Герой Социалистического Труда
Производство: Авиастроение
Шпитальный Борис Гавриилович

Шпитальный Борис Гавриилович

07.08.1902 - 06.02.1972

Герой Социалистического Труда

Даты указов

28.10.1940

Медаль № 5

Орден Ленина № 6572

Памятники

Плита колумбария

Шпитальный Борис Гавриилович - начальник и главный конструктор опытно-конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения № 15, Тульская область.

Родился 25 июля (7 августа) 1902 года в городе Ростове-на-Дону в семье механика. В 1908 году вместе с семьей переехал в Москву. После окончания школы в 1919 году он начал работать помощником машиниста на Северной железной дороге. В 1921-1922 годах - механик на Мытищинском вагоностроительном заводе. С 1923 года работал в лаборатории гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно с работой учился в Московском механическом институте имени М.В.Ломоносова на кафедре авиационного машиностроения, который окончил в 1927 году.

С 1927 года - инженер в Научном автомоторном институте (НАМИ) в Москве. В том же году перешел в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода.

Достижения в области авиастроения тех лет, переход к скоростным самолетам вызывали настоятельную потребность в увеличении мощности огня бортового оружия. Но арсенал бортовых средств ведения огня тогда ограничивался приспособленными для авиации пехотными пулеметами «Максим» и системами, унифицированными с этим оружием. Б.Г.Шпитальный поставил перед собой задачу создать специальный авиационный пулемет с высокой скорострельностью (не менее 1200 выстрелов в минуту) и эффективностью действия боеприпаса по цели, малой отдачей, небольшой массой и габаритами.

Первый образец авиационного скорострельного пулемета Шпитального, в создании которого принял участие опытнейший тульский инженер И.Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 года. Он оказался очень сложным и потребовал значительных усилий конструкторов и технологов, направленных на оптимизацию технических решений, на повышение живучести оружия. Под него пришлось даже разработать специальный патрон. Зато пулемет Шпитального-Комарицкого явился первым в мире специальным образцом авиационного пулеметного вооружения, и имел огромный задел на будущее.

В начале 1932 года Б.Г.Шпитальный вместе с Комарицким завершили доработку и отладку конструкции. 11 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и принял его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального - Комарицкого образца 1932 года ШКАС (Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный)». Так было положено начало нового вида вооружения - авиационного стрелково-пушечного вооружения. В 1933-1940 годах советские военно-воздушные силы получили более 110 тысяч авиационных пулеметов ШКАС различных модификаций, которые устанавливались практически на всех моделях советских истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков предвоенных лет. Не меньшей заслугой, чем создание пулемета, была работа Шпитального по внедрению его в серийное производство, потому что для тогдашнего уровня промышленности это было принципиально новое изделие.

В 1934 году Шпитальный и Комарицкий разработали и запустили в массовое производство турельный и крыльевой варианты пулемета ШКАС. В том же 1934 году в Туле создается специальное опытно-конструкторское бюро авиационного стрелкового вооружения №15, а его бессменным начальником и главным конструктором до 1953 года был Б.Г.Шпитальный.

В 1937 году Шпитальный и Комарицкий предложили новую модель своего пулемета, получившего обозначение «ультраШКАС», имевшего темп стрельбы до 3 тысяч выстрелов в минуту, работая по принципу подвижного ствола при его ходе вперед. После двухлетних испытаний это оружие также принимают на вооружение. Его малосерийный выпуск был освоен Тульским оружейным заводом в 1939 году, но из-за сложности производства его роль в войне была незначительной. Заслуга Б.Г.Шпитального заключалась не только в том, что им разработаны первые в мире скорострельные пулеметы, но и в том, что он впервые научно обосновал возможность получения высокой скорострельности, показали силу отечественной науки и способность нашей промышленности создавать оружие, по своим качествам превосходящее иностранные образцы. Высокий темп стрельбы, достигнутый в конструкциях советских авиационных пулеметов, позволил обходиться без значительного увеличения числа стволов на истребителях.

Дальнейшее развитие авиации потребовало увеличения калибра авиационного вооружения при сохранении скорострельности. В 1935 году был принят на вооружение 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный). В 1936 году была выпущена первая партия 20-мм пушек ШВАК - первой советской авиационной пушки, положившей начало интенсивному развитию этого вида артиллерии. Именно пулеметами и пушками Б.Г.Шпитального советские летчики сбивали вражеские самолеты в Испании, Китае, на Халхин-Голе, в Финляндии и в других конфликтах предвоенного времени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Шпитальному Борису Гаврииловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной войны тульские оружейные заводы и ОКБ-15 были эвакуированы в город Куйбышев (ныне Самара), где в больших масштабах продолжалось производство авиационных пулеметов ШКАС. Главный конструктор ОКБ-15 Б.Г.Шпитальный все военные годы напряженно трудился над ускоренной разработкой и внедрением в производство новых систем авиавооружения. Наиболее мощной из них стала 57-мм авиационная автоматическая пушка системы Шпитального (Ш-57) образца 1944 года, предназначенная для установки на самолетах истребительной, штурмовой и бомбардировочной авиации. Под эту пушку с участием Шпитального разработаны новые боеприпасы - снаряды осколочно-зажигательно-трассирующего действия большой мощности и снаряды кумулятивного действия большой мощности, пробивающие при своем попадании, независимо от дистанции, броню толщиной 70-80 мм, что делало данную пушку грозным оружием не только в воздушном бою, но и при использовании по таким целям, как танки, бронеавтомобили, корабли и суда военно-морского флота малого тоннажа. Однако 57-мм авиационная пушка Шпитального Ш-57 так и осталась существовать только в опытных образцах.

Также в годы войны Б.Г.Шпитальным разработаны такие образцы вооружения, как «37-мм авиационная мотор-пушка» (1941), «Патрон авиационный бронебойный» (1943), пистолет-пулемет. Но повторить триумф ШКАС и ШВАК конструктору не удалось. В годы войны были созданы более совершенные системы авиационного вооружения конструкторов М.Е.Березина, А.А.Волкова, С.А.Ярцева, А.Э.Нудельмана, А.М.Афанасьева. Б.Г.Шпитальный участвовал в конкурсах с этими конструкторами, но его системы уступали им. По мнению выдающегося организатора оборонной промышленности, в годы Великой Отечественной войны - наркома вооружений СССР Б.Л.Ванникова, виной тому стала «звездная болезнь» конструктора.

В 1953 году Б.Г.Шпитальный покинул пост главного конструктора ОКБ-15 и ушел из оборонной промышленности. С 1953 года до конца жизни – профессор кафедры в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Доктор технических наук. Профессор (1949).

Жил в Москве. Умер 6 февраля 1972 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина (17.07.1932, 28.10.1940), орденами Суворова 2-й степени (18.11.1944), Кутузова 1-й степени (16.09.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (03.06.1942, ...), орденом Красной Звезды (09.04.1937), медалями.

Лауреат двух Сталинских премий СССР (1941, 1942).


Фото Фёдора Кислова


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Биографическая энциклопедия. 2010.