Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Наринян Николай Артёмович

 
Наринян Николай Артёмович
23.10.1905 - 16.05.1971
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 95
Орден Ленина № 15497

    Памятники
  Надгробный памятник


Наринян Николай Артёмович – начальник головного ремонтного восстановительного поезда №3 (горем-3) Управления военно-восстановительных работ №2 (УВВР-2) Ленинградского фронта.

Родился 23 октября 1905 года в селе Ванк, ныне Мартакертского района Нагорноо-Карабахской республики, в крестьянской семье. Армянин. В 1919 году был принят учеником в частную переплётную мастерскую. Окончил четырёхклассное училище.

В 15 лет добровольцем вступил в Красную Армию. Бойцом 5-го отряда участвовал в боях на Туркестанском фронте. В 1922 году уволился в запас и приехал в Тифлис. В 1927 году окончил техникум путей сообщения. По направлению прибыл в Ленинград в Управление Северо-Западной дороги. В должности техника-десятника работал на строительстве вторых путей на линии Витебск - Невель. В 1929 году был направлен на стройку Турксиба прорабом.

В том же году был вновь призван в армию. Службу проходил в 10-й полковой школе. Ушёл в запас с должности командира взвода. В октябре 1930 года вернулся в Ленинград, был принят на должность прораба 2-го строительного участка Октябрьской железной дороги. Без отрыва от производства учился в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС).

В 1932 году был вызван на переподготовку и оставлен в войсках командиром роты одной из железнодорожных частей на Дальнем Востоке. Там формировался Особый железнодорожный корпус, и была нехватка командиров среднего звена. Службу проходил в городе Свободный. В 1937 году «за стахановско-кривоносовскую работу на транспорте» был награждён наркомовским знаком «Ударник Сталинского призыва». За время службы на имел 12 благодарностей и премию.

В декабре 1937 года снова был уволен в запас и вернулся в Ленинград. С февраля 1938 года - прораб 6-го строительного участка Севзапстройпути. Руководил стройкой на станции Дно (тогда в Ленинградской области).

Участвовал в войне с Финляндией 1939-1940 годов, во время боёв на Карельском перешейке был на переднем крае. В фронтовых условиях руководил работой воинов-железнодорожников по обеспечению нужд действующей армии. 17 мая 1940 года был награжден медалью «За трудовое отличие».

С началом Великой Отечественной Н. Наринян в частях железнодорожных войск. В конце июня 1941 года он на Карельском перешейке руководил эвакуацией пути и мостов линии Вяртсила - Меткаселькя у границы с Финляндией. Когда часть колонны оказалась отрезанной финскими войсками, Наринян, уничтожив подвижной состав и паровоз, следуя пешком, вывел с боями более двухсот человек в район Кексгольма, в расположение своих войск. Здесь восстанавливал станцию Новые Пески, разрушенную вражеским десантом. Восстановив станцию, десять суток железнодорожники обороняли от вражеских десантников.

В августе 1941 года Нариняну было поручено строительство моста-дублёра через реку Волхов в районе станции Волховстрой, но работы закончить не удалось, так как гитлеровцы, наступая на Тихвин, приблизились к Волховстрою. Воинское железнодорожное подразделение Горем-3 по приказу командования эвакуировалось в Вологду. На Ленинградском фронте был создан Горем-3-бис для восстановительных работ у города и в городе. Наринян с оставшимися дежурными взводами мостовиков и путейцев занимался восстановлением Волховского железнодорожного узла, непрерывно разрушаемого налётами авиации и артиллерийско-миномётным огнём.

В декабре 1941 года Тихвин был освобождён и командование Ленинградского фронта направило все силы на быстрейшее восстановление линии Тихвин - Волховстрой. Мостовики Нариняна за короткий строк в сложных погодных условия (температура доходила до -40) восстановили мост через реку Сясь. В ходе работ Наринян со всей присущей ему энергией, отдыхая по 2-3 часа в сутки, воодушевляя своей неутомимостью и энтузиазмом строителей. 1 января 1942 года к пяти часам утра все восстановительные работы на участке Подборовье - Тихвин - Волховстрой были завершены и первые шесть поездов с продовольствием и горючим для блокадного Ленинграда прибыли на станцию Волховстрой.

В январе-феврале 1942 года мостоотряд Нариняна восстанавливал линию от Волховстроя через Андрееве до Посадниково, которая улучшала обеспечение Ленинграда по линии Сонково – Будогощ - Андрееве. Затем вернулся к сооружению опор моста-дублёра через реку Волхов, начатого постройкой в 1941 году. В июне-июле 1942 года мостовики Нариняна возводили ряд искусственных сооружений на спешно строящейся линии Неболчи - Окуловка, чтобы можно было доставлять грузы для ленинградцев и через Бологое. Все задания были выполнены досрочно, ибо производительность труда достигала 200%.

Осенью и зимой, будучи главным инженером Горема-3, Наринян возглавлял строительство 7-го участка свайно-ледовой переправы через Неву, которая связывала Ленинград с Большой землёй. И когда в январе 1943 года блокада была прорвана и построен путь от Волховстроя до Шлиссельбурга (Петрокрепость), по этой переправе в город пошли поезда, что дало возможность значительно увеличить норму снабжения. Качество работы было таким высоким, что и весной не стали разбирать эту ледово-свайную трассу. А условия труда при ее строительстве были чрезвычайно тяжёлыми: беспрерывный артобстрел узкого коридора и строящегося моста, бомбёжки с воздуха тормозили работы, но сорвать возведение уникального сооружения не смогли.

В марте 1943 года назначен начальником Горема-3-бис. Враг разрушил большой металлический мост через реку Волхов. Нариняну поручили самую ответственную работу - надвижку пролётных строений взамен разрушенной фермы длиной 127 метров и устройство одной рамно-ряжевой опоры высотой до 14 метров. Решительный, инициативный и находчивый командир, никогда не терявшийся в самой сложной обстановке, быстро находил оптимальное решение и добивался успеха. В октябре 1943 года был представлен к награде по УВВР-2 - в список № 1, который означал представление к званию Героя Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Нариняну Николаю Артёмовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Ещё не была окончательно снята блокада Ленинграда, а с 25 января 1944 года, после освобождения Октябрьской дороги, Горем Н.А. Нариняна с другими частями железнодорожных войск приступил к восстановительным работам на участке Дубцы – Чудово – Любань. 23 февраля основные восстановительные работы на главном ходу Октябрьской магистрали были закончены и первый прямой поезд через Чудово прибыл из Москвы в Ленинград.

После снятия блокады и первые послевоенные годы работал начальником мостопоезда № 42 восстанавливал мосты в Ленинградской области, заменял временные мосты военного времени на деревянных опорах на капитальные. В 1952-1954 годах работал на строительстве моста «Дружба» через Дунай, соединявшего Румынию с Болгарией.

По возвращение на родину продолжал трудится на строительстве мостов в основном в Поволжье. Начальником мостоотряда №8 производил реконструкцию крупнейшего в стране железнодорожного моста через Волгу в районе Сызрани. С 1958 года руководил строительством автодорожного моста через Волгу в Саратове, крупнейшего в стране и в Европе. Наринян так организовал напряжённый трудовой ритм на огромной стройке, что на решающих участках работы велись круглосуточно. В феврале 1961 года в Саратове был создан Мостотрест-3 для строительства мостов в бассейнах рек Волги и Урала и первым его управляющим был назначен Н.А. Наринян, в этой должности трудился до выхода на пенсию.

Последние годы жил в городе Пушкин под Ленинградом (Санкт-Петербург). Скончался 16 мая 1971 года. Похоронен на Казанском кладбище в городе Пушкин администрации Санкт-Петербурга.

Награжден орденами Ленина (05.11.1943), Красного Знамени (15.03.1943), Трудового Красного Знамени (1964), медалями, болгарским орденом Георгия Дмитрова (1954).


 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Подводная археология   Т