Герой Социалистического Труда
Армия: Железнодорожные войска
Безвесильный Василий Владимирович

Безвесильный Василий Владимирович

10.12.1901 - 02.07.1987

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 166

Орден Ленина № 16319

Безвесильный Василий Владимирович - командир 15-й железнодорожной бригады, полковник.

Родился 10 декабря 1901 года в селе Вторые Заводы, ныне Волчанского района Харьковской области Украины в семье рабочего. Украинец. В 1914 году окончил двухклассное сельское училище, а в 1919 году - Волчанскую педагогическую школу. Работал учителем в сельской школе.

В годы Гражданской войны участвовал в боях в частями кайзеровской германии, с бандами махновцев, был бойцом отряда частей особого назначения (ЧОН). Позже был секретарем уездного комитета комсомола. В 1920 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Став коммунистом возглавлял партийную ячейку в селе Козинка (ныне – Будёновка), был секретарем партийной организации сахарного завода «Белый колодезь». По решению уездного комитета партии был назначен уполномоченным по формированию отрядов Красно Армии. Избирался делегатом 10 съезда РКП (б).

28 ноября 1921 года по партийной мобилизации был призван в Красную Армию. Службу начал политбойцом политотдела 3-й стрелковой дивизии в городе Симферополе, затем был политруком роты батальона связи, секретарём военкома связи и заместителем военкома связи дивизии. В 1924 году окончил Центральную военно-политическую школу спецчастей РККА в городе Харькове.

С этого времени его служба была связана с железнодорожными войсками. В 1924 году - политрук роты в 22-м отдельном железнодорожном батальоне Туркестанского фронта, затем в железнодорожном полку в городе Ашхабаде. В 1925 году окончил курсы начальствующего состава военных сообщений Ленинградской военно-железнодорожной школы и был направлен в 8-й отдельный железнодорожный полк Московского военного округа. Был командиром взвода, ответственным организатором по работе среди членов ВЛКСМ - командиром и командиром-политруком роты.

В октябре 1933 году окончил в Военно-транспортную академию. Службу продолжал на командных должностях в Забайкальском военном округе - командиром батальона 9-го отдельного железнодорожного полка, в штабе Забайкальского военного округа. В феврале 1941 года помощник начальника штаба 15-й железнодорожной бригады дислоцированной в Прибалтике, а через полгода - начальник штаба бригады. В этой должности подполковник Безвесильный встретил начало Великой Отечественной войны.

На второй день войны подполковник Безвесильный получил приказ о подготовке к взрыву моста через реку Неман под Каунасом, чтобы преградить путь фашистам. Расчётного количества взрывчатки не было. Тогда он принял решение - подорвать два пролета от берега, а промежуточные опоры разрушить орудийными залпами. После подготовки к взрыву разгорелся бой. Первая цепь мотоциклистов была уничтожена, вторая ретировалась в укрытие. Пошли немецкие танки. На полном ходу они пытались проскочить мост. Подполковник повернул рукоятку подрывной машинки — и вместе с обломками моста в водах Немана оказались танки. Тяжёлое и горькое отступление.

В разгар битвы на Волге 15-я железнодорожная бригада была направлена на техническое прикрытие участка Урбах—Астрахань, единственной железной дороги, ведущей к волжскому городу. Полковник Безвесильный, к тому времени уже командовавший бригадой, умело организовал боевую работу. Он разделил линию на участки, каждый из которых закрепил за батальоном. Эти участки в свою очередь были разделены между подразделениями батальонов, которые отвечали за их прикрытие. Для быстрого обнаружения разрушений было организовано круглосуточное патрулирование обслуживаемых участков. Патруль из двух человек обеспечивал наблюдение на пятикилометровом отрезке пути. На каждом участке было сформировано семь «летучек» с восстановительными материалами и инструментом для устранения разрушений. Созданы три восстановительных поезда с необходимыми конструкциями и материалами для восстановления мостов и труб.

На участке Урбах—Астрахань действовала переправа с двумя паромами вместимостью по 32 вагона каждый. Фашисты постоянно её бомбили. В июле-августе 1942 года на переправу было совершено 150 воздушных налётов с участием 1500 самолётов противника. Несмотря на это, благодаря героизму бойцов по переправе перевезли в обоих направлениях 53 000 вагонов.

В организацию технического прикрытия участков приходилось вносить изменения в зависимости от характера и объема разрушений. Когда противник начал применять бомбы замедленного действия, по приказу В. В. Безвесильного на каждом километре железнодорожного пути были поставлены часовые-истребители. Они охраняли свои участки и после налётов обезвреживали такие бомбы, предотвращая их взрыв и разрушения железнодорожного пути. Ими были обезврежены сотни немецких авиабомб замедленного действия.

Для воинов соединения Безвесильный были характерны такие качества, как стойкость, дисциплинированность, несгибаемая воля к победе. Когда врагу удавалось разрушить объекты, поджечь или разрушить подвижной состав, воины бригады, рискуя жизнью, спасали людей, сохраняли боеприпасы, горючее, подвижной состав прифронтовой дороги. Весь период Сталинградской битвы бригада обеспечивала движение поездов и доставку военных грузов и живой силы, несмотря на бомбёжки, обстрелы и работу на пределе человеческих возможностей.

Когда наши войска перешли в наступление 15-я железнодорожная бригада приступила к восстановительным работам на освобождённых участках: восстанавливала разрушенные сооружения, укладывала путь. При этом приходилось разбирать построенные немцами блиндажи, землянки, чтобы извлечь из этих сооружений шпалы и рельсы, которые гитлеровцы «добыли», разбирая железнодорожное полотно. Преодолевая массу трудностей, восстановители В. В. Безвесильного двигались вперёд вслед за стрелковыми частями. В начале марта 1943 года они были в Батайске, в сентябре — в Дебальцево, в ноябре вышли к Днепру. На этой территории ими восстановлено 2 500 километров пути, 290 мостов, 11 000 километров линий связи, обезврежено более 9000 мин и фугасов.

Большая группа воинов бригады была награждена орденами и медалями, а командир бригады представлен к присвоениею звания Героя Социалистического Труда.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» полковнику Безвесильному Василию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Одним из первых во время Великой Отечественной войны полковник В. В. Безвесильный, а по его примеру и весь личный состав бригады, поддержал патриотический почин о перечислении личных сбережений на строительство танковой колонны (было собрано 576 736 руб.) и в фонд помощи осиротевшим детям (было внесено 30 000 руб.).

В начале 1944 года генерал-майор Безвесильный был назначен начальником Управления военно-восстановительных работ (УВВР-6) и начальником железнодорожных войск Волховского фронта. В этой должности встретил День Победы.

С марта 1946 года он заместитель командира по технической части, он же главный инженер 2-го корпуса железнодорожных войск, с 9 марта 1957 года генерал-майор Безвесильный — начальник штаба 2-го корпуса железнодорожных войск. В апреле 1961 года, прослужив в армии 39 лет и 4 месяца, генерал-майор Безвесильный был уволен в запас с правом ношения военной формы одежды.

Жил в столице Украины городе Киеве. До 1978 года работал в Госстрое Украинской ССР в должности ученого секретаря научно-технического совета. С 1985 года – персональный пенсионер союзного значения. Принимал активное участие в общественной жизни, в военно-патриотическом воспитании молодёжи. О своей жизни и деятельности в довоенное время, в период Отечественной войны и в послевоенные годы Безвесильный подготовил рукопись, получил положительные отзывы, но его мемуары в свет не вышли. Скончался 2 июля 1987 года. Похоронен в городе Киев на Байковом кладбище.

Награждён 3 орденами Ленина (13.09.1943, 05.11.1943, 30.04.1947), 5 орденами Красного Знамени (03.11.1944, 29.07.1945, …, 03.06.1952, 07.03.1957), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), «Знак Почёта» (28.12.1967), медалями; 3 знаками «Почётному железнодорожнику».

Память героя увековечена в музеях: города Киева, истории железнодорожных войск, войсковой части № 12661. Приказом Министра обороны СССР от 20 апреля 1985 года зачислен почётным солдатом в войсковую часть железнодорожных войск в Волгограде.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Дикань А. Золотые звезды Харьковщины - Харьков, 2009

Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985

Подводная археология   Т