Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Агаев Фирудин Гули-оглы

 
Агаев Фирудин Гули-оглы
19.02.1898 - 19.02.1958
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 118
Орден Ленина № 15249


Агаев Фирудин Гули-оглы (в Указе - Фридун Кули-оглы) – паровозный машинист Бакинского депо Закавказской железной дороги.

Родился в 19 февраля 1898 года в селении Алдере Мегринского уезда Азербайджана, с 1930 года - Мегринский район Армении, в крестьянской семье. Азербайджанец. С 8 лет батрачил с отцом и страшим братом. Поле смерти отца ушел в Баку, с 15 лет работал на один из нефтепромыслах сначала чанщиком, затем учеником слесаря.

В 1918 году поступил на работу Бакинское депо. Упорный труд и настойчивое изучение паровоза позволили ему стать сначала помощником машиниста. Только в 22 года, уже работая помощником машиниста, он научился читать и писать. В 1924 году, по ленинскому призыву, стал членом ВКП(б)/КПСС. После окончания курсов в Тифлисе (Тбилиси), получив права управления, стал работать машинистом паровоза. К 1927 году машинист Агаев предотвратил более 30 аварий и крушений, дважды предотвратил столкновения. В 1929 году ему доверили водить по горным дорогам пассажирские поезда.

В конце 1940 года стало известно о лунинском движении по улучшению обслуживания паровоза. Агаев почин воспринял, как он это делал всю свою жизнь. Его успехи по содержанию паровоза уже были отмечены в 1934 году знаком «Ударнику Сталинского призыва», а позднее, в августе 1942 года, - орденом Ленина. Не исключено, что движение по уходу за локомотивом силами паровозной бригады называлось бы агаевским, если бы его рассказ о своей работе был помещён не только в дорожной газете, но и в центральной печати.

К началу войны Агаев водил новые паровозы – мощные быстроходные, с перегревом пара. Работал с напарником машинистом Ведерниковым, в горячие дни октября 1943 года, разработал специальный график ремонта паровозов на межпоездных стоянках. Было учтено все до деталей, даже то, что останется к очередной промывке. Бригада отказалась от помощи комплексной бригады. В депо Баку «агаевский график» стал широко известен. Инженеры утверждали, что Агаев внес высокую культуру в технологию лунинского ремонта.Он с чувством большой ответственности передавал свой опыт лучшим машинистам Бакинского депо.

На тысячекилометровом пути от Баку до Гудермеса составы, обслуживаемые Агаевым, часто подвергались бомбёжке и обстрелам. Однажды, когда он вел эшелон с танками и орудиями, появился «юнкерс» и начал бомбить состав и обстреливать его из пулемётов. Только мастерство машиниста и умелое маневрирование (резкое торможение, быстрое ускорение, выпуск облака пара) спасли этот и многие другие воинские и наливные составы. Так обеспечивалась своевременная доставка грузов для нужд фронта. Стремясь приблизить день победы, Агаев явился инициатором вождения тяжеловесных поездов и экономии топлива. Только за первые шесть месяцев войны Агаев сберёг более сорока тонн горючего и провёл десятки тяжеловесных поездов с рекордным по тем временам весом в 4000 тонн.

Машинист Фридун Агаев встал в одну шеренгу с прославленными машинистами Н.А. Луниным и П.Ф. Кривоносом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Агаеву Фридуну Кули-оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» (№ 118).

Он стал первым в Азербайджанской ССР, кому в годы войны было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

После победы продолжал работать на железной дороге. Трижды избирался депутатом Верховного Совета Азербайджанской ССР. Последние годы до выхода на пенсию трудился в Бакинском метрополитене старшим машинистом. Скончался в 19 февраля 1958 года после продолжительной болезни. Похоронен в Баку.

Награжден тремя орденами Ленина (1942, 1943, 1951), Красной Звезды (1945), медалями, знаком «Ударнику Сталинского призыва» (1934).

В 1978 году в Баку его именем была названа улица, на доме где он жил установлена мемориальная доска. На Азербайджанской железной дроге учреждена премия имени Фирудина Агаева.

 

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
 Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001