Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Микоян Артём Иванович

 
Микоян Артём Иванович
05.08.1905 - 09.12.1970
Дважды Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 20.04.1956 Медаль № 6763
Орден Ленина № 318156
2. 12.07.1957 Медаль № 47

    Памятники
  Надгробный памятник
  "МиГ-17" на постаменте в Уфе
  Указатель в г. Алаверди
  Бюст в г. Алаверди
  Памятник в г. Алаверди
  Мемориальная доска в Москве
  Мемориальная доска в Орле


Микоян Артём Иванович - генеральный конструктор опытного конструкторского бюро «МиГ», один из родоначальников советской реактивной авиации, генерал-лейтенант инженерно-технической службы.

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в селении Санаин Тифлисской губернии (ныне - в черте города Алаверди, область Лори, Армения). Армянин. Брат Анастаса Ивановича Микояна. В 1918 году переехал в город Тбилиси (Грузия). В 1923 году последовал новый переезд в город Ростов-на-Дону, где Артём Микоян поступает в ФЗУ при заводе «Красный Аксай», работал учеником токаря. В 1924 году в дни ленинского призыва (после смерти В.И. Ленина 21 января 1924 года) принят кандидатом в члены РКП(б). Переходит на работу в главные мастерские имени Ленина железной дороги депо станции «Ростов-на-Дону». Член ВКП(б)/КПСС с июня 1925 года. В ноябре 1925 года переезжает в Москву, где работает токарем на заводе «Динамо». В 1927 году его направляют на партийную работу в Октябрьский трамвайный парк Москвы.

В Красной Армии с декабря 1928 года. В августе 1929 гола Политуправлением Московского военного округа Артём Микоян направлен в Иваново-Вознесенскую военную школу имени М.В.Фрунзе, где он был избран секретарём комсомольской организации.

После увольнения в запас в 1930 году, работает в Москве на заводе «Компрессор», где вскоре его избирают секретарём партийного комитета завода.

Вновь в рядах Красной Армии с 1931 года. Направлен в счёт «парттысячи» на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Здесь, совместно с группой однокурсников, слушатель академии Артём Микоян создаёт свой первый самолёт «Октябренок».

22 октября 1937 года решением государственной экзаменационной комиссии А.И. Микояну присвоено звание «инженер-механик ВВС». Его назначают на 1-й авиационный заводе имени Осоавиахима в Москве сначала военным представителем, а в 1938 году – начальником бюро по серийным истребителям в Конструкторское бюро Н.Н. Поликарпова. С марта 1939 года Микоян – заместитель начальника конструкторского бюро (КБ) завода № 1 имени Осоавиахима, а в декабре того же года он вместе с М.И.Гуревичем возглавил группу конструкторов, называвшуюся опытно-конструкторским отделом завода № 1 имени Осоавиахима.

В 1940 году под руководством Микояна (совместно с М.И.Гуревичем) был создан самолёт-истребитель «МиГ-1», самый скоростной серийный истребитель того времени, предназначенный для действий на больших высотах, и его модификация - «МиГ-3». Знаменательным событием становится то, что «МиГ-1» впервые в СССР испытывается в новой натурной трубе Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) – «Т-101».

5 апреля 1940 года осуществлён первый вылет самолёта «МиГ-1». Летом 1940 года осуществлена модификация «МиГ-1» и превращение его в «МиГ-3», а в конце того же года началось серийное производство детища Микояна и Гуревича – самолёта-истребителя «МиГ-3». В 1940 году Артём Микоян назначен главным конструктором завода № 1. В начале 1941 года А.И. Микоян направляется с группой советских авиационных конструкторов в командировка в гитлеровскую Германию для ознакомления с немецкой авиационной техникой и авиационной промышленностью.

В 1940-1941 годах самолёт «МиГ-3» строился большой серией и успешно применялся в боевых действиях в начальный период Великой Отечественной войны, хорошо зарекомендовав себя в системе противовоздушной обороны (ПВО) страны.

После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года КБ Микояна и Гуревича эвакуируется из Москвы. В марте 1942 года А.И. Микоян назначается директором и главным конструктором опытного завода. А в апрель того же года происходит радостное событие - возвращение КБ из эвакуации.

В 1942-1944 годах идёт самоотверженная работа трудового коллектива над опытными истребителями «И-211», «И-220», «И-222», «И-224». В 1941-1943 годах создан ряд опытных истребителей: «МиГ-7», показавший максимальную скорость 690 км/ч, высотный самолёт «И-224», достигший потолка 14 тысяч метров. В марте 1945 года начались испытания самолёта-истребителя «И-250» конструкции Микояна с комбинированной силовой установкой, состоящей из поршневого и воздушно-реактивного двигателей, а в Победном мае 1945 года состоялся первый вылет этой крылатой машины.

Артём Иванович Микоян является одним из пионеров реактивной авиации Союза Советских Социалистических Республик. После войны он разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись большими сериями и длительное время находились на вооружении советских ВВС. Среди них «МиГ-9», «МиГ-15», «МиГ-17», достигавший скорости звука, «МиГ-19» - первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель, «МиГ-21» с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое превышающей скорость звука.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания специальной техники и в самолетостроении Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Тогда же, в 1956 году, было завершено создание самолёта-истребителя «МиГ-19» («СМ-3») с катапультным безаэродромным взлётом, и создание опытных сверхзвуковых истребителей «Е-2А» и «Е-5».

20 декабря 1956 года А.И. Микоян назначен генеральным конструктором КБ «МиГ».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года за выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Микоян Артём Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Генерал-майор инженерно-технической службы (1946), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1957).

Действительный член Академии наук СССР (26.11.1968).

Последними самолётами, созданным под руководством А.И. Микояна, стали: истребитель «МиГ-23», первый в СССР самолёт с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла, и истребитель-перехватчик «МиГ-25» со скоростью полёта, в три раза превышающей скорость звука.

На самолётах, разработанных под руководством Артёма Ивановича Микояна, установлено около шести десятков мировых рекордов. Он создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3—8-го созывов (1950-1970).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 декабря 1970 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Генерал-полковник инженерно-технической службы (27.10.1967). Награждён 6 орденами Ленина (31.12.1940, 03.02.1953, 05.11.1954, 04.08.1955, 20.04.1956, 04.08.1965), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971, посмертно), Красного Знамени (15.11.1950), Отечественной войны 1-й степени (02.07.1945), 2 орденами Красной Звезды (08.09.1941, 21.02.1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1962). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1947, 1948, 1949, 1952, 1953).

Бронзовый бюст установлен в селе Санаин (в черте города Алаверди). В Москве на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Именем А.И.Микояна назван Московский машиностроительный завод. Самолёт "МиГ-17" с бортовым № 31 установлен на постаменте перед зданием главного корпуса Уфимского ордена Ленина авиационного института имени Серго Орджоникидзе, ныне - Уфимский государственный авиационный технический университет.


 

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)

    Источники
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.

редуктор 1ЦУ покупайте у нас