Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кованев Иван Фёдорович

 
Кованев Иван Фёдорович
01.08.1910 - 13.05.2005
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 5247

    Памятники
  Надгробный памятник


Кованев Иван Фёдорович – командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 276-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии майор.

Родился 1 августа 1910 года в селе Посевкино Грибановского района Воронежской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года. Окончил 6 классов церковно-приходской школы. Работал заведующим почтовым отделением, заместителем председателя колхоза.

В Красной Армии с 1931 года. В 1933 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в 1935 году – военную школу лётчиков в Сталинграде (ныне – Волгоград). Участник освободительного похода в Западную Украину 1939 года, советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В финском небе совершил 48 боевых вылетов, за что был награждён первой боевой наградой – медалью «За отвагу».

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. До конца 1944 года сражался на Ленинградском фронте. В воздушных боях был 4 раза сбит.

И.Ф.Кованев нанёс десятки боевых ударов по оборонительным укреплениям фашистов на рубежах Красногвардейского укрепрайона, уничтожил при налётах на аэродромы Гатчины и Сиверской до полусотни вражеских самолётов; охотился за батареями дальнобойных орудий, варварски разрушавших Ленинград (ныне – Санкт-Петербург), вёл разведку, участвовал в освобождении Гатчины от оккупантов. В честь гвардии майора И.Ф.Кованева в Ленинграде в 1942 году была выпущена почтовая открытка тиражом в 25000 экз. Надпись на обороте гласила: «Ленинград. Фронт. Военный ночной лётчик майор И.Ф.Кованев».

Командир эскадрильи 34-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор И.Ф.Кованев к марту 1944 года совершил 198 боевых вылетов, из них 34 ночью, на бомбардировку военных объектов, оборонительных сооружений, скоплений войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Кованеву Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5247).

Немало ударов по войскам противника нанёс гвардии майор И.Ф.Кованев в Эстонии и Восточной Пруссии осенью 1944 года. К концу войны он совершил более 220 боевых вылетов на бомбардировку техники и военных объектов противника.

В 1949 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. С мая 1957 года полковник И.Ф.Кованев – в запасе. Работал заместителем начальника «Вторчермета», затем начальником отдела кадров треста «Жилстрой». Был членом Президиума Совета ветеранов войны и труда. Ему была оказана высокая честь доставить факел из Москвы с могилы Неизвестного солдата к обелиску Славы на площадь Героев в Липецке.

Жил в Липецке. Скончался 13 мая 2005 года. Похоронен в Липецке на Косыревском (старом) кладбище.

Награждён советскими тремя орденами Ленина (26.02.1942, 19.08.1944, 29.04.1957), четырьмя орденами Красного Знамени (3.12.1941, 19.11.1951, 22.02.1955, 19.04.1955), орденом Суворова 3-й степени (21.06.1944, № 837), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (26.04.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.04.1947), российским орденом Дружбы (31.12.2003), медалями, в том числе «За отвагу» (21.03.1940) и «За боевые заслуги» (3.11.1944).

Почётный гражданин Гатчины (1947) и Липецка (2000).

Два боевых эпизода из лётной биографии И.Ф.Кованева.

1941 год. Вьюжная декабрьская ночь и неисправный компас сбили экипаж с курса. Как определишь, где ты находишься, если не видно даже крыльев собственного самолёта. Пришлось садиться. Пока штурман Купцов возился с компасом, Кованев направился к видневшейся неподалеку деревеньке. На самой окраине столкнулся с тремя фашистами. Вероятно, они шли на звук работавших моторов. Хорошо, что пистолет был наготове. Один из трёх всё-таки успел уйти. Пришлось Кованеву бежать к самолёту. Не ждать же, когда враг вернется с подкреплением ! Моторы работали, и, скользнув лыжами по заснеженной поляне, бомбардировщик улетел.

13 апреля 1943 года. Время старта - 16.00.

Кованев вел шестёрку пикировщиков. Уже над линией фронта появился истребительный заслон врага. Даже оставшись по существу без поддержки своих истребителей, которым пришлось ввязаться в бой с "фокке-вульфами", Кованев продолжал вести группу к цели. Приказал лишь сомкнуть строй, чтобы легче было отбивать атаки. Действительно, благодаря этому манёвру стрелкам-радистам удалось сбить "фокке-вульф". Бомбардировщики были уже у самого вражеского аэродрома, когда их снова атаковали немецкие истребители. Один особенно наседал, пытаясь сбить ведущего. Однако он сам загорелся от меткой пулемётной очереди стрелка командирской машины Леонида Курьина.

Небо над аэродромом покрылось облачками зенитных разрывов. Чтобы не попасть под огонь своих же орудий, истребители на время отошли от советских бомбардировщиков. Кованев не преминул воспользоваться этим - начал пикировать...

Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы увидеть: на самолетных стоянках разбито не меньше десятка машин. Важно было и другое - бомбы изрыли бетонированную полосу. А весной, когда земля на остальной части лётного поля ещё не просохла, без "бетонки" не обойтись.

Итак, задание выполнено успешно. Но снова атаковали "фокке-вульфы". Штурман Федор Юрченко и стрелок-радист Леонид Курьин отбивали атаку за атакой. Обоих ранило. Истребителям врага удалось подбить правый мотор. Он сразу же заглох.

Положение казалось безвыходным. До линии фронта недалеко, но как справиться с поврежденной машиной? Как отбиться от немецких истребителей, когда тяжело ранены и стрелок-радист, и штурман? Остаётся одно - падать. Именно в этом спасение. Когда истребители хотят уйти от преследования, они имитируют падение. Бомбардировщик тоже может пикировать, только как потом удержать тяжёлую машину? Однако другого выхода нет.

Кованев резко бросил самолёт вниз. Гитлеровцы решили, что это последнее пике советского бомбардировщика, и не стали больше преследовать его. А когда чуть ли не над самой землей машина вышла из пикирования, гнаться за ней было поздно, - она находилась уже за линией фронта.

С трудом посадив непослушный самолёт, Кованев прежде, всего бросился к товарищам.

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. Л., Лениздат. 1970.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.