Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-штурмовики
Золотухин Борис Александрович

Золотухин Борис Александрович

07.02.1922 - 07.05.1997

Герой Советского Союза

Даты указов

18.08.1945

Медаль № 4193

Золотухин Борис Александрович - командир эскадрильи 502-го штурмового авиационного полка 214-й штурмовой авиационной дивизии 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, капитан.

Родился 7 февраля 1922 года в городе Изюм ныне Харьковской области Украины в семье служащего. Украинец. Окончил 10 классов и аэроклуб в городе Свердловск Ворошиловградской, ныне Луганской области Украины.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов имени Пролетариев Донбасса.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Сражался в небе Москвы, Кавказа, Кубани, Крыма, Новороссийска, Севастополя. Затем полк, в котором служил Борис Золотухин, был переброшен в Прибалтику. Штурмовал врага в районе Даугавпилса, Риги. В 1943 году стал членом ВКП(б)/КПСС.

Командир эскадрильи 502-го штурмового авиационного полка (214-я штурмовая авиационная дивизия, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт) капитан Борис Золотухин к февралю 1945 года совершил 127 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Золотухину Борису Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4193).

Всего за годы войны Золотухин Б.А. совершил 153 боевых вылета, из них 128 – в качестве ведущего. Им было уничтожено 75 автомашин с вражескими войсками и грузами, более 20 орудий и минометов, 12 танков, 8 железнодорожных паровозов, вагонов и цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, много пулеметов, обозов и более 250 гитлеровцев.

После войны некоторое время продолжал служить в Военно-воздушных силах СССР. С 1946 года майор Б.А. Золотухин – в запасе по состоянию здоровья.

В 1952 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструмент». Работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в опытном конструкторском бюро заместителем главного инженера завода. Умер 7 мая 1997 года. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Награжден орденом Ленина (18.08.45), тремя орденами Красного Знамени (23.08.43; 19.02.45; 23.03.45), орденом Александра Невского (28.10.44), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (02.06.44; 06.04.85), орденами Отечественной войны 2-й степени (28.08.43), Красной Звезды (01.10.43), медалями.


ВСЯ ЖИЗНЬ — В АВИАЦИИ

Когда мальчишка подрос и пошел в школу, отец, потомственный железнодорожник, сказал сыну:

— Учись, Борюха, хорошо учись, а там на паровоз пойдешь...

Но судьба Бориса Золотухина сложилась иначе. В конце 1939 года он по рекомендации райкома комсомола был зачислен курсантом аэроклуба. Юноша одновременно овладевал летным делом и продолжал учебу в средней школе.

Через год в семье Золотухиных был большой праздник: Борис успешно закончил десятый класс и аэроклуб. Осенью того же 1940 года он стал курсантом Ворошиловградской авиационной школы имени Пролетариев Донбасса.

Когда началась Великая Отечественная война, курсант Золотухин уже умел летать на разных самолетах того времени. Но только через год, в июне сорок второго, окончив полный курс подготовки летчиков-штурмовиков, старший сержант Борис Золотухин был направлен в действующую армию. Вскоре молодой летчик увидел подмосковное небо.

Потом был Кавказ. В районе Грозного он совершил первые боевые вылеты. В сложных метеорологических условиях перелетал через главный Кавказский хребет и наносил штурмовые удары по врагу. В его летной книжке появились благопарности за образцовое выполнение боевых заданий. И вот уже первая награда Родины — орден Красного Знамени.

«...Машину содержит в отличном состоянии, благодаря чему она всегда находится в полной боевой готовности. С 16 января по 14 февраля 1943 года Золотухин совершил 21 успешный боевой вылет. При выполнении боевых заданий проявляет отвагу, мужество, смелость и находчивость», — это строки из наградного листа на летчика Бориса Золотухина.

В январе 1943 года, когда развернулись бои за Кубань, Золотухин в составе группы капитана Сивочуба вылетел на очередную штурмовку вражеских объектов. При подходе к цели он заметил, что ведущий попал под сильный огонь немецкой зенитной артиллерии. Видя, что командир в опасности, Борис Золотухин развернул свою машину и спикировал на батарею, пустив на зенитки смертоносные реактивные снаряды. Пушки умолкли. Так отважный летчик спас жизнь командира и помог группе выполнить боевое задание.

Вслед за первым боевым орденом на груди опытного летчика появляются новые награды: еще два ордена Красного Знамени, два — Отечественной войны I и II степени, ордена Александра Невского и Красной Звезды, боевые медали.

В небе Кавказа и Кубани фашисты не раз подбивали самолет Золотухина, но все же ему удавалось возвращаться на свой аэродром. Он садился за штурвал другой машины и снова уходил на штурмовку. Однажды во время выполнения боевого .задания в феврале 1943 года над Кубанью его подбитый ИЛ-2 вышел из строя. Добраться к своим на аэродром не было ни малейшей возможности: самолет в любую минуту мог рухнуть на землю. Оставалось одно: спланировать в плавни и совершить посадку в камышовых зарослях. Минута-другая, и самолет, не выпуская шасси, сел на крохотном островке среди топких плавней.

Летчик спрыгнул на землю, осмотрел машину. Не подняться уже ей. Кругом ни души. А там, и хуторах и станицах, — немцы. Только бы не попасть им в руки... Лучше смерть, чем плен. Он вынул из кобуры пистолет. Идти было трудно. Обмундирование обледенело. Под ногами то и дело трескался лед. Не раз проваливался в студеную воду. Так брел он дотемна.

Семья колхозника приютила попавшего в беду воина. Его переодели в гражданское платье и надежно укрыли в плавнях. Пять недель колхозники с небольшого кубанского хутора оберегали его жизнь. Полицаям и гитлеровцам так и не удалось узнать, куда делся летчик, приземлившийся в плавнях.

В начале апреля хутор был освобожден передовыми советскими частями. И вот Борис Золотухин снова в боевой семье летчиков своего полка, продолжает громить фашистов в небе Кубани и Крыма, Новороссийска и Севастополя. Затем авиационный полк, в котором он служил, перебазировался в Прибалтику. Здесь отважный летчик штурмовал врага в районе Даугавпилса, Риги. Вскоре Борис Золотухин стал командиром эскадрильи.

8 мая 1945 года, когда уже весь мир знал о нашей великой Победе над фашизмом, Борис Золотухин совершал свои последние вылеты, нанося штурмовые удары по фашистской группировке войск в Курляндии.

Всего за годы войны Б.А. Золотухин совершил 153 боевых вылета, из них 128 — в качестве ведущего. Он уничтожил 75 автомашин с вражескими войсками и грузами, более 20 орудий и минометов, 12 танков, 8 железнодорожных паровозов, вагонов и цистерн с горючим, 2 склада боеприпасов, много пулеметов, обозов и более 250 гитлеровцев.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 августа 1945 года присвоил Борису Александровичу Золотухину звание Героя Советского Союза.

Вскоре командование направило летчика на учебу в авиационную академию. Но годы войны, дни и ночи, проведенные в студеных плавнях, дали о себе знать. По состоянию здоровья капитан Золотухин был признан негодным к службе в авиации.

Перед ним стал вопрос — что делать дальше? И он твердо решил: учиться! И вот Борис Александрович уже сдал последний экзамен в Московском высшем техническом училище имени Баумана. В 1952 году бывший ас получил диплом инженера и был зачислен в аспирантуру. Ветеран войны начал штурмовать высоты науки и техники. Он работал в Ленинграде в опытном конструкторском бюро, а в 1972 году был выдвинут на руководящую должность в одно из производственно-конструкторских объединений.

В феврале 1972 года коллектив, в котором трудится Герой Советского Союза Б.А. Золотухин, чествовал его в связи с пятидесятилетием со дня рождения. На имя юбиляра поступили десятки адресов, телеграмм. Бориса Александровича поздравили известные авиаконструкторы страны — С.В. Ильюшин, А.И. Микоян, О.К. Антонов, А.С. Яковлев. В послании Андрея Николаевича Туполева были такие слова: «В нашем ОКБ знают Вас, Героя Великой Отечественной войны, по совместной учебе в МВТУ и общей работе по созданию топливно-измерительной аппаратуры для самолетов семейства ТУ... При решении возникающих задач нашему коллективу всегда приятно и легко сотрудничать с Вами...»

Борис Александрович ведет большую партийную и общественную работу в коллективе. Он член партийного комитета, агитатор и, разумеется, страстный пропагандист героических подвигов советских летчиков в годы Великой Отечественной войны. Молодые ленинградцы с увлечением слушают рассказы Героя о боевых делах однополчан-таманцев. По приглашению трудящихся Борис Александрович также бывает в городе-герое Севастополе, на Кубани, в столице Латвии — Риге.

Из книги «Подвиги во имя Отчизны. Очерки о Героях Советского Союза – харьковчанах». Харьков, «Прапор», 1974 год. с. 200-203

Биографию подготовил: Кирилл Осовик

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.