Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Хрюкин Тимофей Тимофеевич

 
Хрюкин Тимофей Тимофеевич
21.06.1910 - 19.07.1953
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 22.02.1939 Медаль № 127
2. 19.04.1945 Медаль № 38

    Памятники
  Надгробный памятник (вид 1)
  Надгробный памятник (вид 2)
  Мемориальная доска в Москве
  Аннотационная доска в Севастополе


Хрюкин Тимофей Тимофеевич - советский лётчик-интернационалист и военачальник.

Родился 8 (21) июня 1910 года в городе Ейск Кубанской области, ныне Краснодарского края. Из семьи рабочего-каменщика. Русский.

Трудовой путь Т.Т. Хрюкин начал рано. С 8 лет работал батраком у богатых казаков. В 1920 году убежал из дома и 2 года беспризорничал. С 1922 года жил в станице Привольная, работал грузчиком в порту станицы Приморско-Ахтарская, чернорабочим. В 15 лет начал учиться в вечерней школе, в те же годы окончил вечернюю совпартшколу в станице Каневская. В 1926 году вступил к комсомол и выдвинулся на комсомольскую работу: секретарь станичной ячейки комсомола, заместитель секретаря районного комитета комсомола по работе в казачьей молодёжью, председатель станичного комитета сельскохозяйственных рабочих, заведующий организационным отделом райкома комсомола. В январе 1930 года избран секретарём Каневского райкома комсомола. Работал и одновременно учился на рабфаке в Краснодаре. После окончания рабфака в 1932 году поступил в сельскохозяйственный институт. Член ВКП(б) с 1929 года.

В мае 1932 года по партийному набору призван в Красную Армию. Окончил Луганскую военную авиационную школу в декабре 1933 года. Служил в частях бомбардировочной авиации: младший лётчик 5-й легкобомбардировочной эскадрильи (Витебск), с 1935 года - старший лётчик 10-й скоростной бомбардировочной эскадрильи (Смоленск).

В августе 1936 - марте 1937 годов добровольцем сражался на национально-освободительной войне в Испании на стороне республиканского правительства. Командовал бомбардировочной эскадрильей, летал на бомбардировщиках "СБ", награждён орденом Красного Знамени.

По возвращению на Родину с апреля 1937 года командовал 13-й бомбардировочной эскадрильей (аэродром Шайковка) в ВВС Белорусского военного округа. С августа того же года - командир отряда в 14-й скоростной бомбардировочной эскадрилье. С января 1938 года - командир 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи и исполняющий обязанности командира 103-й авиационной бригады.

В августе 1938 года направлен в Китай. Командовал бомбардировочной эскадрильей, затем авиагруппой. Совершил около 100 боевых вылетов на бомбардировку позиций японских войск. Руководил налётом на аэродром противника на Тайване. Все стратегические бомбардировщики под его командованием вернулись назад без потерь. Там же в Китае совершил свой знаменитый подвиг. Руководимая им группа из 12 бомбардировщиков утопила японский авианосец. За эту операцию был награждён китайским орденом.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" полковнику Хрюкину Тимофею Тимофеевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года "за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство" при оказании интернациональной помощи братскому китайскому народу в борьбе с японскими милитаристами.

В 1939 году Т.Т. Хрюкин окончил курсы усовершенствования высшего командного состава при Академии Генерального штаба РККА. С февраля 1939 года - командир 10-й скоростной бомбардировочной авиабригады в Киевском Особом военном округе (Белая Церковь). С ноября 1939 года - начальник отдела бомбардировочной авиации лётно-технической инспекции Управления ВВС РККА. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов командовал ВВС 14-й армии (мурманское направление). Всего в Испании, в Китае и в Финляндии совершил 115 боевых вылетов.

С мая 1940 года - заместитель генерал-инспектора ВВС РККА.

С 27 мая 1941 года - командующий ВВС 12-й армии Киевского Особого военного округа. С первых дней Великая Отечественная война в должности командующего ВВС 12-й армии сражался на Юго-Западном фронте. В августе 1941 года назначен командующим ВВС вновь созданного Карельского фронта. В его задачу входила организация прикрытия с воздуха Кировской железной дороги. В этот период Хрюкину приходилось решать огромное количество вопросов, о которых он раньше и не думал: боевые действия ночью, переучивание лётного состава на американские и английские самолёты, перевооружение частей, развитие сети аэродромов, использование средств радионавигации, светомаяков и т.д.

В июне 1942 года генерал-майора Хрюкина назначают командующим ВВС Юго-Западного фронта, позже преобразованных в 8-ю воздушную армию. Под его руководством лётчики сражались под Харьковом, Сталинградом, Ростовом-на-Дону, на реке Миус, в Крыму. Он настойчиво проводил линию на совершенствование подготовки лётного состава для действий в любых условиях. Теорию подкреплял практикой. Поощрял всякие разумные предложения и мероприятия, направленные на повышение боевой деятельности частей. Решительно и умело маневрировал силами и средствами. По его инициативе под Сталинградом был создан полк асов - 90-й гвардейский истребительный. Внедрял разработанную в армии тактику действий штурмовой авиации со средних высот. Много сделал для улучшения управления авиацией. Неоднократно разрабатывал планы крупных операций (первая - во время контрнаступления под Сталинградом).

В июле 1944 года Т.Т. Хрюкин возглавил 1-ю воздушную армию 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в Восточно-Прусской наступательной операции и в штурме Кёнигсберга.

Второй медали "Золотая Звезда" генерал-полковник авиации Хрюкин Тимофей Тимофеевич удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу.

После войны командовал воздушной армией. С 30 июля 1946 года - заместитель Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. С 11 июля 1947 года - командующий 7-й воздушной армией Войск ПВО страны (штаб в Баку), а после её реорганизации в апреле 1949 года - командующий Бакинским районом ПВО. В 1950 году окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова (Военная академия Генерального штаба). С сентября 1950 года - заместитель Главнокомандующего ВВС по военно-учебным заведениям.

Однажды во время учений генерал-полковник авиации Хрюкин ехал на автомобиле в штаб. Неожиданно на дороге оказалась группа женщин. Шофёр затормозить не успел. Тогда Хрюкин выхватил руль и направил машину в кювет. Врачи спасли ему жизнь, но авария сильно подорвала его здоровье...

Скончался 19 июля 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 4).

Воинские звания:
лейтенант (1935),
старший лейтенант (1937),
капитан (1937),
полковник (26.09.1938, минуя звание майора),
комбриг (4.05.1940),
генерал-майор авиации (4.06.1940),
генерал-лейтенант авиации (17.03.1943),
генерал-полковник авиации (11.05.1944).

Награждён орденом Ленина (22.02.1939), 3 орденами Красного Знамени (2.01.1937, 7.05.1940, 23.11.1942), орденами Суворова 1-й (16.05.1944) и 2-й (17.09.1943) степеней, 2 орденами Кутузова 1-й степени (8.02.1943, 4.07.1944), орденами Богдана Хмельницкого 1-й степени (19.03.1944), Отечественной войны 2-й степени (1942), Красной Звезды (1947), медалями, иностранными орденами: орден Почётного Легиона (Франция), китайский орден.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т.Хрюкина установлен на его родине в городе Ейске. В Волгограде на улице его имени установлена мемориальная доска. В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Именем Героя названы улицы в Ейске и станице Привольная Каневского района Краснодарского края, морское судно.

Биография дополнена Антоном Бочаровым (пос. Кольцово Новосибирской области).

Уже вскоре после того как окончил школу, Тимофей Хрюкин по зову своего сердца оказался среди тех, кому довелось скрестить оружие против японских милитаристов, помогая китайскому и монгольскому народам в их справедливой освободительной борьбе. А спустя некоторое время он был уже на западе, водил свой бомбардировщик в небе героической Испании, нанося удары по войскам фашистских мятежников и интервентов.
Имя этого несколько сурового на вид человека с "Золотой Звездой" Героя на мундире было известно всей стране. Генерал авиации был очень молод: ему едва перевалило за тридцать.
Начало Великой Отечественной войны застало генерал-майора авиации Хрюкина в пути. Он закончил высшие курсы Академии Генерального штаба и направлялся к своему месту службы в качестве командующего военно-воздушными силами 12-й армии. Вверенные Хрюкину авиасоединения были быстро приведены в полную боевую готовность. Авиационную технику и личный состав удалось переместить на запасные аэродромы. И сразу же в воздухе развернулись ожесточенные бои.

Обстановка на фронте менялась быстро. Хрюкин организовывал противовоздушную оборону Киева, дрался за Умань, за Канев. В течение месяца руководимые им летчики самоотверженно помогали армии Р. Я. Малиновского сдерживать натиск мощной ударной группировки Клейста, пытавшейся форсировать Днепр. Командование армии проявило большое искусство, срывая все попытки врага строить переправы. В распоряжении командующего были значительные силы, и он сосредоточил их для уничтожения скоплений вражеских войск перед переправой. Авиация наносила непрерывные массированные удары по подходящим группировкам противника.
Особенность ее действий заключалась в том, что генерал Хрюкин использовал имевшиеся силы сосредоточенно, что было довольно необычным для того времени, тем более что самолетов пока еще не хватало. Часто по этому поводу возникали ожесточенные споры, высказывались резкие возражения. Но генерал отличался настойчивостью и непреклонностью. Он не раз лично убеждался в преимуществе массированных ударов авиации перед действиями рассредоточенных групп самолетов, поэтому горячо отстаивал свою точку зрения, убеждал сомневающихся. Иногда по решению командующего в воздух поднималась одновременно треть или половина всех сил авиации и наносила сокрушительный удар по наиболее уязвимому месту врага, где намечалось главное направление его наступления.
Тесное взаимодействие авиации с наземными войсками в немалой степени способствовало тому, что группа Клейста, несмотря на неоднократные попытки, так и не смогла переправиться через реку под Днепропетровском. Клейст был вынужден перебросить войска из этого района на север, к Кременчугу.
Выигрыш времени в тех условиях имел очень большое значение для срыва замыслов Гитлера. Все возрастающее сопротивление Советской Армии, особенно на направлении группы немецких армий "Юг", спутало карты агрессоров.

В августе 1941 года генерал Хрюкин получил новое ответственное назначение - командующим военно-воздушными силами вновь создаваемого Карельского фронта. Ему предстояло организовать прикрытие с воздуха Мурманска и Кировской железной дороги.
В планах Гитлера намечалось осуществить в кратчайший срок захват Мурманска с его незамерзающим портом, а также прекратить движение по жизненно важной для нашей страны Кировской железной дороге. С этой целью гитлеровцы сосредоточили здесь отборные войска. Среди них были и гренадеры-эсэсовцы, и горные егеря, штурмовавшие Крит, и тирольские стрелки, овладевшие Нарвиком. Эти войска победным маршем прошли по Франции, Греции, Норвегии. Сюда устремились все силы 5-го воздушного флота Германии. В распоряжении гитлеровских летчиков была удобная аэродромная сеть, созданная немцами еще до войны в Норвегии и Финляндии. На север, в Баренцево море, фашистское командование перебросило значительные силы своего военно-морского флота, в том числе линкоры "Тирпиц", "Шарнгорст", крейсер "Принц Евгений", десятки миноносцев, подводные лодки, вспомогательные суда.
Все эти силы нацеливались на Мурманск, на Советскую Карелию, на Кировскую железную дорогу. В случае успеха гитлеровские войска вышли бы в район Вологды и стали наступать на Москву с севера.
Совместно с наземными соединениями нашей авиации предстояло сорвать эти замыслы врага. Авиация должна была помимо надежного прикрытия с воздуха всего района боевых действий и железнодорожной магистрали совместно с Северным флотом охранять и корректировать движение судов, которые шли из Англии. И все это ВВС фронта приходилось делать, испытывая острый недостаток боевых машин.
Генерал Хрюкин принимал самые экстренные меры, чтобы немедленно расширить самолетный парк, подобрать кадры, которые могли бы правильно оценить сложившуюся обстановку и действовать энергично, проявляя максимум инициативы и расторопности. Трудности отнюдь не уменьшились, когда в его распоряжение стали поступать боевые машины.
Дело в том, что при крайней нужде в современных для того времени скоростных истребителях потребности ВВС Карельского фронта не могли быть удовлетворены полностью отечественными самолетами. В армию приходили самолеты из США и Великобритании. И вот когда самолеты наконец поступали, то оказывалось, что к ним нет сборочных механизмов или в некомплекте соответствующее оборудование. Затруднения возникали и при освоении незнакомых самолетов, потому что никому из советских летчиков до этого не приходилось летать на подобных машинах. Но медлить было нельзя.
Ряд трудностей обусловливался особенностями самого театра военных действий. Местность здесь безориентирная, глазу летчика, как говорят, не за что зацепиться: населенные пункты редки, ландшафт однообразный.- Аэродромов не хватало. Да и те, что имелись, не всегда были удобны для выполнения боевых заданий.
В таких условиях командующему и его штабу приходилось решать множество неотложных дел. Генерал Хрюкин непосредственно занимался и учебой личного состава, и перевооружением частей, и организацией аэродромной сети, средств радионавигации и светомаяков, и другими вопросами. Даже такой вопрос, как планирование работы частей и самого руководства, приобретал здесь особое значение. Летом день на Севере длится непрерывно. Значит, нужно строго спланировать, в какие часы отдыхать командиру части и в какие - заместителю. На каждый боевой самолет командующий решил прикрепить по два экипажа летчиков: одни бодрствуют в первую половину суток, другие - во вторую. Так обеспечивалась круглосуточная боевая готовность без увеличения количества частей.
Удалось увеличить и число действующих аэродромов. Новые аэродромы строили в виде посадочных полос между гор и в тундре. Сооружали деревянные решетчатые полосы, превращая таким образом топкие болота в аэродромы. Делали и насыпные площадки: срезали холмы и этим грунтом засыпали овраги. Через глубокие и широкие овраги перекидывали деревянные эстакады, которые, соединив два обрыва, превращались в полосы для взлета и посадки.
Так самоотверженным трудом командующего, его помощников и всего личного состава в неимоверно трудных условиях создавались военно-воздушные силы Карельского фронта. Генерал Хрюкин проявил себя как блестящий организатор и умелый военачальник, осуществлявший гибкое и умелое руководство боевыми действиями, авиации. Авиация, действовавшая на Карельском фронте, наносила серьезные удары по аэродромам противника, не раз неожиданно для врага с большой эффективностью штурмовала его крупные аэродромы.
Немецко-финским войскам, несмотря на большое превосходство в боевой технике и людях, так и не удалось осуществить планы захвата Советского Заполярья. Провалилась и их фронтальная атака на Мурманск, и попытки прорваться южнее - на Кандалакшу и Лоухи, чтобы перерезать Кировскую железную дорогу. Во всем этом сыграла свою роль авиация Карельского фронта, которой руководил генерал Хрюкин.
В бесплодных попытках к наступлению враг потерял десятки тысяч солдат и офицеров и вынужден был перейти к обороне. После этого фашисты хотели путем интенсивных ударов с воздуха блокировать железнодорожную магистраль и Мурманский порт. На Карельском фронте развернулись огромные воздушные бои, настоящие воздушные сражения, в которых участвовало по 100-200 самолетов с каждой стороны. И снова замыслы противника сорваны. Летчики генерала Хрюкина уничтожили в небе Заполярья лучшие кадры 5-го немецкого воздушного флота. Порт Мурманск продолжал работать без каких-либо существенных перебоев, а по железной дороге шли и шли советские поезда.
Бои на Карельском фронте были очень серьезной проверкой сил и способностей каждого бойца и командира. Авиационный генерал Хрюкин с честью ее выдержал.
В начале июня 1942 года Хрюкина вызвали в Москву. Там генерала ожидало новое ответственное назначение.

К весне 1942 года гитлеровское командование, оправившись после зимних поражений и пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, стало концентрировать силы для нового крупного наступления на советско-германском фронте. На этот раз Гитлер намеревался нанести свой удар на Юго-Западном фронте, захватить междуречье Волги и Дона и Кавказ. По его расчетам, в результате летнего наступления гитлеровские войска должны были не только выйти к берегам Волги, но и форсировать ее и, таким образом, перерезать важнейший путь снабжения Советской Армии и всей нашей страны. Овладев Кавказом, Гитлер надеялся пополнить запасы нефти, в которой Германия испытывала острую нужду.
На Юго-Западном фронте для Советской Армии создалась весьма сложная обстановка. Гитлеровские войска овладели Харьковом, вышли к Ростову.
Именно в это время Верховное командование приказало генерал-майору авиации Т.Т. Хрюкину возглавить военно-воздушные силы Юго-Западного фронта.
Немецко-фашистские войска начали свое летнее наступление к берегам Волги. Подготовив плацдарм, противник устремился на Валуйки, Купянск, Новый и Старый Оскол. Командующему, как и на Севере, пришлось руководить боевыми действиями авиации, одновременно занимаясь реорганизацией и перевооружением армии на новую материальную часть. На вооружение поступали истребители "яки" и "лагги", бомбардировщики ПЕ-2, штурмовики ИЛ-2. Осваивая новую для себя технику, летный состав с ходу вступил в бой. Но учеба и поиски наилучших приемов использования авиации не прекращались даже в самый разгар боев.
Командующий 8-й воздушной армией, используя накопленный опыт борьбы, придерживался принципа массированного применения сил на направлениях главного удара. Под Купянском, например, Клейст бросил в сражение около 500 танков. С воздуха их прикрывала отборная эскадра гитлеровской авиации. Чтобы сорвать этот удар, с нашей стороны в бой было введено до 180 истребителей. Противник в итоге боя потерял не менее 90 самолетов. Эскадра "Питкус" практически полностью потеряла боеспособность, и гитлеровское командование вынуждено было отвести ее в тыл на переформирование.
Здесь же, в боях на подступах к Сталинграду, в 8-й воздушной армии родился новый метод действий штурмовой авиации. До этого "ильюшины", как правило, сбрасывали с бреющего полета бомбы замедленного действия. При таких условиях замедление было неизбежно, чтобы обезопасить при взрыве собственные самолеты. Однако это давало возможность и противнику спрятаться в укрытиях или удалиться на безопасное расстояние.
А нельзя ли бомбить на "ильюшиных" с пикирования? Тогда можно применить взрыватели мгновенного действия.
Командующий поставил этот вопрос перед специалистами. Получив согласие, генерал сам выехал к штурмовикам, побеседовал с летчиками, обсудил в частях, как это практически лучше осуществить, а затем приказал применить новый метод в бою. В результате эффективность штурмовых ударов значительно возросла.

С середины июля 1942 года генерал Хрюкин возглавил воздушную оборону Сталинграда. В оборонительный период численность нашей авиации была относительно невелика, если учесть, что противник имел здесь 4-й воздушный флот в полном составе. Поэтому нашим летчикам приходилось вылетать по три-четыре и даже пять раз в день.
Генерал Хрюкин прилагал все силы, чтобы обеспечить наибольшую согласованность в действиях авиации и наземных частей. Его командный пункт до последней возможности оставался в городе, на правом берегу Волги,- там, где находились командующие наземными войсками. Но когда передний край оказался в 800 метрах от КП, руководство авиацией пришлось осуществлять, переместившись на противоположный берег. Тут же располагались танкисты и артиллеристы. Командующие каждый день тщательно согласовывали между собой планы действий своих частей и соединений. Батареи гвардейских минометов, артиллерия и авиация совместно обрушивали свои удары на боевые порядки противника, уничтожая его живую силу и боевую технику. Неся огромные потери, враг был вынужден вводить в бой все новые и новые дивизии.
И так каждый день на протяжении всей героической обороны Сталинграда, до того момента, пока Советская Армия не перешла в решительное контрнаступление.
В период боев за ликвидацию окруженной гитлеровской группировки генерал Хрюкин предложил план блокады ее с воздуха. Его летчики совместно с авиацией 16-й воздушной армии, руководимой генералом С.И. Руденко,- сумели наглухо захлопнуть "крышку" над котлом, в который попали 22 вражеские дивизии.
Заверения Геринга о том, что он сумеет обеспечить снабжение окруженных войск с воздуха, потерпели полный крах. За время блокады советские летчики сбили свыше 450 фашистских самолетов, пытавшихся прорваться к своим войскам, и не менее 400 самолетов противника было уничтожено и повреждено на аэродромах. Большую помощь оказала авиация наземным войскам и в разгроме группировки фельдмаршала Манштейна, пытавшегося разорвать кольцо окружения извне.
8-я воздушная армия, которой командовал генерал Хрюкин, в Сталинградской битве решала боевые задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками и авиаторами других соединений и объединений Военно-Воздущных Сил.

Славными вехами боевого пути прославленного авиационного соединения в Отечественной войне после Сталинграда стали его героические действия по поддержке наших наземных войск при взятии Ростова, освобождении Донбасса, прорыве мощной обороны на реках Миус и Молочная. Летчики надежно сопровождали пехоту, танки и конницу в стремительном наступлении в Крыму.
Авиаторы 8-й воздушной армии под командованием Т.Т. Хрюкина проявили образцы боевого мастерства и отваги. И не случайно в память о героях-летчиках 8-й воздушной, отдавших свою жизнь в боях за Родину, в городе-герое Севастополе, на Малаховом кургане, воздвигнут памятник.

В июне 1944 года Т. Т. Хрюкин возглавил 1-ю воздушную армию. Используя богатый опыт, накопленный в предыдущих операциях Отечественной войны, он с честью сумел справиться со своими нелегкими обязанностями в сражении за освобождение Белоруссии и Литвы. Летчики 1-й воздушной армии надежно прикрывали с воздуха наземные войска 3-го Белорусского фронта, которыми командовал талантливый советский полководец, дважды Герой Советского Союза генерал армии И.Д. Черняховский.
Восточно-Прусская операция и штурм Кенигсберга венчали славный боевой путь Т.Т. Хрюкина.
На второй день операции по овладению Кенигсбергом перед авиационными соединениями была поставлена задача наращивать удар, чтобы ускорить продвижение наземных войск. С этой целью части авиации должны были бомбить вражескую крепость днем. Впервые такая задача поручалась тяжелым бомбардировщикам. И генерал Хрюкин сделал все, чтобы надежно обеспечить их помощью своих истребителей и штурмовиков. Небо над Кенигсбергом было очищено от фашистских самолетов. Наши войска ворвались в город с севера и с юга.
Непрерывно, днем и ночью, продолжался этот всесокрушающий штурм. В ночь с 9 на 10 апреля остатки гарнизона крепости и города Кенигсберг капитулировали. После окончания героического штурма десятки и сотни отличившихся воинов всех родов войск были отмечены высокими правительственными наградами. Правительственных наград удостоились многие летчики воздушной армии. А ее командующему генералу Хрюкину была вручена вторая "Золотая Звезда".

А. Киселев



Отдельное спасибо за помощь в подготовке биографии Александру Мельникову.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым

    Источники
 Анфиногенов А.З. Мгновение - вечность. - М.:Советский писатель,1983
 Великая Отечественная. Командармы. М.-Жуковский, 2005.
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940-1941 гг. М.,СПб.2005.
 Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.
 Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
 Сорокожердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.
Таран оружие смелых