Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Зубков Иван Георгиевич

 
Зубков Иван Георгиевич
26.07.1904 - 28.06.1944
Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 05.11.1943 Медаль № 69
Орден Ленина № 15479

    Памятники
  Надгробный памятник (вид 1)
  Надгробный памятник (вид 2)


Зубков Иван Георгиевич - начальник Строительства № 5 Народного комиссариата путей сообщения СССР, начальник Управления военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта, генерал-директор пути и строительства II ранга.

Родился 13 (26) июля 1904 года в станице Ессентукской Терской области - ныне город Ессентуки в Ставропольском крае. Сын инженера-путейца. Учился в кадетском корпусе. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года жил с семьей в городе Кашира Московской губернии, в Донбассе, в Закавказье.

С 1919 года работал подручным слесаря, молотобойцем, чертёжником, десятником. С 1922 года учился на рабфаке при Политехническом институте в Тбилиси и одновременно трудился в службе пути Закавказской железной дороги. В 1925 году из-за смерти отца вынужден был оставить учёбу и приехать к матери в город Льгов Курской губернии. Нехватка кадров тогда была настолько сильная, что не окончивший рабфак И. Зубков был назначен преподавателем, а затем и директором фабрично-заводского училища в Льгове.

В 1930 году окончил Харьковский технологический институт. Работал в Народном комиссариате путей сообщения СССР, работал на строительстве железнодорожных мостов на Украине.

В 1933 году по собственной просьбе переведён на строительство Московского метрополитена: сменный мастер, с 1934 - заместитель начальника шахты, начальник шахты. Член ВКП(б) с 1940 года.

В июне 1940 года назначен начальником строительства № 300 (стройка железнодорожной линии в Молдавии). В январе 1941 года Иван Зубков назначен начальником строительства Народного комиссариата путей сообщения № 5 - под этим наименованием значилась только что начавшаяся стройка Ленинградского метрополитена. К началу войны началась прокладка первой линии от Автово до Финляндского вокзала. Были заложены 34 шахтных ствола, началась проходка штолен.

С началом Великой Отечественной войны стройка была заморожена. Однако Строительство № 5 НКПС СССР было полностью сохранено под начальством И.Г. Зубкова, и в полном составе переведено на строительство железобетонных оборонительных укреплений на Карельском перешейке для обороны Ленинграда с севера.

Когда в сентябре 1941 года советские войска форсировали Неву в районе Невской Дубровки и занимают плацдарм на ее левом берегу (легендарный «Невский пятачок»). Получив приказ построить понтонную переправу для переброски танков на левый берег Невы, метростроители под командованием Зубкова выполнили его под обстрелом немецкой артиллерии. Затем он выполнил работы по строительству железнодорожных подходов (линия Войбокало - мыс Коса) и портовых сооружений для навигации по Ладоге. В апреле 1942 года И.Г.Зубков назначен одновременно и начальником Управления военно-восстановительных и заградительных работ № 2 Ленинградского фронта.

В начале зимы 1942-1943 года в блокадном Ленинграде вновь сложилась трагическая обстановка с продовольствием. Автомобильная «Дорога жизни» не справлялась с снабжением города продовольствием, так как в преддверии прорыва блокады была перегружена грузами для войск Ленинградского фронта. Тогда Зубков взялся возвести железнодорожную ледовую переправу через Ладожское Озеро. При этом он предложил класть путь с широкой колеей не на лед, а на свайно-ледяную эстакаду, чтобы поезда могли двигаться в Ленинград полными составами, а не повагонно, как изначально планировалось. В короткий срок была построена не имеющая аналогов в мире ледовая железная дорога длиной более 35 километров.

В январе 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Был пробит узкий коридор вдоль южного берега Ладожского озера. Воины-железнодорожники Строительства № 5 во главе с Зубковым совершили инженерное чудо. Всего за пятнадцать дней по труднопроходимым болотам была построена тридцатитрехкилометровая железная дорога Шлиссельбург - Поляны с мостом через Неву протяженностью 1300 метров. Для ускорения сроков строительства сначала строился мост свайно-ледяной конструкции и одновременно началось сооружение постоянного моста. 7 февраля 1943 года, на день раньше намеченного срока, на Финляндский вокзал Ленинграда прибыл первый поезд с Большой земли. Вскоре вступил в строй и постоянный мост.

Эта железная дорога в полосе прорыва называлась ленинградцами «Дорогой Победы», а железнодорожниками - «коридором смерти». Каждый день она подвергалась бомбежкам и артобстрелам. Не было дня, чтобы полотно не разрушалось попаданием снарядов и бомб. Однако железнодорожники немедленно устраняли любые повреждения полотна и моста. Иван Зубков непрерывное устранение всех повреждений, создавал резервы средств и техники для любых экстренных случаев. Благодаря его опыту и мастерству был спасен мост во время внезапного весеннего ледохода с Ладоги; восстановлен мост после прямого попадания вражеского тяжелого снаряда, обрушившего самый труднодоступный пролет; восстановлены пути после взрыва эшелона с боеприпасами, после которого на месте насыпи образовалась гигантская воронка. Работавшие на «Дороге Победы» железнодорожники считались призванными в действующую армию, наряду с бойцами переднего края снабжались и несли такие же жестокие потери. В 1943 году начальнику Строительства № 5 Наркомата путей сообщения СССР и начальнику Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта И.Г. Зубкову было присвоено специальное звание «генерал-директор пути и строительства II ранга», которое по аналогии с воинскими званиями соответствует званию "генерал-лейтенант".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Зубкову Ивану Георгиевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После изгнания врага из-под Ленинграда И.Г. Зубков руководил восстановлением железнодорожного хозяйства и строительством новых дорог для снабжения наступавших войск Ленинградского фронта.

Трагически погиб 28 июня 1944 года, когда при вылете для осмотра с воздуха подлежащего восстановлению моста. Самолёт, на борту которого находился Зубков И.Г., был повреждён вражеским истребителем и разбился при посадке на аэродроме вблизи города Лодейное Поле Ленинградской области.

Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры (Коммунистическая площадка) в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Генерал-директор пути и строительства II ранга (1943). Награждён орденами Ленина (5.11.1943), Красного Знамени (15.03.1943), Отечественной войны 1-й степени (5.10.1944, посмертно), Красной Звезды (6.02.1942), медалями «За трудовую доблесть» (март 1939), «За оборону Ленинграда» (вручена в 1943).

Именем Героя названа улица в Санкт-Петербурге (2014).

 

Биография предоставлена Антоном Бочаровым

    Источники
 Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Пашкова Т.Л., Михайлов В.А. Самые знаменитые железнодорожники России. Москва, 2005.