Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Маслов Иван Васильевич

 
Маслов Иван Васильевич
01.08.1920 - 30.03.2011
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.07.1944 Медаль № 3045
Орден Ленина № 17524

    Памятники
  Надгробный памятник


Маслов Иван Васильевич – заместитель командира 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант.

Родился 1 августа 1920 года в деревне Исаково Карачаровской волости Можайского уезда Московской губернии (ныне не существует, территория Горетовского сельского поселения Можайского района Московской области). Русский. В 1937 году окончил 7 классов школы. С 1937 года жил в Москве. В 1939 году окончил школу ФЗУ треста «Теплосантехмонтаж» и аэроклуб. Работал слесарем на авторемонтном заводе в Москве.

В армии с ноября 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 157-го истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941), Ленинградском (август-октябрь 1941), Калининском (февраль 1942 – март 1943), Центральном (май-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль 1944 – май 1945) фронтах.

Участвовал в обороне Ленинграда, боях в районе городов Ржев и Белый (Тверская область), Курской битве, Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. 13 августа 1941 года был ранен в левую руку и левую ногу в воздушном бою.

За время войны совершил 350 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3, «Харрикейн», Як-7Б, Як-3 и Як-9М, в 75 воздушных боях сбил лично 23 и в составе группы 15 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года старшему лейтенанту Маслову Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны продолжал командовать авиаэскадрильями истребительных авиаполков (в Группе советских войск в Германии). В мае-ноябре 1948 – командир звена 378-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи (в Московском военном округе).

С 1948 – заместитель командира по лётной подготовке, а в 1950-1951 – командир 26-й отдельной учебно-тренировочной авиаэскадрильи (в Московском военном округе; город Серпухов Московской области), занимавшейся переучиванием лётчиков на вертолёты. В 1951-1952 – командир 550-го отдельного вертолётного авиационного полка (в Московском военном округе; город Серпухов Московской области).

В 1952-1955 – заместитель начальника по лётной подготовке 5-го учебно-тренировочного центра ВВС (посёлок Тёплый Стан, ныне в черте Москвы). В 1954 году окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС (город Липецк). С декабря 1955 – старший лётчик-инспектор авиационного отряда Управления пограничных войск СССР. С октября 1959 года полковник И.В.Маслов – в запасе.

Работал пилотом в Гражданской авиации. В 1970-1976 годах был шеф-пилотом 235-го отдельного авиаотряда (Внуково), выполнял транспортные перевозки и полёты с членами правительства. До 1984 года продолжал работать в Гражданской авиации на наземных должностях**.

Жил в Москве. Умер 30 марта 2011 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Полковник (1952). Награждён орденом Ленина (1.07.1944), 3 орденами Красного Знамени (4.09.1942; 9.07.1943; 16.06.1945), орденами Александра Невского (20.12.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), медалями «За отвагу» (29.06.1942), «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 285 боевых вылетов и участие в 60 воздушных боях, в которых сбил лично 15 и в составе группы 4 самолёта противника (на февраль 1944 года);
2) Точные наименования предприятий и должностей, на которых работал И.В.Маслов в 1976-1984 годах, не установлены.

Свой первый боевой вылет Иван Маслов совершил в самом начале блокады Ленинграда. Перед звеном истребителей была поставлена задача - подавить вражеские огневые точки на передней линии обороны наших войск в районе города Кингисепп. После успешного первого вылета он стал регулярно вылетать на боевые задания. С каждым вылетом авиаторы находили всё более искусные манёвры, заходы для атаки, крепли взаимопонимание и взаимодействие в группе. Но и противник, почувствовав реальную угрозу с воздуха, усилил прикрытие своих войск. Летать приходилось в плотных облаках разрывов снарядов.

Как-то раз, во время захода группы наших самолётов для удара по вражеским колоннам, по ним открыли огонь замаскированные «эрликоны». На высоте около 800 метров Маслов вдруг почувствовал удары по самолёту, боль в руке и ноге. От болезненного шока на мгновение потерял управление, и самолёт сорвался в крутое пике. Когда очнулся, увидел, что лёгкая зенитная установка бьёт трассами из небольшого лесочка. Дал туда несколько очередей и приготовился вместе с немцами оказаться в братской могиле - земля стремительно приближалась. Но перед самыми макушками деревьев Маслову одной рукой удалось резко взять ручку управления на себя, и машина перешла в горизонтальный полёт. На бреющем возвратился на свой аэродром. Превозмогая боль, зажал ручку управления ногами, а шасси выпустил правой рукой. После приземления его с перебитой рукой немедленно отправили в госпиталь.

Лечился Маслов в ленинградском травматологическом госпитале. Когда подоспело решение о выписке лётчиков в части, город был уже в окружении. Решили посадить авиаторов на канонерки и по Ладожскому озеру, уже покрытому тонкой коркой льда, вывезти на Большую землю. Пока пережидали погоду, началась бомбёжка. Лётчики заняли места у зениток и били по фашистам. Ночью канонерки двинулись в путь. Затемно добрались до Волхова, высадили лётный состав, и он по железной дороге отправился в пункт назначения. Там-то Маслов и встретился с «харрикейнами», поступившими на Калининский фронт.

Много испытаний принесли Маслову зима и лето 1942 года. Приходилось на подбитой машине садиться у линии фронта. Там, на Калининском фронте, он начал и умножил счёт сбитым «юнкерсам».

За первый сбитый «юнкерс» Маслов получил устный выговор от командира полка. В тот день с командиром эскадрильи В.Н.Залевским он вылетел на разведку. Лётчики обнаружили на небольшой высоте вражеский транспортный самолёт Ю-52. Выше транспортника виднелся «мессершмитт». Хотя в бой им вступать не разрешалось, комэск не сдержался, дал по нему очередь, но не попал и с разворотом ушёл. Тогда и Маслов решил атаковать немца. Со второго захода всё-таки сумел зажечь его. А комэск тем временем уже улетел. «Мессершмитт» обрушился на молодого лётчика. Маслову резким снижением удалось уйти от него. Но за то, что он бросил ведущего, он получил выговор. Мог бы вообще быть отстранённым от полётов. Спасли сведения, полученные от партизан: в сбитом Масловым Ю-52 летела группа офицеров немецкого штаба фронта.

Осенью 1942 года полк перебазировался в район Ржева, где шли упорные бои. В воздухе тоже было жарко. В одном из вылетов Маслов и Залевский вступили в бой с превосходящими силами фашистов. Свои налётом они отвлекли противника и помогли лётчикам другого подразделения незаметно напасть на врага. В результате было сбито около 10 вражеских самолётов.

Однажды Маслов вылетел на сопровождение девяткой «харрикейнов» транспортных самолётов, с которых нашим частям, окружённым в районе города Белого, должны быть сброшены грузы и вымпелы с указанием направлений выхода к своим. Дальность полёта была такая, что горючего в обрез. Полёт проходил в напряжённой обстановке, но истребители врага в бой не вступали. В условленном месте экипажи Ли-2 сбросили мешки с продуктами и развернулись на обратный курс. Задание было выполнено, но на обратном пути в одном из транспортников закончилось горючее, и он погиб.

Даже после нескольких вылетов в день Маслов не чувствовал такой усталости, как от одного этого полёта на максимальный радиус. Но время не ждёт, надо готовиться к новым боевым делам. В очередном полёте шестёркой Маслову удалось сбить ещё один «юнкерс» и довести их счёт до 17. Его грудь украсил орден Красного Знамени.

Зимой 1943 года лётчиков отправили для получения новой техники. Им были вручены именные самолёты от «Трудовых резервов». Это были представители второго поколения прославленных истребителей конструкции А.С.Яковлева – Як-7.

После этого 157-й авиаполк был отправлен на Центральный фронт и влился в 16-ю воздушную армию. Командиром полка стал майор В.Ф.Волков. Первые бои провели по отражению налётов гитлеровцев на Курск. Маслов был в эскадрилье А.Е.Боровых. Комэск сражался, как всегда, храбро и умело, ведя за собой товарищей. Однажды его сбили, он покинул с парашютом самолёт и уже на следующий день снова вернулся в строй.

В июньские дни 1943 года перед решающими боями на Курской дуге над расположением наших войск стал часто появляться фашистский разведчик Me-110. Видимо, это был гитлеровский ас. Маслов с ведомым Казначеевым, обнаружив «мессер», ринулись на него. Неожиданным залпом они повредили Ме-110, после чего взяли его в клещи. Ни в стороны, ни, тем более, обратно, пути ему не было. Гитлеровец, видимо, понял это и пошёл со снижением. Его посадили на поле в 7 километрах от аэродрома. А через час экипаж фашистского разведчика доставили в штаб полка.

В начале оборонительного сражения на Курской дуге, особенно в первые три дня, в воздухе шли упорные схватки. «Яки» яростно отбивали атаки «мессеров». В наиболее трудных боях группы самолётов вёл командир полка. Росло число сбитых «юнкерсов» и «мессершмиттов». В эти дни в воздушном бою погиб друг и первый наставник Маслова капитан В.Н.Залевский.

Всего за время оборонительных и наступательных боёв только на Курской дуге Маслов сбил 8 истребителей врага. В те же дни на его груди засверкал второй орден Красного Знамени.

Перед операцией по разгрому мозырской группировки врага 157-й истребительный авиаполк получил новые самолёты – Як-3. Часть входила в состав 234-й авиадивизии. Это соединение не раз отличалось в боях. За активное участие в освобождении города Мозырь дивизии было присвоено почётное наименование «Мозырская».

Как-то, патрулируя двумя парами, Маслов заметил 2 «мессера». Фашисты были застигнуты врасплох, и меткая очередь Маслова прошила одного из них, а второго сразил ведущий другой пары. Чуть позже Маслов с товарищами перехватил самолёт-разведчик «Юнкерс-88».

Авторитет лейтенанта Маслова рос от боя к бою. Его назначили заместителем командира эскадрильи. В этой должности он участвовал в Белорусской операции. Ему особенно памятны разгром нашей авиацией наземной армии противника в районе Бобруйска, вылеты на штурмовку окружённых вражеских частей у Минска.

1 июля 1944 года замкомэску лейтенанту Маслову было присвоено звание Героя Советского Союза. К тому времени он совершил 285 боевых вылетов, в ходе которых одержал 25 побед. Потом были упорные бои над Магнушевским плацдармом, где Маслову удалось впервые сбить ФВ-190.

Накануне 1945 года Маслова назначили командиром истребительной эскадрильи. Авиадивизия участвовала в боях за освобождение Варшавы, Познани. Маслов поднимался в воздух на сопровождение Ил-2 и Пе-2, на свободную охоту. В одном из таких полётов севернее Варшавы у него с ведомым Франчуком на высоте 4.500 метров произошла встреча с парой Ме-109. Ведущие маневрировали настолько стремительно, что ведомые отстали, и началась схватка один на один. Всё-таки Маслов зашёл в хвост «мессеру». Только приготовился дать очередь, как противник стремительно нырнул в пике. Маслов ринулся за ним. Погоня заставила гитлеровца потерять обычную осторожность, самолёт его зацепил за вершины деревьев и упал в лес. Но и Маслову дорого обошлась погоня. Плоскости его «яка» от колоссальных перегрузок вспухли, капоты вдавились. Потребовались невероятные усилия, чтобы довести самолёт до своего аэродрома. После осмотра специалисты списали «як».

В дальнейшем Маслов участвовал в прикрытии Кюстринского плацдарма на Одере, в Восточно-Померанской операции. За успешные боевые вылеты 234-я дивизия была удостоена в те дни ордена Красного Знамени.

Отличились лётчики этой дивизии, а в их числе комэск Маслов, и в первый день наступления на Берлин – 16 апреля 1945 года. Лишь в 8 воздушных боях они сбили 11 вражеских самолётов. А всего за Берлинскую операцию эскадрилья, которой командовал капитан Иван Маслов, сбила столько же фашистских самолётов, сколько все остальные лётчики 157-го истребительного авиаполка. Количество же боевых вылетов, совершенных Масловым к тому времени, достигло 350, а число воздушных боёв – 100.

В поверженном Берлине закончил боевой путь Иван Васильевич Маслов. После войны он переучился на вертолёты. В 1951 году подполковник И.В.Маслов участвовал в воздушном параде в Тушино.

В 1960 году И.В.Маслов ушёл из Вооружённых Сил в запас. Но неба не оставил. Поступил в Аэрофлот, возглавил там эскадрилью, которая впервые применяла вертолёты для доставки в отдалённые районы Сибири грузов и строительных материалов. Неоднократно возил членов правительства на сибирские стройки того времени, особенно на БАМ. Летал до 1976 года. Только ухудшение здоровья удержало его на земле.

Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в ней сведений.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои огненных лет. Книга 4. М.: Московский рабочий, 1980
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
 Учётно-послужная карта