Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Голубицкий Сергей Иосифович

Голубицкий Сергей Иосифович

08.10.1906 - 25.12.1976

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 122

Орден Ленина № 16253

Голубицкий Сергей Иосифович - старший машинист-инструктор колонны паровозов №25 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР, Киевская область Украинской ССР.

Родился 8 октября 1906 года в городе Мстиславль Могилёвской губернии, ныне - Могилёвской области Белоруссии. Русский. Жил в городе Сенно (Витебская область).

В 1925 году начал трудовую жизнь ремонтным рабочим на станции Жмеринка Юго-Западной железной дороги. Через год стал помощник слесаря на станции Вапнярка, а потом слесарем главных мастерских на тупиковой станции Гайворон той же дороги.

В 1928 году был призван в Красную Армию. Службу проходил в 6-м железнодорожном полку в городе Киев. После увольнения в запас в 1930 году остался жить в городе, пришёл работать в паровозное депо имени Андреева. Здесь стал помощником машиниста, а затем и механиком паровоза, водил пассажирские поезда. Член ВКП(б)КПСС с 1931 года. В 1941 году уже работал машинистом.

С началом Великой Отечественной войны, когда враг приближался к столице Украины, машинист Голубицкий вывозил эвакуируемое из Киева население и промышленное оборудование предприятий, научных учреждений. В одном из эшелонов, который он вёл, было ценнейшее оборудование Института электросварки академика Патона. Эшелон он довёл без потерь, а оборудование в последствии использовалось на Челябинском тракторном заводе при выпуске легендарных «тридцатьчетвёрок».

Осенью, когда поступил приказ закончить эвакуацию Киева, оказавшегося по сути в окружении, Голубицкий получил почти боевой приказ - сплотку мощных паровозов лично довести на станцию назначения... на Урал. Приказ отдавал начальник Юго-Западной дороги П. М. Некрасов, тем самым фактически он спас ему жизнь. Сам начальник дороги погиб со штабом Юго-Западного фронта, прорываясь из окружения. Голубицкий больше трёх недель вёл порученную ему сплотку паровозов. На исходе были силы, кончились продукты, но он прибыл на Южно-Уральскую дорогу.

Вернуться назад не удалось, и он был переведён в локомотивное депо Верещагино Пермской железной дороги. Затем работал на Южно-Уральской железной дороге: возил железную руду и кварциты в Магнитогорск, а оттуда - бронеплиты в Челябинск, на танковый завод.

В октябре 1942 года в депо Троицк на линии Челябинск - Карталы была сформирована колонна паровозов №25 особого резерва НКПС, старшим машинистом которой стал Голубицкий. От станции Карталы путь вёл прямо к Магнитогорску, некоторое время колонна работала на этом участке.

В марте 1943 года колонна был переведена в прифронтовую зону. Сперва обеспечивала доставку грузов для Калининского, а потом для Степного фронтов, который сыграл важную роль в Курской битве и при освобождении Белгорода и Харькова.

Однажды, в августе 1943 года, Голубицкий доставлял на передовую эшелон с боеприпасами. На одной из станций эшелон был обстрелян с самолёта, загорелись хвостовой вагон с автопокрышками и платформа прикрытия с бочками автола. Комендант станции отдал приказ паровозной бригаде немедленно бросить паровоз и укрыться от возможного взрыва. Но тогда от взрыва целого эшелона боеприпасов станция была бы разрушена. Нарушая приказ, Голубицкий поручил помощнику потушить огнетушителем огонь на бочках с автолом, а поездного мастера отправил отцепить хвостовой вагон. На это ушло 10-15 минут, и он увел спасённые от огня вагоны с боеприпасами. Продолжая путь к фронту, уклонился от нескольких атак вражеских самолётов. Пошел на крайнюю меру и открыл продувательные краны котла. В воздух выбросило огромную струю пара, который клубился и закрыл сплошной завесой не только паровоз, но и почти половину вагонов. Решив, что эшелон уничтожен гитлеровцы улетели, и груз были спасён.

После Харькова были Полтава и Киев. Столицу Украины ещё не освободили, а Голубицкий уже вёз сапёров и материалы для возрождения киевских мостов. В представлении наркомата к высокому званию значилось: «паровозному машинисту депо Киев Юго-Западной железной дороги паровозной колонны №25». Но Сталин зачеркнул слова «депо Киев» - город ещё не был освобождён от врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Голубицкому Сергею Иосифовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Продолжал подвозить строительные грузы к сооружаемому низководному мосту через Днепр. Как только контрольный паровоз испытал прочность деревянных конструкций Дарницкого моста, Голубицкий повёл по мосту поезд с танками на высокий берег Днепра. Эти танки участвовали в освобождении Правобережной Украины и Польши. Затем продолжал работать в прифронтовой полосе, доставляя в срок и без потерь войсковым частям боеприпасы, технику.

В июне 1944 года был откомандирован в Киев, вернулся в родное депо Киев-Пассажирский. Участвовал в восстановлении путевого хозяйства Юго-Западной дороги, возил грузы для фронта. Как машинист-инструктор систематически проводил занятия с прикреплёнными локомотивными бригадами, делился с ними своим богатым (в том числе и фронтовым) опытом.

После войны продолжал трудиться машинистом. Участвовал в общественной жизни, трижды избирался депутатом Киевского городского Совета депутатов трудящихся. Жил в городе Киеве. Умер 25 декабря 1976 года. Похоронен в Киеве на Зверинецком кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 31.07.1954), 2 орденами Трудового Красного Знамени (26.06.1951; 06.12.1957), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (09.08.1947).


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т