Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Тяпкин Фёдор Фёдорович

 
Тяпкин Фёдор Фёдорович
18.09.1915 - 17.07.1979
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 135
Орден Ленина № 16266


Тяпкин Фёдор Фёдорович - начальник группы инженеров команды технической разведки 115-го восстановительного железнодорожного батальона 47-й отдельной железнодорожной бригады, техник-лейтенант.

Родился 18 сентября 1915 года в городе Ростове ныне Ярославской области в рабочей семье. РусскийВ 1928 году окончил семилетку в городе Гаврилов-Посад. Трудовую деятельность начал рабочим по ремонту железнодорожных путей Гаврилов-Посаде. В 1934 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при станции Иваново-Вознесенск, получил специальность машиниста паровоза. Работал помощником машиниста на станции Шарья (Костромская обл.), машинистом в Москве, на Ярославской железной дороги.. В это время распространялось кривоносовское движение. Изучив опыт Петра Кривоноса, организовал молодёжную бригаду, которая неоднократно становилась победителем соревнования в депо, больше всех экономила топлива.

В 1937 году был призван в Красную Армию. Службу проходил в Забайкалье. Окончив полковую школу младших командиров, продолжил службу в 8-м эксплуатационном железнодорожном полку. В сентябре 1939 года, как отличник боевой и политической подготовки, был направлен на учёбу в Военно-транспортную академию. Курсантом встретил начало Великой Отечественной войны.

В начале 1942 года, в условиях военного времени, состоялся ускоренный выпуск. Лейтенант Ф.Ф. Тяпкин был направлен в 47-ю отдельную железнодорожную бригаду. В 115-м восстановительном железнодорожном батальоне служил сначала инженером, затем был назначен командиром взвода. В солончаковой степи срочно сооружал линию Кизляр—Астрахань, участвовал в строительстве отдельных перегонов новой магистрали к Волге. Летом 1942 года, когда немцы рвались к Сталинграду, отдельные танки врага через калмыцкие степи стали приближаться к стройке. Бригада, где находился лейтенант Тяпкин, отражала вражеские атаки и надёжно защищала важную стройку. В августе к Астрахани пошли нефтеналивные составы.

Во время Сталинградской битвы, после завершения стройки, 47-я железнодорожная бригада оказывала помощь 15-й бригаде, обеспечивавшей движение на линии Урбах - Астрахань. Здесь лейтенант Тяпкин уже командовал ротой. Приходилось выполнять и обязанности батальонного инженера. Его рота шла вслед за частями Красной Армии. Тяпкин оперативно и достоверно доносил в штаб о состоянии освобождённых участках железных дорог, что позволяло принимать решения по восстановлению транспортных объектов. Эти качества, характерные для служб технической разведки, заметило командование части. Да и сам Тяпкин проявил немалый интерес к этой боевой работе. В начале 1943 года он был назначен начальником группы инженеров команды технической разведки.

Технические разведчики двигались в боевых порядках наступающих танковых и пехотных частей, или даже опережали их, если нужно было разведать, например, мост, который может быть заминирован или находится под прицелом пулемётов и орудий. Если же велась техническая разведка станции или узла, то надо точно доложить обо всех разрушениях и о возможности восстановления. Часто бойцам технической разведки приходится самим обнаруживать и разминировать объекты.

Воины лейтенанта Тяпкина изучали состояние объектов - стальных магистралей - и докладывали в штаб 47-й бригады. В составе технической разведки Тяпкин прошёл дорогами Северо-Кавказского, Сталинградского, Степного и 2-го Украинского фронтов.

Когда Степной фронт в ходе Курской битвы перешёл в решительное наступление, 47-я бригада продвигалась за наступавшими войсками и восстанавливала железнодорожный путь. Тяпкин со своими бойцами первыми были и в Белгороде, и в Харькове, затем двигался на Полтаву и Кременчуг. Только на участке Харьков - Красноград подразделение разведчиков Тяпкина разминировало напичканный минами мост через реку Мжу, пришлось обезвредить до сотни больших и малых авиабомб общим весом 11000 килограммов. За пять суток был очищен весь участок.

Техническая разведка Тяпкина вышла первой к мосту через Днепр у города Кременчуг. На левом берегу реки - Кременчуг, на правой - Крюково. Между ними одиннадцатипролётный железнодорожный мост, а по верхнему настилу - автогужевое движение. Шесть пролётов гитлеровцы взрывами сбросили в воду. А пять - к Кременчугу — остались на быках. Нужно было срочно разведать состояние и заминированность пролётов. А со стороны Крюкова по оставшимся пролётам фашисты вели артогонь.

Тяпкин вошёл в сентябрьскую воду, по быку поднялся к пролёту. Но даже из воды были видны бомбы на нижних поясах фермы. Усилиями разведчиков этот важный мост был не только разведан, но и разминирован. Дивизии Степного фронта (с 20 октября 1943 года — 2-го Украинского) не только форсировали Днепр у Кременчуга, но и захватили обширный плацдарм. Подошедшие части 47-й бригады приступили к восстановлению разрушенной части мостового перехода через километровый Днепр. Мост у Кременчуга был возведён досрочно.

Командованием 2-го Украинского фронта за Кременчугский мост Ф.Ф. Тяпкина к награждению орденом Красного Знамени. Но командование железнодорожных войск и Наркомат путей сообщения (НКПС) за личное мужество и высокое мастерство, проявленные на боевом пути от Северного Кавказа и Сталинграда до Днепра, сочли его достойным высшей награды. В списке представленных к званию Героя Социалистического Труда И. В. Сталин к фамилии, имени, отчеству и воинскому званию «технику-лейтенанту» после запятой дописал лаконично: «железнодорожному минёру»... Правда, в Указе — «минёру восстановительного батальона»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» технику-лейтенанту Тяпкину Фёдору Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

Отважный офицер со своими разведчиками прошел правобережную Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. День победы встретил в Чехословакии.

После войны продолжил службу в железнодорожных войсках. Завершив учебу в Военно-транспортной академии, получил назначение на должность заместителя командира 238-го отдельного батальона механизации железнодорожных работ. Трудился на реконструкции и строительстве железнодорожных линий в Прибалтике. С 1950 года он служил заместителем начальника отделения по рационализации и изобретениям технического отдела Главного управления железнодорожных войск. На этом участке умело передавал свой богатый боевой и производственный опыт молодым воинам. В 1955 году майор Тяпкин был уволен по состоянию здоровья.

Продолжил работу в строительных организациях Министерства путей сообщения на Сахалине, в Западной Украине. с 1967 года - пенсионер союзного значения. Жил в городе Львов, последние годы - в городе Москва. Скончался 17 июля 1979 года. Был кремирован, похоронен в колумбарии Николо-Архангельского кладбища города Москва.

Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны, медалями.

Дополнительные сведения предоставлены внуком Героя Дмитрием Тяпкиным.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
 Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985
Подводная археология   Т