Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Сухов Иван Степанович

 
Сухов Иван Степанович
19.09.1907 - 11.10.1976
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 22.02.1939 Медаль № 470

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бюст в Белорецке
  Бюст в Белорецке (общий вид)


Сухов Иван Степанович – штурман авиаэскадрильи бомбардировщиков СБ в Китае, капитан.

Родился 6 (19) сентября 1907 года в посёлке Белорецкий Завод (ныне – город Белорецк, Башкирия) в семье рабочего. Русский. В 1919 году окончил 4 класса школы. Работал: реечником и ремонтным рабочим на Белорецкой железной дороге (в 1919-1921 годах), чернорабочим на Белорецком металлургическом заводе (в 1921-1925 годах), мастером-гвоздарём на проволочно-гвоздильном заводе (в 1925-1928 годах).

В армии с сентября 1928 года. В 1931 году окончил Казанскую пехотную школу, до июня 1932 года служил в пехоте (в Приволжском военном округе). В июне 1932 направлен на учёбу в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей, которую окончил в декабре 1932. Служил штурманом в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В 1935 окончил курсы штурманов при Ейской военной авиационной школе морских лётчиков. Был штурманом отряда, 12-й скоростной бомбардировочной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе).

Участник боевых действий в Китае с 30 марта по 1 сентября 1938 года. В должности штурмана авиаэскадрильи совершил 28 боевых вылетов на бомбардировщике СБ (боевой налёт – 69 часов). В составе экипажа под командованием Т.Т.Хрюкина участвовал в авианалёте, бомбардировке и уничтожении японского корабля - авиаматки, как в те годы называли авианосцы (современными историческими исследованиями данный факт не получил подтверждения).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года «за образцовое выполнение заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство» полковнику Сухову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему в 1940 году была вручена медаль «Золотая Звезда» №470.

В 1938-1939 – штурман 18-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Московском военном округе). Участвовал в освобождении Западной Белоруссии в 1939 году. С ноября 1939 года – штурман-инспектор Управления ВВС Красной Армии.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов, был награждён орденом Красной Звезды.

С августа 1940 года – штурман авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе). В этой должности встретил войну.

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – штурман 8-й смешанной авиационной дивизии (Северо-Западный фронт), с августа 1941 – в распоряжении командира 81-й авиадивизии, в январе-апреле 1942 – штурман авиаэскадрильи 433-го разведывательного авиационного полка, в апреле-ноябре 1942 – штурман ВВС 26-й армии (Карельский фронт), в ноябре 1942-марте 1943 – старший штурман 259-й истребительной авиационной дивизии (Карельский фронт), в марте 1943-мае 1945 – главный штурман 5-го истребительного авиационного корпуса (1-й Украинский фронт). Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике и Заполярье, в Курской битве, битве за Днепр, освобождение Правобережной и Западной Украины, Берлинской и Пражской наступательных операциях.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С мая 1946 полковник И.С.Сухов – в запасе.

В 1946-1950 – штурман-испытатель авиазавода №51 (г.Реутов Московской области). Участвовал в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции В.Н.Челомея на летающих лабораториях Ту-2ЛЛ и Пе-8ЛЛ. В 1950-1958 – штурман-испытатель Научно-испытательного института самолётного оборудования (г.Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Ли-2, Ил-12, Ил-14 и Ил-28.

Жил в Москве. Умер 11 октября 1976 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Полковник (1938), штурман-испытатель 1-го класса(1950). Награждён орденами Ленина (22.02.1939), Красного Знамени (11.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (5.07.1944), 2 орденами Красной Звезды (19.05.1940, 3.11.1944), медалями.

Именем Героя названа одна из улиц Белорецка, на Аллее Славы установлен его бюст.

О ПОДВИГЕ И.С.СУХОВА:

— Болтают, будто там [в Китае] наши авиаматку накрыли. Правда — нет?

— Накрыли. Пошли бомбить переправу через Янцзы, а облачность — до земли, видимость над целью — ноль. Штурман Сухов Иван Степанович говорит: "Командир, вверх по Янцзы погода лучше, пойдем туда..." Чтобы, значит, бомбы домой не привозить.

— Ты тоже летал?

— Слушай... Японцев врасплох не поймаешь. И не думай! У них все стены с ушами. Хрюкин, хочу сказать, молчать умеет и других приучал... железной рукой. Железной. Надо что обсудить, огласить командирское решение — уходим в поле. "Азия! Восток!" А в столовой или в общежитии разговоры на одни житейские темы, вроде того: "Федя, у тебя есть дети?" — "Есть". — "Как зовут?" — "Не знаю", — это надо мной смеялись. В Китай уезжал, жена была в роддоме, кого принесла — не знаю... вот эту косточку глодали. О боевой работе — ни гу-гу. Хрюкин пресекал, вплоть до откомандирования на родину...

Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись, с ума сойти... Разведка доносит: "Барыня", — это шифр ей дали такой, или прозвище, — "Барыня" стала на якорь в устье..." Наши по газам, мчат в устье, а "Барыни" и след простыл. Один экипаж застукал её на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговорённая. Водит за нос и не даётся, верно что "Барыня"...

А Иван Степанович её учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера её прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... "Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по "Барыне" с ходу!" — "Где?.. Куда?.. Не вижу!.. — это Хрюкин. — Не примерещилось, Иван?"

Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, ну, пользуется своими приёмами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта.

Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!.. Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. "Три градуса, — дышит, — так держать!.." Теперь вижу! Есть держать!.. Через носок унта или по науке, судить не берусь, скажу одно: наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе...

А прошлый год, в Разбойшине, на перегонке встретились, Иван Степанович вспомнил: в Ханькоу, когда наградные оформляли, Хрюкин заявил: "Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным манёвром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта..."

Из книги А.З.Анфиногенова "Мгновение — вечность". — М.: Московский рабочий, 1994.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Анфиногенов А.З. Мгновение - вечность. - М.:Советский писатель,1983
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы Российского государственного военного архива
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
 Кузнецов И.И., Джога И.М.Первые Герои Советского Союза (1936-1939).-Иркутск:1983
 Личное дело
 Подвиги их - бессмертны. - Уфа: Китап, 2000.
 Славные сыны Башкирии. Книга 1. Уфа, 1965