Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Баландин Василий Петрович

Баландин Василий Петрович

28.12.1904 - 23.03.1973

Герой Социалистического Труда

Даты указов

16.09.1945

Медаль № 229

Орден Ленина № 54944

Баландин Василий Петрович – заместитель Народного комиссара авиационной промышленности СССР - директор орденов Ленина и Красного Знамени моторостроительного завода № 26 (Уфа), генерал-майор инженерно-авиационной службы.

Родился 15 (28) декабря 1904 года в поселке Лосиноостровский, ныне - в черте города Москвы, в семье железнодорожника. Русский. Трудовую деятельность начал в 1918 году поденным ремонтным рабочим на станции Лосиноостровская.

Окончил школу ФЗО, в 1924 году – рабфак при Московском институте инженеров путей сообщения, 1929 году – Московский институт инженеров транспорта. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года. По направлению транспортного отдела ЦК ВКП(б) работал на Туркестанско-Сибирской железной дороге машинистом, дежурным по депо. С января 1930 года работал на Муромском паровозоремонтном заводе монтером сборочного цеха, начальником планового отдела завода.

В ноябре 1930 призван в ряды Красной Армии и направлен на работу на завод №26 в город Рыбинск (Ярославская область). Начал бригадиром сборщиков моторов, через год стал начальником цеха. В 1936 году инженер-новатор внедрил у себя в сборочном цехе конвейерную сборку моторов. Таких конвейеров ранее в СССР не было. Накопленный опыт помог Василию Баландину в организации поточного производства авиационных моторов и в последствии, когда он стал директором моторостроительного завода в Уфе.

В 1937 году назначен техническим директор, а в 1938 году – директором Рыбинского моторного завода, а в 1939 году, не оставляя директорской должности, он назначается заместителем Народного комиссара авиационной промышленности СССР.

В начале июня 1941 года неожиданно был необоснованно арестован. Находился под следствием в тюрьме около двух месяцев. Был освобождён по требованию И.В. Сталина из заключения по ходатайству наркома авиационной промышленности СССР А. Шахурина, авиаконструктора А. Яковлева и заместителя наркома авиапромышленности СССР П. Дементьева.

В августе 1941 года назначен директором авиамоторного завода №384. В 1941 году в Уфу стали прибывать организации и учреждения, эвакуированные из разных городов страны. Строящийся в 20-и километрах от Уфы, в городе Черниковске (ныне в черте Уфы), комбайновый завод был ещё за год до войны реконструирован в авиамоторный по рыбинской документации. Было построено несколько производственных зданий, шло строительство больших корпусов.

К концу 1941 года на площади Уфимского завода был эвакуирован ряд моторных заводов., в том числе и из города Рыбинска. 17 декабря 1941 года Рыбинский ордена Ленина моторный завод № 26, два ленинградских завода-дублёра (№ 234 и № 451), частично московский № 219, московское проектное бюро ЦИАМ, воронежское конструкторское бюро Добрынина и два уфимских завода, - моторный (№ 384) и дизельный (№ 336) были объединены в единое целое. Директором объединенного завода стал Василий Петрович Баландин, сохранивший должность заместителя наркома авиационной промышленности СССР.

Новое предприятие стало правопреемником объединённых заводов и получило номер головного - 26-й. В дальнейшем оно было переименовано в Уфимский моторостроительный завод.

В 1942 году выпуск моторов значительно превысил уровень 1941 года и нарастал во все годы войны. Под руководством В.П. Баландина было организовано крупное поточное производство авиационных моторов «М-105», «М-105ПА», «ВК-107А», «ВК-107ПФ», «ВК-108». Эти моторы предназанчались для боевых самолетов «Як-3», «Як-9», «Пе-2».

Коллектив завода, возглавляемый генерал-майором инженерно-авиационной службы В.П. Баландиным, двадцать три раза завоёвывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. 26 июля 1945 года газета «Правда» в передовой статье отмечала, что Уфимский завод к началу мирного времени выпустил 97 тысяч авиационных моторов, назвав этот факт подвигом. На каждом третьем боевом самолёте стоял уфимский мотор. Самолёт-истребитель «Як-9У» с мотором «ВК-107А» признан самым скоростным истребителем второй мировой войны.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года "за выдающиеся заслуги в деле организации и производства самолётов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники и обеспечение ими Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны" генерал-майору инженерно-авиационной службы Баландину Василию Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В этот же день Уфимский моторостроительный завод был награждён орденом Красного Знамени, а двести девяносто девять его лучших работников были удостоены орденов и медалей СССР.

В феврале 1946 г. отозван в Москву, где занимал должности заместителя, первого заместителя Министра авиационной промышленности СССР. В 1958-1969 годах - заместитель Председателя Госплана СССР. С октября 1969 года генерал-майор инженерно-технической службы В.П.Баландин - в запасе.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 23 марта 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 5 орденами Ленина (29.12.1936; 30.12.1943; 2.07.1945; 16.09.1945; 6.12.1949), 3 орденами Трудового Красного Знамени (12.07.1957; 29.07.1960; 26.12.1964), орденом Красной Звезды (5.03.1939), медалями.

На одном из зданий бывшего Уфимского моторостроительного завода установлена мемориальная доска с горельефом В.П. Баландина. А в микрорайоне «Инорс» Калининского района города Уфы имя бывшего директора Уфимского моторостроительного завода носит бульвар, названный бульваром Баландина.


 

Биографию подготовил: Уфаркин Николай Васильевич (1955-2011)

Источники

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Герои труда. – Уфа: Китап, 2011.