Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Миронов Александр Ильич

Миронов Александр Ильич

07.09.1921 - 15.12.2009

Герой Советского Союза

Даты указов

23.02.1945

Медаль № 4172

Орден Ленина № 25560

Миронов Александр Ильич – заместитель командира авиаэскадрильи 826-го штурмового авиационного полка (335-я штурмовая авиационная дивизия, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), старший лейтенант.

Родился 7 сентября 1921 года в селе Хрущёво Хрущёвской волости Тульского уезда Тульской губернии (ныне в составе Зареченского территориального округа Тулы). Русский. В 1937 году окончил 8 классов школы в родном селе. В 1938 году окончил школу фабрично-заводского ученичества при Тульском оружейном заводе и до 1940 года работал в ней токарем-инструктором. В 1940 году окончил Тульский аэроклуб.

В армии с декабря 1940 года. В декабре 1941 года окончил Таганрогскую военную авиационную школу пилотов, находившуюся в эвакуации в городе Омск. В декабре 1941 – мае 1942 – лётчик-инструктор Таганрогской военной авиационной школы пилотов (в Омске), в мае – октябре 1942 – лётчик-инструктор Омской военной авиационной школы пилотов. В октябре – декабре 1942 – лётчик 43-го запасного авиационного полка (город Кинель ныне Самарской области), переучился на штурмовик Ил-2.

Участник Великой Отечественной войны: в январе 1943 – мае 1945 – лётчик, командир звена, заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 826-го штурмового авиационного полка. Воевал на Воронежском (январь – апрель 1943), Калининском (август – октябрь 1943) и 1-м Прибалтийском (октябрь 1943 – февраль 1945) фронтах, в составе Земландской группы войск 3-го Белорусского фронта (февраль – апрель 1945), на 3-м Белорусском (апрель – май 1945) и Ленинградском (май 1945) фронтах.

Участвовал в Воронежско-Касторненской, Харьковской, Духовщинско-Демидовской и Невельско-Городокской операциях, наступательных боях на витебско-полоцком направлении, Городокской, Витебской, Витебско-Оршанской, Полоцкой, Шяуляйской, Рижской и Мемельской операциях, блокировании Курляндской группировки противника, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.

24 июня 1944 года при штурмовке вражеской колонны на шоссе Витебск – Бешенковичи его самолёт был подбит огнём зенитной артиллерии. Совершил вынужденную посадку на вражеской территории в районе села Бочейково (Бешенковичский район Витебской области, Беларусь). Через двое суток с воздушным стрелком-радистом старшиной Д.А. Никоноровым успешно перешёл линию фронта и вернулся в свой полк.

15 августа 1944 года во главе шестёрки Ил-2 наносил удар по вражеским позициям в районе города Бауска (Латвия). Было выполнено 8 заходов на цель, но на обратном пути штурмовики были атакованы вражескими истребителями ФВ-190. Стрелку-радисту Д.А. Никонорову удалось сбить один ФВ-190 и ещё один ФВ-190 подбить. Однако Ил-2 А.И. Миронова тоже был подбит и загорелся. Экипаж покинул самолёт с парашютами и приземлился в районе хутора Буйвени (ныне не существует; территория Брунавской волости Бауского края, Латвия). 16 августа 1944 года А.И. Миронов и Д.А. Никоноров вернулись в свой полк.

18 сентября 1944 года во главе шестёрки Ил-2 штурмовал вражеские танки в районе города Добеле (Латвия). Огнём зенитной артиллерии на штурмовике был пробит задний топливный бак и перебиты тяги управления. Самолёт перевернулся и начал падать. Экипаж покинул Ил-2 на высоте 250–300 метров и приземлился в районе хутора Лэмтини (ныне не существует; территория Аурской волости Добельского края, Латвия) на вражеской территории. Через двое суток А.И. Миронов перешёл линию фронта и вернулся в свой полк. Воздушный стрелок-радист старшина Дмитрий Андреевич Никоноров попал в плен, откуда был освобождён в апреле 1945 года.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года капитану Миронову Александру Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

За время войны совершил около 140 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.

После войны продолжил службу в ВВС командиром авиаэскадрильи 826-го штурмового авиационного полка (в Калининградской области). В декабре 1946 – марте 1947 – командир авиаэскадрильи 766-го штурмового авиационного полка (в Прибалтийском военном округе), в марте 1947 – апреле 1949 – заместитель командира авиаэскадрильи 949-го штурмового авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; город Елгава, Латвия). Летал на штурмовиках Ил-2 и Ил-10.

В декабре 1949 года окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС (город Таганрог Ростовской области). В декабре 1949 – апреле 1950 – заместитель командира – штурман авиаэскадрильи 189-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Северной группе войск; город Легница, Польша), в апреле 1950 – сентябре 1951 – командир авиаэскадрильи 756-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Северной группе войск; Польша). Летал на штурмовиках Ил-10.

В ноябре 1955 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В ноябре 1955 – январе 1956 – заместитель командира 165-го гвардейского штурмового авиационного полка по лётной подготовке (в Закавказском военном округе; город Марнеули, край Квемо Картли, Грузия), в январе – мае 1956 – заместитель командира 166-го гвардейского штурмового авиационного полка по лётной подготовке (город Марнеули). Летал на реактивных истребителях МиГ-15бис.

В мае 1956 – ноябре 1957 – заместитель командира 166-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО по лётной подготовке (в Бакинском округе ПВО; город Марнеули, край Квемо Картли, Грузия), в ноябре 1957 – мае 1958 – заместитель командира 165-го гвардейского истребительного авиационного полка по лётной подготовке (город Марнеули, Грузия). Летал на реактивных истребителях МиГ-15бис.

В мае 1958 – феврале 1973 – командир 679-го испытательного транспортного авиационного полка (город Приозёрск Актогайского района Карагандинской области, Казахстан). Летал на транспортных самолётах Ан-2, Ан-12, Ил-14 и Ли-2. Полк под его командованием осуществлял авиационное обеспечение полигона «Сары-Шаган» (Государственного научно-исследовательского и испытательного полигона № 10 Министерства обороны СССР). На полигоне проводились испытания комплексов ПРО и ПВО дальнего действия, перспективных радиолокационных станций и экспериментальных комплексов на основе боевых лазеров большой мощности. С февраля 1973 года полковник А.И. Миронов – в запасе.

Работал ведущим инженером в Центральном конструкторском бюро «Алмаз» (разработка зенитных ракетных комплексов и систем противовоздушной обороны).

Жил в городе Красногорск Московской области. Умер 15 декабря 2009 года. Похоронен в Красногорске на Красногорском кладбище (бывшем кладбище «Горбрус»).

Полковник (1959). Награждён орденом Ленина (23.02.1945), 3 орденами Красного Знамени (20.04.1943; 17.09.1944; 06.05.1945), орденом Александра Невского (05.07.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.10.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (17.05.1951), другими медалями.

Почётный гражданин Красногорского района (2005).

В городе Красногорск Московской области на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. В селе Хрущёво его имя носит бывшая школа (ныне центр образования № 55).

Примечание:
1) Награждён за выполнение 97 боевых вылетов (на 21 сентября 1944 года).


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации

Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.

Учётно-послужная карта