Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Иванов Николай Максимович

Иванов Николай Максимович

28.11.1918 - 06.10.1959

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 4609

Иванов Николай Максимович – старший лётчик-наблюдатель 50-го отдельного разведывательного авиационного полка 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, старший лейтенант.

Родился 28 ноября 1918 года в станице Пашковская Краснодарского края в семье крестьянина. Русский. В 1933 году определён в детский дом, усыновлен супругами П.Т. и Е.И.Шибика из посёлка Маяк (ныне Красный) Тахтамукайского района (республика Адыгея). Окончил 9 классов, в 1938 году — Пашковский сельскохозяйственный рабфак имени В.И.Ленина и Краснодарский аэроклуб.

В Красной Армии с 7 сентября 1938 года. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов.

В Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года. Воевал лётчиком-наблюдателем и старшим лётчиком-наблюдателем на Северо-Западном, Брянском, Юго-Западном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1943 года.

Участвовал:
- в боях в районе города Старая Русса – в 1941 году;
- в разведке объектов противника по среднему течению Дона по линии Семилуки – Воронеж – Павловск – Богучар, в освобождении Ростовской области – в 1942;
- в разведке объектов противника в ходе Острогожской, Белгородско-Харьковской операций, в боях на Курской дуге, в битве за Днепр и Киев – в 1943;
- в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Карпатско-Дуклинской операциях– в 1944.

Старший лётчик-наблюдатель старший лейтенант Иванов к октябрю 1944 года совершил 199 боевых вылетов на бомбардировку, разведку и фотографирование оборонительных рубежей, скоплений войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Иванову Николаю Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4609).

Всего за годы войны Н.М.Ивановым было совершено 254 боевых вылета, из них 248 – на разведку и 6 – на бомбометание.

После войны продолжал службу в армии. В 1947 году окончил Тамбовское военное авиационное училище лётчиков, в 1955 году - Центральные лётно-тактические Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Майор Иванов был штурманом 81-го бомбардировочного полка в Одесском военном округе. Умер 6 октября 1959 года. Похоронен в Одессе на 2-м Христианском кладбище.

Награждён орденами Ленина (26.10.44), Красного Знамени (09.07.43), Отечественной войны 1-й (11.06.44) и 2-й (03.01.43) степеней, 2 орденами Красной Звезды (13.09.42; 03.11.53), медалями.


Николаю Иванову было 14 лет, когда в 1933 году от голодомора у него умерли отец, мать, старший брат, и он остался сиротой. Был определен в детский дом при колхозе «Ударник», а вскоре усыновлен супругами Шибика Прокофием Трофимовичем и Евдокией Ивановной (она была родной сестрой отца Николая) и стал жить на селекционной станции «Маяк», где глава семьи работал охранником. Окончив в 1936 году 9 классов, Николай Иванов поступил в Пашковский сельскохозяйственный рабфак, где проучился 2 года. Одновременно, увлечённый авиацией, он окончил без отрыва от учёбы Краснодарский аэроклуб и, призванный в армию в сентябре 1938 года, стал курсантом Краснодарского авиационного училища штурманов.

В ноябре 1940 года, выпустившись в звании сержанта, Иванов начал службу стрелком-бомбардиром в 58-м Краснознамённом скоростном бомбардировочном полку, который дислоцировался в городе Старая Русса. Здесь его и застала война. Но через месяц, имея на своем счету 6 боевых вылетов на бомбардирование вражеских целей, он был переведён во 2-й скоростной бомбардировочный полк и направлен в город Балашов на переучивание.

В ноябре 1941 года Николай Иванов стал лётчиком-наблюдателем 324-й отдельной дальнеразведывательной авиаэскадрильи, которая в июне 1942 года вошла в состав 2-й воздушной армии и прибыла на Брянский фронт, войска которого вели тяжёлые оборонительные бои на воронежском и острогожском направлениях.

С первых же вылетов, летая на самолете «Пе-2» в глубокий тыл противника, Н.М.Иванов показал себя стойким воздушным бойцом и умелым штурманом-разведчиком. За 2 месяца боёв, произведя 25 ответственных и опасных вылетов в интересах наземных войск по фотографированию укрепленных оборонительных рубежей противника и его группировок, аэродромов, станций погрузки-выгрузки, передвигающихся колонн противника по реке Дон, в районах Семилуки, Коротояк, Свобода, Павловск, Новая Калитва, Бонучар, Н.Иванов в августе 1942 года был награждён орденом Красной Звезды. Ему было присвоено звание старшины.

В декабре 1942 года 324-я эскадрилья в качестве 2-й эскадрильи вошла в состав 50-го бомбардировочного полка, который был преобразован в 50-й отдельный разведывательный авиационный полк.

Николай Иванов летал часто и в любых метеоусловиях. Матчасть самолета «Пе-2», его оборудование и вооружение знал отлично, эксплуатировал грамотно. В воздухе был смел, вынослив, энергичен, настойчив в достижении поставленной цели, и ему, как лучшему штурману-наблюдателю, поручались самые сложные и ответственные разведывательные задания.

Так, в канун контрнаступления советских войск под Сталинградом, действуя в интересах Юго-Западного фронта, младший лейтенант Иванов, будучи штурманом-наблюдателем в экипаже капитана В.П.Старченко, получил задачу провести разведку обороны перед фронтом 1-й гвардейской армии. Выполняя это задание, экипаж в течение 14-18 ноября 1942 года под яростным огнём вражеских зениток провёл фотографирование вражеской обороны общей площадью 360 кв. км, результаты которого дали командованию возможность более правильно спланировать наступление войск. За выполнение этого важного задания Иванов был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.

Однажды в конце декабря 1942 года в ходе Среднедонской операции, когда войска Юго-Западного фронта вели бои по разгрому боковско-морозовской группировки и срыву её попыток деблокировать свои окружённые войска под Сталинградом, Иванов вылетел на разведку в район станции Курбатово. Умело маневрируя среди зенитного огня, капитан Старченко подошёл к станции, где Иванов обнаружил 120 крытых вагонов, сведённых в 3 эшелона, один из которых был с паровозом под парами. Вскоре экипаж обнаружил приближение к станции воинского эшелона, состоявшего из 45 крытых вагонов. Решение пришло мгновенно. Самолёт перешёл в крутое пикирование и Иванов сбросил на станцию 2 бомбы «ФАБ-100», вызвав разрушения и пожар.

Спустя полгода, в июле 1943 года, будучи старшим лётчиком-наблюдателем, Н.М.Иванов, имея на своем счету 127 боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени. Вот некоторые примеры его боевой работы:
- в период с 1 по 5 февраля 1943 года Иванов отлично выполнил специальное задание штаба 2-й воздушной армии по фотографированию укреплённого рубежа противника по западному берегу Дона от Воронежа до Богучара;
- 5 февраля он обнаружил колонну из 34-х танков, двигавшихся от Чугуева на посёлок Каменка Харьковской области;
- 11 февраля Иванов вскрыл движение до 300 автомашин в районе города Суджа Курской области;
- 6 марта на железнодорожной станции Кременчуг вскрыл 13 железнодорожных составов противника с войсками и техникой;
- 10 марта вскрыл колонну из 200 автомашин и отдельные группы танков на дороге посёлок Пересечная – село Полковая Никитовка Харьковской области;
- 23 мая Иванов обнаружил движение 18 танков по дороге Верхняя Сыроватка – Боромля Сумской области и скопление 10-и танков в селе Нижняя Сыроватка;
- в период с 25 по 31 мая ежедневно вылетал по заданию штаба Воронежского фронта и провёл площадное фотографирование обороны противника на рубеже Белгород – Сумы.

Особенно большую работу по площадной аэрофотосъёмке Иванов провёл, когда войска Воронежского фронта, сдержав яростный натиск гитлеровцев в Курской битве, перешли в наступление и участвовали в Киевской операции, в битве за Днепр, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой и Проскуровско-Черновицкой операциях.

В ходе этих операций старший лейтенант Иванов, летая в экипаже лейтенанта Б.Н.Овсянникова и воздушного стрелка-радиста старшины И.Г.Играева, совершил 36 боевых вылетов на разведку, 10 из которых были по заданию штаба 2-й воздушной армии — по вскрытию вражеских самолётов на аэродромах Белгорода, Харькова и контролю за результатами налётов наших бомбардировщиков по этому узлу. В ряде случаев его самолёт не раз подвергался сильному обстрелу зенитчиков и противодействию вражеских истребителей, но благодаря мужеству, находчивости и настойчивости, он полностью выполнил все задания и был отмечен четвёртой боевой наградой – орденом Отечественной воины 1-й степени.

6 июля 1944 года, когда на счету Иванова было 193 боевых вылета на разведку и 6 вылетов на бомбардирование противника, он был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени им было вскрыто: танков — 1460, автомашин с различными грузами – 24800, самолётов на аэродромах — 1700, железнодорожных составов на станциях — 820 с общим количеством вагонов до 26000, обнаружено новых, ранее неизвестных аэродромов – 4, живой силы - до 3 полков, повозок — до 3000. В наградном листе отмечалось также, что Н.М.Иванов выполнил 25 специальных заданий штаба 2-й воздушной армии по фотографированию таких укреплённых оборонительных рубежей, как река Дон, Прохоровка - Клюково, Щигры - Клюково, Краснополье - Новая Сергеевка, Стрелецкое - Старый город, Дачи – Ирпень - Дымер, Горыничи - Гостомель, Пуща Водица - Киев. Все задания были выполнены на отлично.

13 июля 1944 года началась Львовско-Сандомирская операция, в ходе которой доблестно и умело сражался 50-й разведывательный полк, который за боевые отличия был преобразован в 193-й гвардейский отдельный Краснознамённый разведывательный полк, удостоен почётного названия «Львовский» и награждён орденом Кутузова 3-й степени. В успех немалый вклад внёс и Николай Иванов.

Как-то вылетев на разведку аэродрома Червляны и произведя там фотографирование, Иванов с опозданием выключил фотоаппарат, что привело к съёмке площади, значительно превышающей границы аэродрома. При дешифровании снимка выяснилось, что в 26-и км западнее Львова находится ранее неизвестный командованию аэродром Цунюв, на котором базировалось 28 вражеских истребителей. В этот же день бомбардировщики совершили массированный удар по этому аэродрому.

Успешно завершив Львовско-Сандомирскую операцию, войска 1-го Украинского фронта провели в сентябре-октябре 1944 года Карпатско-Дуклинскую операцию, в ходе которой пришла радостная весть о присвоении Николаю Максимовичу Иванову звания Героя Советского Союза, и стали готовиться к Висло-Одерской операции. Она началась 12 января 1945 года, но участвовать в ней капитану Иванову не пришлось. 9 января 1945 года он убыл на переучивание в Тамбовское военное авиационное училище лётчиков. Здесь он и встретил День Победы.

Всего за годы войны Н.М.Ивановым было совершено 254 боевых вылета, из них 248 – на разведку и 6 – на бомбометание, не допустив ни единого случая потери ориентировки. При этом он выполнил 30 спецзаданий по распоряжению штаба 2-й воздушной армии и фронта.

Окончив училище в ноябре 1947 года, Н.М.Иванов служил в 48-й воздушной армии Одесского военного округа. Занимая последовательно должности заместителя командира эскадрильи, штурмана и начальника воздушно-стрелковой службы 81-го бомбардировочного полка 207-й бомбардировочной авиадивизии, он отдавал все свои силы, знания и богатый боевой опыт делу воспитания крылатых защитников Родины.

Николай Максимович Иванов был полон сил и энергии. Ему шёл 41-й год. Но внезапная смерть, наступившая в результате инфаркта миокарда, оборвала его жизнь, отданную нелёгкой, но благородной профессии защищать свою Родину.

Дело отца продолжил сын Николая Максимовича Александр, в 1974 году окончивший Балашовское ВВАУЛ, ставший военным лётчиком и совершивший 189 боевых вылетов в небе Афганистана.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.