Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Макаренко Алексей Иосифович

 
Макаренко Алексей Иосифович
16.05.1920 - 24.11.1991
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 7871

    Памятники
  Надгробный памятник


Макаренко Алексей Иосифович - командир звена 160-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (8-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 16 мая 1920 года в селе Петровское, ныне город Светлоград Ставропольского края, в семье рабочего-железнодорожника. Русский. С 1936 года жил в Майкопе. Окончил 7 классов средней школы № 3 и Майкопский аэроклуб имени М.М.Громова. Работал в аэроклубе техником-планеристом.

В Красной Армии с декабря 1939 года. Окончил в 1941 году Таганрогскую, в 1943 году - Кировабадскую военно-авиационные школы пилотов.

В действующей армии с 15 мая 1943 года. Воевал старшим лётчиком, командиром звена бомбардировщиков на Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Член КПСС с 1944 года.

Участвовал:
- в боях на Курской дуге, в освобождении Белгорода и Харькова, в бомбардировках противника перед днепровскими плацдармами в Черкасской области– в 1943 году;
- в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Львовско-Сандомирской операциях, бомбардировках объектов противника в городах Смела, Первомайск, Яворов, Рава-Русская, перед Сандомирским плацдармом – в 1944;
- в Висло-Одерской операции, в боевых вылетах в район Кельце, Кракова, Бреслау (Вроцлав), в Берлинской и Пражской операциях, освобождении городов Ратибор (Рацибуж), Дрезден, Млада-Болеслав – в 1945.

Командир звена 160-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант Макаренко к маю 1945 года совершил 161 боевой вылет на бомбардировку железнодорожных станций, эшелонов, скоплений войск противника, нанеся ему значительный урон.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Макаренко Алексею Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7871).

Участник Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

До 1954 года продолжал службу в армии в 83-й отдельной смешанной авиационной эскадрилье (в/ч 06884). Затем жил и работал в городах Краснодар и Волгоград. С 1966 года майор А.И.Макаренко – в запасе. Умер 24 ноября 1991 года. Похоронен на кладбище Красноармейского района в Волгограде.

Именем Героя в Краснодаре названа улица.

Награждён орденом Ленина (27.06.45), 2 орденами Красного Знамени (22.10.44; 04.05.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (08.03.45; 06.04.85), орденом Отечественной войны 2-й степени (29.07.43), медалями.

Алексей Макаренко родился на Ставрополье, детство его прошло в станице Белореченской, а юность и вся последующая жизнь были связаны с Майкопом, куда он приехал на постоянное место жительства в 1936 году и где он впервые поднялся в небо. Следуя примеру своего отца, он собирался стать машинистом паровоза, но когда в один из летних дней 1927 года в Белореченском небе увидел около двух десятков самолётов, он решил стать лётчиком, «забелев» авиацией серьёзно и навсегда.

В 1937 году Макаренко поступил в Майкопский аэроклуб. Трудно было сочетать учёбу в школе и аэроклубе, но он стойко переносил все трудности, добившись права первым в группе совершить самостоятельный полёт. В 1938 году, окончив аэроклуб, Макаренко остался работать в нём мотористом, затем трудился инструктором, являясь одновременно техником-планеристом и руководителем авиамодельного кружка при Майкопском дворце пионеров.

В декабре 1939 года Алексея Макаренко призвали в армию, и он стал курсантом Таганрогской военной авиационной школы имени В.П.Чкалова. Весной 1941 года, освоив программу обучения раньше положенного срока, он был выпущен в звании сержанта и оставлен в школе инструктором. 21 июня 1941 года Макаренко был направлен для прохождения службы в Майкоп инструктором в 17-ю военную школу пилотов первоначального обучения, созданную на базе аэроклуба. Спустя неделю после начала войны, школа была переведена в город Ленкорань, где в марте 1943 года она была расформирована, а Макаренко направлен в Кировобадскую авиашколу для переучивания на пикирующий бомбардировщик «Пе-2».

В мае 1943 года, завершив учёбу, в звании младшего лейтенанта он прибыл на Воронежский фронт, войска которого готовились к Курской битве, и был зачислен старшим лётчиком самолёта «Пе-2» в 780-й (впоследствии 160-й гвардейский) бомбардировочный полк 293-й (8-й гвардейской) бомбардировочной авиадивизии 1-го (6-го гвардейского) бомбардировочного корпуса полковника И.С.Полбина. В частях корпуса в это время шла интенсивная подготовка по освоению бомбометания с крутого пикирования, получившего впоследствии название «полбинская вертушка».

Боевое крещение Макаренко получил 5 июля 1943 года, когда в составе «девятки» командира эскадрильи капитана М.Г.Королёва он вылетел на бомбардировку скоплений войск противника в районе Белгорода. Как только миновали линию фронта, заговорили десятки вражеских зениток. Не раз самолёт Макаренко содрогался от ударной волны разорвавшегося вблизи снаряда, по фюзеляжу и крыльям барабанили осколки. Несмотря на это, лётчики ударили метко. В небо взвились черные клубы дыма, горело несколько машин с грузами. Когда группа вышла из зоны бомбометания и легла на обратный курс, на самолёт Макаренко, шедшего правым ведомым, навалились немецкие истребители. Но молодой лётчик не дрогнул. Умело управляя огнём своих пулемётов, он отбил все их атаки и благополучно вернулся на свой аэродром, заслужив благодарность командира полка за проявленные мастерство, решительность, хладнокровие и выдержку.

Нелегкое испытание выпало на долю Макаренко 12 июля. Поддерживая наши войска в ходе знаменитого танкового сражения под Прохоровкой, его самолёт был подбит и загорелся. Пламя ежеминутно угрожало вызвать взрыв бензобаков. Но Макаренко не вышел из строя. С большим трудом удерживая раненную машину в горизонтальном полёте, он отлично выполнил поставленную задачу, а затем, рискуя жизнью, перетянул горящий самолёт через линию фронта и мастерски посадил его на своей территории.

3 августа 1943 года войска Воронежского и Степного фронтов, измотав и обескровив в оборонительных сражениях ударные группировки противника, перешли в контрнаступление на белгородском и харьковском направлении, держа путь к Днепру. Несколькими днями ранее Макаренко, действуя ведомым в звене старшего лейтенанта Б.И.Гвоздикова, получил задачу совершить налёт на станцию Люботин, что в 30—40 километрах западнее Харькова. Экипажи в целях маскировки шли при полном радиомолчании, часто меняя курс. При подходе к цели грозные «пешки», войдя в пике, устремились в атаку, обрушив смертоносный груз на стоящие под парами эшелоны фашистов. В небо взвились густые тучи пыли и чадящий дым горящих пакгаузов, пристанционных зданий и железнодорожных составов, гружённых танками и машинами. Сделав ещё один заход, самолёты взяли курс на свой аэродром, и в этот момент на них сверху, из облаков, набросились 6 «мессершмиттов». Они взяли в кольцо звено, но из этой смертельной карусели Макаренко и его друзья вышли достойно и без потерь возвратились в полк. В тот же день Макаренко был вручён орден Отечественной войны 2-й степени за первые 5 успешно проведённых боевых вылетов и проявленные при этом отвагу, мужество и мастерство.

25 августа 1943 года Макаренко впервые вылетел во главе звена в качестве ведущего, получив приказ нанести удар по скоплению вражеских эшелонов на станции Бобринская. Несмотря на огонь зенитной артиллерии, он смело вывел своё звено на цель и, перейдя в отвесное пикирование, точно сбросил бомбы, уничтожив 3 танка, 13 автомашин с грузами и вызвав 3 очага пожара. Но при отходе от цели у его ведомого вражеским огнём были повреждены приборы, и он, потеряв управление, пошёл со снижением. Макаренко не бросил своего товарища в беде. Следуя за самолётом и корректируя направление его полёта, он сумел вырваться из зоны вражеского огня и посадить его на нашей территории.

Лейтенант Макаренко один из первых в полку при средней бомбовой загрузке 800-900 кг стал брать на самолёт 1000-1050 кг бомб, добиваясь этого за счёт умелого использования аэродинамических качеств самолёта и высокой техники пилотирования. Одним из первых он стал также выбираться на разведку и «свободную охоту».

Первый разведывательный полет Алексей Макаренко совершил по приказанию командира полка 17 декабря 1943 года во время боевых действий по расширению плацдарма на правом берегу Днепра в районе Черкасс. Ему предстояло разведать противника и погоду в районе города Смела. Неожиданно в районе цели появились 2 «мессершмитта», которые, открыв огонь, бросились в атаку. Но Макаренко не растерялся. Открыв ответный огонь из пулемётов, он резко с разворотом перевёл самолёт в отвесное пикирование и сумел оторваться от преследователей. Затем, не без труда выведя у самой земли нагруженную бомбами «пешку», он снова набрал высоту и, двумя заходами отбомбившись по колонне отступавших войск противника, благополучно возвратился на свой аэродром. В этот же день бомбардировщики полка, используя разведданные Макаренко, нанесли по врагу несколькими группами сокрушительные удары.

Весной 1944 года началась Уманско-Ботошанская операция. Она проходила в сложных метеорологических условиях, вызванных ранней весенней распутицей. Макаренко продолжал летать на боевые задания, поднимаясь в воздух порой по 2—3 раза в день. Так, 20 марта 1944 года во главе звена он вылетел в составе «девятки», имея задачу разрушить переправу через Южный Буг в районе Первомайска, по которой непрерывным потоком переправлялись войска и техника врага. При подходе к переправе «девятка» была встречена плотным огнём зениток и истребителями противника. Но это не помешало точному бомбометанию. Взлетели глыбы бетона, камня, земли, и с первого же захода огромная ферма моста рухнула в воду, поглотив с собой 7 автомашин с грузами и личным составом. За отличное выполнение задания командир корпуса объявил всем участникам налёта, в том числе и Макаренко, благодарность.

5 сентября 1944 года, будучи ведущим звена в составе «девятки», лейтенант Макаренко нанёс меткий удар по скоплению живой силы и техники противника на станции Борки. При подходе к цели группа была атакована истребителями противника. Умело сочетая огонь и манёвр, Макаренко отбил атаки и, выйдя точно на цель, сбросил бомбы, разрушив железнодорожное полотно, склад с боеприпасами, 9 пристанционных зданий и до 10 танков и автомашин с грузами.

В один из морозных дней декабря 1944 года Макаренко вылетел на «свободную охоту» в район польского города Кельце. Выйдя к станции, обнаружил на ней 6 железнодорожных эшелонов с войсками и техникой, охраняемых 8-ю зенитными батареями. Несмотря на огонь зениток, он точно вышел на цель, «пикирнул» и сбросил бомбы, в результате чего были разрушены 2 вагона с грузами. Затем благополучно вернулся в полк, доставив ценные сведения о противнике и фотоснимки.

Наступил 1945 год. Старший лейтенант Макаренко встретил его обстрелянным воином, имея на своем счету 73 боевых вылета. Его грудь украшали ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней.

Начавшаяся 12 января 1945 года Висло-Одерская операция и последовавшие за ней Берлинская и Пражская операции, отличались особым ожесточением. Опираясь на мощные оборонительные рубежи, враг яростно сопротивлялся, бросая в бой крупные силы танков, артиллерии и авиации. Летчики 160-го гвардейского бомбардировочного полка, действуя в интересах наземных войск, по многу раз в день уходили в небо, чтобы обрушить свои бомбовые удары по вражеским объектам в глубоком тылу противника, и среди них заметно выделялся гвардии старший лейтенант А.И.Макаренко, который менее чем за 4 месяца совершил 88 боевых вылетов, поднимаясь в воздух порой по 3 — 4 раза за день.

13 января 1945 года Макаренко вылетел на разведку, получив задачу установить сосредоточение войск противника по западному берегу реки Нида. Несмотря на плохие метеоусловия, он точно вышел в район цели, произвёл разведку и доставил ценные сведения о характере обороны противника.

На следующий день Макаренко вновь вылетел, чтобы провести разведку противника в районе города Енджеюв, где находился вражеский аэродром. При подходе к цели самолёт был атакован 8-ю «Ме-109». Умело маневрируя, Макаренко дал возможность штурману гвардии старшему лейтенанту В.М.Фищуку и стрелку-радисту гвардии старшему сержанту Г.В.Сурченко отражать их атаки, в результате чего один истребитель был подожжён, а сам, используя облачность, продолжал полёт и произвёл разведку. Затем, резко введя самолёт в пикирование, он снизился до бреющего полёта и ушёл от вражеских истребителей.

Вскоре был разведывательный полёт на Краков. После выполнения задания на «пешку» Макаренко навалились 6 «мессеров». Отвесным пикированием лётчик ушёл от них, а затем летел обратно на бреющем, на высоте 5-6 (!) метров над землей со скоростью 500 километров в час, чтобы вражеские зенитчики не успевали даже прицелиться...

17 марта 1945 года Макаренко в составе полковой группы подполковника Ф.В.Лущаева участвовал в бомбардировке войск противника в районе города Нейссе. На следующий день он трижды поднимался в воздух, чтобы бомбить противника в этом же районе. 24 марта в составе «девятки» вылетал на уничтожение живой силы и техники противника в район Паснитца. При развороте от цели группа была атакована 4-я «ФВ-190», 2 из которых набросились сверху и сзади на самолёт Макаренко. Умело маневрируя в зоне огня истребителей, лётчик дал возможность своему штурману Василию Фищуку с дистанции 300 метров длинной очередью при зависании сбить одного стервятника, который упал в районе цели.

Звено А.И.Макаренко, меняя аэродромы, продвигалось всё дальше на запад. Воевало оно отважно, умело, равняясь на своего командира, который, не зная перерывов в боевой работе, много летал, выполняя различные боевые задания, и всегда возвращался с победой, даже тогда, когда его самолёт подбивали, как это было, например, в боях на Сандомирском плацдарме и под Краковом, когда его машина получила до 200 пробоин. Он сбрасывал смертоносный груз на головы гитлеровцев на пути наступления советских войск к Ратибору и Дрездену, совершив 13 боевых вылетов на разведку, «свободную охоту» и бомбардировку окружённой группировки противника в районе Бреслау. Бомбардировал неоднократно Берлин, Прагу и нанес 9 мая 1945 года свой последний бомбовый удар в районе города Млада-Болеслав, вызвав 4 очага пожара и уничтожив до 30 машин с грузами. Это был конец войне…

Через полтора месяца А.И.Макаренко в составе сводного полка 1-го Украинского фронта чеканил шаг на Красной площади, будучи участником исторического парада Победы в Москве. Здесь он узнал о присвоении ему звания Героя Советского Союза.

В послевоенные годы А.И.Макаренко продолжал службу в авиации, совершенствуя свои знания и боевой опыт на реактивных самолётах и передавая их молодым лётчикам. В 1966 году по состоянию здоровья он ушел в запас. Долгие годы жил в Краснодаре, потом переехал в Волгоград. До последних дней своих активно трудился, написал книгу воспоминаний «Я — пикировщик», вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.