Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Микоян Артём Иванович

 
Микоян Артём Иванович
05.08.1905 - 09.12.1970
Дважды Герой Социалистического Труда


    Даты указов
1. 20.04.1956 Медаль № 6763
Орден Ленина № 318156
2. 12.07.1957 Медаль № 47

    Памятники
  Надгробный памятник
  Бюст в Алаверди
  Мемориальный комплекс в Алаверди
  Мемориальная доска в Москве
  Мемориальная доска в Орле


Микоян Артём Иванович – главный конструктор Опытно-конструкторского бюро №155, генерал-майор инженерно-технической службы.

Родился 23 июля (5 августа) 1905 года в селе Санаин Алавердского сельского правления Борчалинского уезда Тифлисской губернии (ныне в черте города Алаверди Лорийской области Армении). Армянин. Настоящие имя и отчество – Анушаван Ованесович Микоян. Учился в сельской школе в Санаине, с 1918 года продолжил обучение в школе в городе Тифлис (ныне город Тбилиси, Грузия). В 1922 году окончил 5 классов школы в Тифлисе, в 1923 году – школу фабрично-заводского ученичества в Ростове-на-Дону. В 1923–1925 годах работал учеником токаря на заводе сельскохозяйственных машин «Красный Аксай» и в Главных железнодорожных мастерских в Ростове-на-Дону, в 1925–1927 годах – токарем на электрозаводе «Динамо» в Москве. В сентябре 1927 – декабре 1928 – секретарь партийного комитета Октябрьского трамвайного парка города Москвы.

В армии с декабря 1928 года. Служил в 18-м стрелковом полку 6-й стрелковой дивизии (город Ливны Орловской области). В 1929 году окончил полковую школу. В августе 1929 – октябре 1930 – ответственный секретарь комитета комсомола Иваново-Вознесенской пехотной школы, которая располагалась в Орле и в июле 1930 года была преобразована в бронетанковую школу. В октябре 1930 года демобилизован из армии.

В ноябре 1930 – марте 1931 – секретарь партийной организации завода холодильного оборудования «Компрессор» в Москве, а в марте–мае 1931 – инструктор Сталинского райкома партии города Москвы. В числе лучших партийных работников был направлен на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского и в мае 1931 года стал слушателем инженерного факультета.

В октябре 1937 года окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В феврале 1938 – марте 1939 – помощник военпреда на авиазаводе №1 в Москве. С марта 1939 года – начальник бригады, а затем начальник КБ-1 по манёвренным истребителям ОКБ Н.Н.Поликарпова на авиазаводе №1. Участвовал в доводке и внедрении в серийное производство истребителя И-153.

В декабре 1939 года на авиазаводе №1 был создан Особый конструкторский отдел, начальником которого стал А.И.Микоян, а его заместителем – М.И.Гуревич. С декабря 1940 года – главный конструктор авиазавода № 1. В марте 1942 года было образовано Опытно-конструкторское бюро, которым А.И.Микоян руководил до своей смерти (в декабре 1956 года утверждён Генеральным конструктором). Под его руководством в ОКБ были созданы:

Истребитель МиГ-1, совершивший первый полёт 5 апреля 1940 года (лётчик-испытатель А.Н.Екатов). Вскоре был модернизирован в МиГ-3 с увеличенной дальностью полёта. Самый скоростной отечественный истребитель начального периода Великой Отечественной войны.

Истребитель И-250, совершивший первый полёт 4 апреля 1945 года (лётчик-испытатель А.П.Деев). Имел комбинированную силовую установку: поршневой двигатель приводил во вращение пропеллер и компрессор турбореактивного двигателя, включавшегося для прироста максимальной скорости.

Первый отечественный реактивный истребитель МиГ-9, совершивший первый полёт 24 апреля 1946 года (лётчик-испытатель А.Н.Гринчик). Для своего времени был самым распространённым отечественным реактивным истребителем.

Самый массовый реактивный истребитель в мировой истории авиации МиГ-15, совершивший первый полёт 30 декабря 1947 года (лётчик-испытатель В.Н.Юганов). Сочетал в себе хорошие пилотажные качества, высокие лётные характеристики, мощное пушечное вооружение, простоту в обслуживании и технологичность в производстве. Всего построено 17.123 самолёта.

Истребитель МиГ-17, совершивший первый полёт 26 июля 1949 года (лётчик-испытатель В.Н.Юганов). Отличался от МиГ-15 увеличенной стреловидностью крыла и оперения, имел модификации с радиолокатором.

Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19, совершивший первый полёт 5 января 1954 года (лётчик-испытатель Г.А.Седов). На МиГ-19С впервые в стране был применён цельноповоротный стабилизатор вместо обычного неподвижного с рулём высоты. Выпускался в варианте фронтового истребителя (МиГ-19, МиГ-19С) и истребителя-перехватчика с радиолокатором (МиГ-19П, МиГ-19ПМ).

Самый массовый в мире сверхзвуковой истребитель МиГ-21, совершивший первый полёт 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов). Имел треугольное крыло. Поступил на вооружение 49 государств, во многих из которых используется до сих пор. Выпускалось более десяти серийных модификаций. Всего построено около 14.000 самолётов.

Самый скоростной в мире серийный истребитель МиГ-25, совершивший первый полёт 6 марта 1964 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). В полёте может достигать скорости 3.000 км/ч. Выпускался в вариантах перехватчика (МиГ-25П, МиГ-25ПД), разведчика (МиГ-25Р), разведчика-бомбардировщика (МиГ-25РБ), учебно-тренировочного (МиГ-25ПУ и МиГ-25РУ), самолёта прорыва ПВО (МиГ-25БМ).

Фронтовой истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, совершивший первый полёт 10 июня 1967 года (лётчик-испытатель А.В.Федотов). Благодаря крылу с изменяемой стреловидностью обладал малой посадочной скоростью (225 км/ч) и небольшой длиной разбега (550 м). Имел несколько серийных модификаций. Самый массовый самолёт с изменяемой стреловидностью крыла. Всего построено 5.266 самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за заслуги в деле создания специальной техники и в самолётостроении генерал-майору инженерно-технической службы Микояну Артёму Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За выдающийся вклад в деле создания новой реактивной авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года генерал-майор инженерно-технической службы Микоян Артём Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Помимо разработки самолётов, в ОКБ А.И.Микояна были спроектированы крылатые ракеты КС-1, К-10, Х-20, Х-22 и их модификации, вошедшие в состав вооружения самолётов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22, а также ракета КС-7 класса «земля-земля».

На самолётах, созданных под руководством А.И.Микояна, установлен ряд мировых авиационных рекордов (в числе которых абсолютные мировые рекорды высоты и скорости полёта).

На протяжении многих лет А.И.Микоян был председателем государственной экзаменационной комиссии на факультете самолёто- и вертолётостроения Московского авиационного института.

Академик Академии наук СССР (с ноября 1968 года, член корреспондент – с октября 1953 года). Доктор технических наук (1959).

Депутат Верховного Совета СССР 3–8-го созывов (с 1950 года).

Жил в Москве. Умер 9 декабря 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 6 орденами Ленина (31.12.1940; 03.02.1953; 05.11.1954; 04.08.1955; 20.04.1956; 04.08.1965), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971, посмертно), Красного Знамени (15.11.1950), Отечественной войны I степени (02.07.1945), 2 орденами Красной Звезды (08.09.1941; 21.02.1945), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1962 – за разработку МиГ-21), пяти Сталинских премий первой степени (1941 – за разработку МиГ-3; 1947 – за разработку МиГ-9; 1948 – за разработку МиГ-15; 1952 – за разработку МиГ-17; 1953 – за разработку самолёта-снаряда КС-1) и Сталинской премии второй степени (1949 – за разработку катапультного кресла КМ-1).

Бронзовый бюст А.И.Микояна установлен в городе Алаверди, где имеется Музей братьев Микоян. В Москве на доме, в котором он жил, и в Орле на здании бывшей бронетанковой школы установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в городах Москва и Улан-Удэ (Бурятия), а также школа №166 в Ереване и основанное им Опытно-конструкторское бюро.

Воинские звания:
военинженер 3 ранга (13.04.1938)
военинженер 2 ранга (11.09.1940)
инженер-полковник (18.03.1943)
генерал-майор инженерно-авиационной службы (01.03.1946)
генерал-майор инженерно-технической службы (20.06.1951, переаттестован)
генерал-лейтенант инженерно-технической службы (23.02.1963)
генерал-полковник инженерно-технической службы (27.10.1967)

 

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Арлазоров М.С. Артём Микоян. М., 1978
 Личное дело
 Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.