Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Тютюшкин Семён  Фокович

Тютюшкин Семён Фокович

16.04.1901 - 25.11.1980

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 136

Орден Ленина № 16267

Тютюшкин Семён Фокович – машинист-инструктор колонны паровозов №12 специального резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР.

Родился 16 апреля 1901 года в городе Елисаветград (с 1939 года – Кировоград, Украина), в семье рабочего. Русский. Окончил четыре класса школы. С 12 лет стал работать на заводе.

В 1917 году пришел трудиться в депо железной дороги станции Елисаветград, был учеником слесаря, слесарем. В 1922-1924 годах служил в Красной Армии. После демобилизации вернулся в родной город. Стал помощником машиниста, в 1930 году – машинистом.

С началом Великой Отечественной войны водил эшелоны с войсками. При эвакуации из Кировогограда Тютюшкин возглавлял бригаду, которая вела поезд с военными, руководством станции и депо. Через станцию Хировка, уже занятую гитлеровцами, пришлось прорываться с боем. Впереди пустили заминированную дрезину, которая взорвалась на станции. Через несколько секунд по соседнему пути на большой скорости Тютюшкин провел свой эшелон.

Дальше был Кременчуг, Харьков, где Тютюшкин получил назначение в паровозное депо Поворино Пензенской железной дороги. Затем был машинистом колонны паровозов №18 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, депо Тихвин Северной железной дороги. Водил поезда с грузами для блокадного Ленинграда, быстро и бесперебойно подвозил фронту технику, боеприпасы, продовольствие.

В его бригаде не было ни одного нарушения трудовой дисциплины, не было брака в работе. Имея солидный стаж слесарного мастерства, он хорошо знал ремонтное дело, почти всегда после возвращения из поездки «подлечивал» паровоз: то заваривал пробоину, то менял покалеченные осколком детали.

В октябре 1942 года, как опытный машинист, был направлен в формируемую на станции Кашира Московско-Донбасской железной дороги колонну №12 специального резерва Наркомата путей сообщения. Энтузиазм Тютюшкина и других железнодорожников способствовал досрочному введению колонны в строй. Вскоре колонна была отправлена под Сталинград и находилась там до полного разгрома немецко-фашистской группировки.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Тютюшкину Семёну Фоковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№136).

С апреля 1944 года и до Победы над Германией спецколонна №12 дислоцировалась на участке Барановичи-Брест-Белосток-Варшава, обеспечивая снабжение частей 2-го Белорусского фронта. В ноябре 1944 года Тютюшкину было присвоен звание «инженер-лейтенант тяги».

В 1946 году вернулся в родной город. Трудился в депо станции Кирово-Украинская (ныне – Кировоград) Одесской железной дороги. До выхода на пенсию в 1956 году работал машинистом, дежурным по депо. Умер 25 ноября 1980 года. Похоронен в Кировограде.

Награжден 2 орденами Ленина, медалями, знаками «Почётный железнодорожник» и «Отличный паровозник».

В городе Кировоград на здании железнодорожного вокзала Герою установлена мемориальная доска, его именем названа улица.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 1. М. 2000

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т