Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Чернов Георгий Матвеевич

Чернов Георгий Матвеевич

23.04.1907 - 20.09.1979

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 91

Орден Ленина № 15494

Чернов Георгий Матвеевич - паровозный машинист депо Муром Московско-Казанской железной дороги.

Родился 23 апреля 1907 года в селе Большое Мамлеево ныне Лукояновского района Нижегородской области в семье железнодорожника. Русский. В 14 лет остался без отца, и его как старшего в семье (было еще 6 братьев и сестер), в порядке исключения приняли в в школу ФЗУ при Муромских паровозных ремонтных мастерских. В 1924 году умерла мать и 17-летний юноша стал единственным кормильцем большой семьи. Двух младших братьев отдали в детский дом, еще одного взяла на воспитание бездетная семья. Оставшихся Георгий содержал сам.

В 1925 году приступил к работе слесаря в депо Муром, затем был поездной кочегаром, а с мая 1926 года - помощником машиниста. Имя приличный заработок, смог собрать воедино семью. За его первый жизненный подвиг - сохранение многочисленной семьи - Георгия друзья называли Ильёй Муромцем.

С июля по октябрь 1931 года - машинист депо Бирзула (с 1935 г – город Котовск) Юго-Западной железной дороги. В конце 1931 года вернулся в Муром, был назначен инструктором школы фабрично-заводского ученичества паровозоремонтного. С 1932 года - машинист депо станции Муром. В 1935 году Георгий Чернов включился в кривоносовское движение, стал инициатором вождения тяжеловесных поездов в своём депо. Много раз он завоёвывал призовые места во Всесоюзном соревновании. Вскоре ему доверили пассажирские поезда, которые он успешно водил до начала Великой Отечественной войны.

Когда началась война, Георгий перешёл в напарники к брату Алексею на паровоз Эм 725-91. Для обороны Москвы нужно было доставлять войска и вооружение. Из-за нехватки угля паровозы отапливали дровами. В работе широко применял метод Папавина и Лунина - Шолкина по уходу за локомотивом, Болонина -по отоплению паровоза дровами. Был награждён знаком «Отличный паровозник» и в 1943 году - знаком «Почётному железнодорожнику». На протяжении 1943 и 1944 годов неоднократно его локомотив по техническому состоянию объявлялся лучшим паровозом сети железных дорог СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Чернову Георгию Матвеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Братья Георгий и Алексей с новой энергией доставляли фронтовые грузы к Москве, получили новый паровоз Эр 750-11. В ноябре 1944 года Георгий был направлен на учебу на Центральные технические курсы в Москве. 24 июня 1945 года он был почётным гостем на параде Победы.

После окончания курсов был заместителем начальника депо Муром по эксплуатации, но его тянуло на локомотив. Ему вручили новый паровоз Су 250-31 и до ухода на заслуженный отдых в 1962 году водил пассажирские поезда.

Жил в городе Муром Владимирской области. Умер 20 сентября 1979 года. Похоронен в Муроме на Вербовском кладбище.

Награжден двумя орденами Ленина (1943,1951), орденом «Знак почета» (1945), медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т