Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Мусатов Илья Иванович

 
Мусатов Илья Иванович
30.07.1920 - 03.04.1984
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4370
Орден Ленина № 19931

    Памятники
  Надгробный памятник
  Памятный знак в Полтаве


Мусатов Илья Иванович – лётчик 10-го гвардейского авиационного полка дальнего действия (3-я гвардейская авиационная дивизия дальнего действия, 3-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, Авиация дальнего действия), гвардии лейтенант.

Родился 30 июля 1920 года в деревне Соньшино Студенецкой волости Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Венёвского района Тульской области). Русский. С 1923 года жил в Москве. В 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – школу ФЗУ. Работал токарем на заводе «Авиаприбор» в Москве. В 1940 году окончил Ленинградский аэроклуб г.Москвы.

В армии с апреля 1940 года. В 1941 году окончил Кировабадскую военную авиационную школу лётчиков (город Гянджа, Азербайджан).

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – марте 1942 – лётчик 454-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в марте-сентябре 1942 – лётчик 818-го дальнебомбардировочного авиационного полка, в сентябре 1942 – феврале 1943 – лётчик 10-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Крымском, Сталинградском и Юго-Западном фронтах. Участвовал в обороне Крыма и Донбасса, Сталинградской битве.

В феврале 1943 – декабре 1944 – лётчик и командир звена 752-го (с марта 1943 – 10-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия, в декабре 1944 – мае 1945 – командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 226-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Участвовал в Курской битве, снятии блокады Ленинграда, освобождении Правобережной Украины, Крыма и Белоруссии, Будапештской, Кёнигсбергской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 10 августа 1943 года был легко ранен. Всего за время войны совершил 287 боевых вылетов на бомбардировщике Ил-4.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии лейтенанту Мусатову Илье Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны до 1950 года продолжал службу заместителем командира авиаэскадрильи в Дальней авиации. В 1955 году окончил Военно-воздушную академию (Монино) и 29-ю военную офицерскую авиационную школу боевого применения Дальней авиации (город Нежин Черниговской области). Служил в Дальней авиации командиром авиаэскадрильи и заместителем командира авиаполка (на Украине), а в 1956-1960 – командиром авиаполка и 1-м заместителем командира авиадивизии (на Дальнем Востоке).

В 1962 году окончил Военную академию Генштаба. В 1962-1963 – командир тяжёлобомбардировочной авиадивизии (в Белоруссии), в 1963-1965 – командир морской ракетной авиадивизии (ВВС Балтийского флота). В 1965-1968 – начальник Службы безопасности полётов Авиации ВМФ. С 1968 года – старший научный сотрудник 30-го Центрального научно-исследовательского института ВВС. С сентября 1973 года полковник И.И.Мусатов – в запасе.

В 1973-1981 годах работал заместителем начальника Управления аварийно-спасательных работ и охраны аэропортов Министерства гражданской авиации СССР, в 1981-1983 – начальником отдела и начальником сектора в Государственном научно-исследовательском институте Гражданской авиации.

Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 6-го созыва (в 1963-1967 годах).

Жил в Москве. Умер 3 апреля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Полковник (1961), военный лётчик 1-го класса (1957). Награждён 2 орденами Ленина (18.09.1943; 19.08.1944), орденами Красного Знамени (8.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (18.07.1945), Красной Звезды (26.10.1955), медалями.

Уже шла война, когда Илья Мусатов окончил Кировабадскую школу пилотов. Все его товарищи поехали после выпуска на фронт, а ему приказали вначале прибыть в 42-й полк авиации дальнего действия. Надо было переучиваться на самолёт ДБ-Зф.

Январь 1942 года стал месяцем боевого крещения Мусатова. Находясь в составе 754-го авиационного полка, он участвовал в групповом налёте на железнодорожный узел Владиславовка в Крыму. Старший лейтенант Харченко повел группу бомбардировщиков на малой высоте, чтобы избежать встречи с противником. Миновали Азовское море и вскоре на горизонте увидели цель. На станции стояло несколько вражеских эшелонов. Харченко сбросил бомбовый груз точно на объект. За ним последовал Мусатов и другие лётчики. От вражеских эшелонов не осталось ничего.

17 марта 1942 года капитан Харченко повёл девятку бомбардировщиков на цель. Мусатов летел на своем обычном месте, которое за ним закрепилось с первого вылета,— левым ведомым в ведущем звене. Немецкие зенитки встретили наши бомбардировщики лихорадочным огнём. Но девятка Харченко продолжала идти по заданному маршруту. Вскоре на них напали впервые тогда применённые врагом модернизированные истребители Ме-109ж. Прикрывавшие наши бомбардировщики 2 истребителя смело вступили в бой. Но силы были неравны. Бомбардировщики отстреливались сами. Самолёт Харченко был повреждён, и девятка осталась без командира.

Мусатов летел на высоте 2000 метров и всячески маневрировал, хитрил. Оказавшись один, он повернул в сторону Азовского моря, перевёл свой самолёт в пикирование. Бомбы сбросил точно на цель. При возвращении на свой аэродром отказало управление. Самолёт стал падать. Изо всех сил Мусатов выровнял тяжёлую машину и дотянул до аэродрома. При осмотре все были в глубоком удивлении - как же удалось посадить самолёт: всюду были пробоины, рваные дыры.

Ещё не раз на разбитой машине, с зияющими дырами в плоскостях, на одном моторе, с перебитыми рулями управления возвращался Мусатов на свою базу, выходил победителем.

На летнюю кампанию 1943 года гитлеровское командование возлагало большие надежды. Ему необходимо было восстановить свой крепко пошатнувшийся престиж. И пока обе стороны готовились к решающим схваткам летом 1943 года, большую активность развивала советская дальнебомбардировочная авиация. Она наносила бомбовые удары по стратегическим центрам и важнейшим коммуникациям врага.

16 апреля 1943 года в газете «Правда» было опубликовано официальное сообщение, в котором говорилось, что в ночь на 15 апреля советские самолёты совершили налёт на Данциг и Кенигсберг и подвергли бомбардировке военные объекты этих городов. В Данциге возникло много пожаров и наблюдались сильные взрывы, особенно в расположении нефтяных складов. В Кенигсберге большие пожары произошли в гавани и на товарной станции.

В этой информации впервые в печати встречается фамилия Мусатова. Написано об этом человеке весьма скромно и коротко, и одно место вызывает недоумение: «От бывалых лётчиков не отстала и молодежь. Гвардии сержант И. Мусатов и штурман гвардии капитан А. Торопов точно привели свой корабль к городу и обрушили смертоносный металл на военные объекты Данцига». Гвардии сержант (!) был командиром ДБ-3ф, а гвардии капитан (!) у него был штурманом. Ещё в экипаж входили стрелок-радист гвардии старшина Малик Чарыев и стрелок гвардии сержант Дмитрий Никитин.

Газетные сообщения о бомбардировках военных объектов врага в Кенигсберге, Данциге, Тильзите, Инстенбурге стали появляться одно за другим. Вот одно из этих сообщений: «В ночь на 29 апреля большая группа наших самолётов в сложных метеорологических условиях произвела налет на г. Кенигсберг. На военные и промышленные объекты Кенигсберга сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Наши лётчики наблюдали взрывы и большие пожары, пламя которых видно было за 100 километров. Все наши самолёты, кроме одного, вернулись на свои базы».

В августе 1943 года за особо выдающиеся заслуги в выполнении заданий командования на фронте Илье Ивановичу Мусатову вручили орден Ленина.

А через год он удостоился самой высокой чести: 19 августа 1944 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. К тому времени Илья Мусатов совершил более 200 боевых вылетов.

В 1943 – 1945 годах Мусатов участвовал в налётах на вражеские военные объекты Будапешта, Бухареста, Констанцы, Хельсинки, Варшавы и Берлина.

В суровую стужу, в лютые морозы, в непогоду, днём и ночью водил Мусатов свою летающую крепость на бомбёжки военных объектов и группировок врага. А когда советские войска развернули наступление на всех фронтах, вместе с другими лётчиками Мусатов помогал сухопутным войскам взламывать узлы сопротивления врага, бомбил его тылы и коммуникации. Это была систематическая, трудная и опасная боевая работа.

Именно такие опытные, бесстрашные лётчики, как Илья Иванович Мусатов, прославили боевые знамёна своих частей и соединений. Это благодаря их боевому трудолюбию полк заслужил звание гвардейского, был награждён орденом Красного Знамени.

Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
 Туляки - Герои Советского Союза. Тула, 1967.