор» в гражданских аэропортах.

С 1991 года – президент Межрегиональной ассоциации воинов-интернационалистов.

Заслуженный военный лётчик СССР (18.08.1966).

Депутат Верховного Совета Украинской ССР 7-го созыва (в 1967–1971 годах).

Жил в Москве. Умер 15 апреля 2002 года. Похоронен в Москве на кладбище «Ракитки».

Награждён орденом Ленина (12.08.1942), 5 орденами Красного Знамени (22.02.1939; 07.04.1940; 03.11.1953; 29.04.1957; 22.02.1968), орденами Суворова 2-й (29.05.1945) и 3-й (07.04.1945) степени, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), 3 орденами Красной Звезды (09.08.1941; 20.06.1949; 29.04.1954), орденом «Знак Почёта» (21.06.1983), российскими орденами Жукова (25.04.1995), Дружбы (01.04.1995), медалью «За боевые заслуги» (03.11.1944) и другими медалями; иностранными орденами «За заслуги перед народом и Отечеством» 2-й степени (ГДР, 08.05.1975), Красной Звезды (Венгрия; 05.12.1967) и другими иностранными наградами.

Примечание:
1) Награждён за выполнение 40 боевых вылетов на бомбардировщике Су-2 (на февраль 1942 года).

Воинские звания:
лейтенант (17.04.1937)
капитан (09.09.1938; внеочередное)
майор (06.11.1941)
подполковник (22.11.1942)
полковник (04.02.1944)
генерал-майор авиации (08.08.1955)
генерал-лейтенант авиации (09.05.1961)


Из воспоминаний А.И. Пушкина:

5 июля 1941 года 135-й бап произвёл первый боевой вылет (около Новозыбкова). Воевали и отступали до района Чугуева, то есть до самой Харьковщины. Горькое это было время! Кулаки сжимаешь, а отступаешь... Таким было начало этой страшной войны.

В сентябре 1941 года мы получили сообщение из штаба армии, что город Ромны Сумской области занят воздушным десантом противника. Фашисты стремились окружить наши войска под Киевом. Удар их был нацелен, как мы предполагали, на Ромны – Сумы – Конотоп. Советским наземным частям было приказано освободить Ромны, не дав вражескому кольцу сомкнуться. И, разумеется, тем войскам, которые должны были выполнить этот приказ, нужна была авиационная поддержка. Но, как на грех, в тот день, когда мы должны были поддерживать эти войска, стояла очень плохая погода. Мы практически ничего не знали о противнике, который занял и держал город в своих руках. Необходима была воздушная разведка, по результатам которой можно было бы определить цели, подлежащие уничтожению.

Оставаясь за командира полка (командир наш выехал в район города Ромны, чтобы установить контакт с командирами наземных частей), я принял решение – сначала вылететь на разведку лично, а потом уже организовать боевую работу всего полка. В полёте облака буквально прижимали нас к земле. Шёл дождь, но мы с экипажем упорно пробивались к городу. Скользили чуть не по верхушкам деревьев.

Сначала на восточной окраине города мы не обнаружили противника, но когда пошли вдоль шоссейной дороги, идущей из Конотопа на Ромны, увидели боевую технику, которая двигалась к городу, да и в самом городе мы увидели немецкие войска.

Мы со штурманом поняли, что в действительности Ромны заняты не десантом, а крупными силами противника. Сделав четыре захода на штурмовку по обнаруженным целям, мы улетели на свой аэродром... Погода улучшилась, и полк стал выполнять вылеты по противнику – как раз по тем объектам, что были обнаружены в разведывательном полёте. Нас, бомбёров, должны бы были сопровождать истребители, но в ту пору их не хватало. 12 сентября 1941 года на бомбёжку ушли два экипажа – Е.И. Зеленко и Ф.В. Лебедева. Отбомбив танковые колонны, не вернулся с боевого задания экипаж единственной женщины-лётчицы полка – Екатерины Зеленко.

Война быстро заставила нас понять: главная задача – разгадать хитрость врага, для чего нужно проводить хорошую разведку. Потому не раз, а, бывало, дважды-трижды, несмотря на заградительный огонь с земли, проносились наши «сушки» на бреющем полёте над расположениями вражеских войск, стремясь выявить, разглядеть хитро замаскированные аэродромы, танковые колонны, переправы, малейшее передвижение немецких частей.

Две задачи выполнял 52-й ближнебомбардировочный авиаполк: провести тщательную разведку для обнаружения целей и нанести массированный бомбовый удар. Наши разведданные поступали в штаб армии и способствовали разработке планов боевых операций.

Как-то на подступах к Сталинграду, выполнив задание по поражению наземных целей противника, я приказал сделать ещё один контрольный заход и пролететь вдоль Дона на бреющем полёте. Тогда мы и заметили скрытный понтонный мост. Просто немцы его «притопили», потому с высоты он практически не был виден. Вернулись на базу, заправились горючим и при втором вылете уничтожили эту переправу. Немцы не смогли перебросить к сражающемуся Сталинграду свежие части и технику.

12 августа 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий и эффективные результаты действий полка мне было присвоено звание Героя Советского Союза. И я, и мои боевые друзья понимали, что эта высокая награда – оценка всей нашей общей фронтовой работы.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Всем смертям назло. М., 2000

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.

Личное дело

Сайт Солдаты XX века