Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Бижко Владимир Егорович

Бижко Владимир Егорович

03.04.1921 - 03.07.2006

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9004

Бижко Владимир Егорович – командир звена 92-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-го штурмового авиационного корпуса, 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.

Родился 3 апреля 1921 года в селе Загрызово Боровского района Харьковской области в семье крестьянина. Украинец. Воспитывался в детдоме. Окончил неполную среднюю школу, 2 курса железнодорожного техникума, аэроклуб в городе Славянск Донецкой области.

В Красной Армии с 1940 года. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов в 1943 году.

На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Прошёл путь от рядового лётчика-штурмовика до командира звена. Воевал на Воронежском, 1-м, 2-м Украинских фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.

Участвовал:
- в боях на Курской дуге, в освобождении Левобережной Украины, в битве за Днепр и освобождении Киева – в 1943 году;
- в освобождении Правобережной Украины, в Житомирско-Бердичевской и Львовско-Сандомирской операциях, в освобождении Польши – в 1944;
- в освобождении Чехословакии, в том числе города Брно – в 1945.

Командир звена 92-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии лейтенант Бижко к маю 1945 года произвёл 143 боевых вылета на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, скоплений войск противника. Уничтожил десятки автомашин, 12 танков, 6 складов с боеприпасами и горючим, 4 переправы, 5 зенитных батарей, около 50 паровозов и железнодорожных вагонов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Бижко Владимиру Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9004).

С 1946 года майор В.Е.Бижко — в запасе. В 1947 году окончил курсы пилотов гражданского флота. Летал на Ли-2. Работал в Бугуруслане, Чите, Иркутске. С 1954 года жил в городе Куйбышев (с 1991 года - Самара). Работал руководителем полётов в аэропорту Курумоч Волжского района. Вёл активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, был частым гостем в школах города Самары. Умер 3 июля 2006 года. Похоронен в Самаре на Городском кладбище.

Награждён орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского (13.06.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.12.1943; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (24.05.1944), медалями.


Отец Владимира Бижко Егор служил солдатом в Кронштадте. Там обучился грамоте. Вернулся в своё село под Харьковом. Голод 20-х годов пережили всей семьёй, потом и кровью подняли хозяйство, середняками считались.

Беда грянула весной 1930 года. Вот выписка из протокола общего собрания СОЗа (Спилна обробка земли):
"Слушали: об очистке от кулаков, как чуждых элементов. Постановили: немедленно выслать с пределов района пешком на Соловки следующих граждан..." Под номером 9 значится: "Бижки Сергей - 58 лет, жена Екатерина - 56 лет, сын Егор (отец Владимира) - 37 лет, невестка Евдокия - 34 года, их дети: Владимир - 8 лет, Вера - 6 лет, Николай - 4 года, Мария - около года.
Оставить обществу: дом, сарай, амбар, скот - 4 коня, 2 коровы, 3 молодняка, овец - 10 голов. Инвентарь: косилка, сеялка, плуг, борона. Приметка: наёмным трудом не пользовались, кроме пастуха".


Отец ушёл в Донбасс на приработки, в 1933 году умер в тифозной горячке. В том же году умерли от голода сестра и мать. Владимир Бижко отправился в Харьков, беспризорничал. Там его изловили и направили сначала в знаменитую трудколонию Макаренко на Холодной горе. Оттуда Владимира перевели в детский дом в колхозе у станции Лазорки. Там он окончил 7 классов. Затем в 1938 году в городе Славянске поступил в железнодорожный техникум и окончил 2 курса. В то же время он поступил в аэроклуб и весной 1940 года получил удостоверение пилота.

Летом 1940 года Владимир Бижко стал курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов, которую окончил летом 1943 года по специальности лётчик-штурмовик. Затем - спецкурсы по изучению штурмовиков Ил-2, и… младший лейтенант Бижко направлен на фронт.

Воевал в составе 5-го штурмового авиационного корпуса под командованием одного из первых Героев Советского Союза генерала Николая Каманина, в 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии генерал-майора авиации Георгия Байдукова.

Отличился Владимир Бижко в первом же бою, когда штурмовики атаковали колону немецких танков, спешивших в район боевых действий на Курской дуге. К моменту наступления на Киев лётчик-штурмовик Бижко стал мастером штурмовых ударов, его наградили первым орденом Отечественной войны 1-й степени. В дальнейшем лейтенант Бижко прославился как отличный воздушный разведчик. Именно ему командование доверило освоение нового авиационного фотоаппарата Щ-2.

Трудной и опасной оказалась судьба молодого лётчика. 9 раз его сбивали вражеские зенитки. Приходилось сажать подбитый самолёт в самых невероятных условиях, прыгать с парашютом за линией фронта, а потом выходить к своим.

На счету гвардии лейтенанта Бижко 143 боевых вылета. Им уничтожено 12 немецких танков, 4 переправы, 6 крупных складов с боеприпасами, более 100 машин с войсками и грузами, 5 зенитных батарей, паровоз и свыше 50 железнодорожных вагонов, 40 других важнейших объектов противника.

В августе 1944 года в ходе Люблинско-Сандомирской наступательной операции Владимиру Бижко пришлось пережить самые неприятные моменты своей лётной биографии.

В один из августовских дней Бижко вылетел, на разведку движения противника по дорогам Грибешув – Рава-Русская. После выполнения задания увидел фашистскую автоколонну. Вместе со стрелком Ермаченко прошлись как следует по ней. Внизу горящие автомашины, паника. И тут же по самолёту ударили фашистские зенитчики. Снаряд вошёл в мотор, полетели лопасти. Бижко посадил свой «ил» на брюхо прямо на поле и со стрелком скрылся в лесу. 4 дня они скрывались от рыскавших повсюду гитлеровцев.

На 5-й день местечко освободили наши войска. Радость… Но… Бижко со стрелком забрали в СМЕРШ. 20 дней изнурительных допросов: "Как и за сколько попали в фашистские пособники?" Ночью Бижко и Ермаченко сумели сбежать. К своим, в полк.

Их считали погибшими. Поздравляли. Но пришла папка с документами из того дивизионного СМЕРШа: коль появятся - арестовать. Капитан Заполошнюк, их полковой смершевец, прочёл и бросил папку в печь: "Летайте, громите врагов, ребята".

После этого случая Владимир Бижко до самого последнего дня войны участвовал в боях. Освобождал чешский город Брно. 9 мая 1945 года встретил на одном из аэродромов в Чехословакии.

После войны, получив в 1946 году высокие награды Родины орден Ленина и «Золотую Звезду» Героя Советского Союза, Владимир Бижко демобилизовался из армии и перешёл в гражданскую авиацию. 8 лет водил самолёт Ли-2 по различным воздушным трассам страны. А затем осел в городе Куйбышеве (Самаре) и вплоть до 1991 года работал начальником полётов в аэропорту Курумоч.

С 1991 года Владимир Егорович Бижко – пенсионер. Но, несмотря на годы, вёл активную работу по патриотическому воспитанию молодёжи, часто посещал школы, общался с ребятами. Примером собственной героической жизни Владимир Егорович Бижко закладывал в современную молодёжь основы нравственности, воспитания.

Особые отношения связывали ветерана со школой № 61 Железнодорожного района города Самары. Ученики этой школы тщательно и с интересом изучают биографию Героя Бижко, собирают о нем информацию из всех возможных источников и бережно передают её в школьный музей.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Подвиг во имя Родины. Книга 1. Куйбышев, 1965