Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кохов Николай Степанович

 
Кохов Николай Степанович
12.04.1919 - 13.03.1980
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1945 Медаль № 5326

    Памятники
  Надгробный памятник


Кохов Николай Степанович – штурман 955-го штурмового авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта, майор.

Родился 12 апреля 1919 в деревне Кисели Спас-Деменского района Калужской области в семье крестьянина. Русский. С 1930 года жил в Москве. По окончании 7 классов Кунцевской школы № 2 и школы ФЗУ работал слесарем. Окончил аэроклуб.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Был заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, штурманом штурмового авиационного полка. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском, снова Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м Прибалтийском фронтах.

Участвовал в сражении под Харьковом и на Дону – в 1942 году; в освобождении Ростовской области, Харькова, Курской битве, битве за Днепр – в 1943; в освобождении Правобережной Украины, Молдавии, Прибалтики, в том числе городов Кривого Рога, Тирасполя, Пскова, Цесиса, Риги – в 1944.

Штурман 955-го штурмового авиаполка майор Кохов к сентябрю 1944 года совершил 197 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных мостов, узлов обороны, живой силы и боевой техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Кохову Николаю Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5326).

В 1945 году окончил Полтавскую высшую офицерскую школу штурманов, где переучился на самолёты-истребители. После окончания школы воевал на 3-м Украинском фронте в должности штурмана истребительного полка. Участвовал в боях в небе Венгрии и Австрии.

Всего за годы войны совершил 214 боевых вылетов. Член КПСС с 1943 года.

После войны командовал истребительным авиационным полком. Освоил реактивную технику. С 1958 года полковник Н.С.Кохов — в запасе. Жил в Москве. Работал инженером-диспетчером на заводе «Станколит». Умер 13 марта 1980 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-3).

Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Николай Кохов сразу на фронт Великой Отечественной войны не попал. Незадолго до неё был создан новый самолёт, штурмовик, «летающий танк» Ил-2. Преимущества этой машины признавали все, и в первую очередь враги. Весь 1941 год Кохов в запасном полку овладевал боевым пилотированием этой грозной машины.

1942 год выдался очень тяжёлым для лётчика-штурмовика Николая Кохова. Начиналось всё очень хорошо. Прибыв из запасного авиаполка на Юго-Западный фронт, Николай практически сразу включился в боевую работу. Под Харьковом наши войска развивали наступление. Ил-2 Кохова в составе эскадрильи штурмовал позиции противника, подавлял огневые точки на пути наступления танкового корпуса из группы генерала Бобкина. Наши войска дошли почти до Краснограда Харьковской области, когда в тылу произошла катастрофа. Из районов Балаклеи и Краматорска гитлеровцы совершили сходящиеся удары, и 2 армии Юго-Западного фронта с подвижными группами усиления оказались в полном окружении. Выйти живыми из Барвенковского «котла» удалось очень немногим. В том числе и лётчикам. Из авиаполка, в котором воевал Кохов, пробились из кольца лишь 15 % состава. Кохову посчастливилось остаться живым, чтобы всю войну мстить фашистам за гибель своих боевых товарищей.

До сентября 1942 года авиаполк «залечивал раны», находясь на пополнении в Воронежской области. Когда фашисты достигли Волги, и в уличных боях в Сталинграде «увязла» целая 6-я фашистская армия, нашему командованию потребовались все резервы, чтобы не допустить врага за Волгу. Это касалось и авиации.

Авиаполк, в котором воевал Кохов, перебазировался на Сталинградский фронт и с аэродрома за Доном регулярно стал громить в районе станиц Боковская и Мешковская Ростовской области коммуникации врага, по которым шли подкрепления, боевая техника и боеприпасы в Сталинград. А в декабре 1942 года и в этом районе началось наступление советских войск. Кохов, командуя авиазвеном, водил лётчиков на штурмовку оборонительных позиций врага. И снова ему пришлось воевать в тех же местах, что и почти год назад – под Харьковом.

Городок Барвенково вошёл в жизнь Николая Кохова прочно. Советским войскам пришлось его оставлять в 1941 году, освобождать зимой 1942 года, снова оставлять в мае 1942 года, освобождать в феврале 1943 года, снова оставлять в марте 1943 года, и окончательно освобождать в июле 1943 года. И в 1942, и в 1943 здесь пришлось воевать лётчику-штурмовику Николаю Кохову.

В один из июльских дней 1943 года Кохов был ведущим группы, вылетевшей на штурмовку железнодорожной станции Барвенково. В тот день на этой станции скопилось много вражеских эшелонов. Как доложила разведка, большинство с боеприпасами. Штаб фронта приказал немедленно разбить эшелоны.

Вскоре самолёты появились над целью: 8 «илов» и 8 «лавочкиных». Лишь только Кохов сбросил первые бомбы, могучий взрыв подбросил его самолёт. Находясь на высоте 800 метров, штурмовик едва не перевернулся от взрывной волны. Рвались боеприпасы. Сделав несколько заходов, штурмовики благополучно вернулись на свой аэродром. Они и не предполагали, какой урон нанесли, какую панику посеяли в стане врага. Оказалось, что в фашистских эшелонах кроме снарядов и бомб находилось новое немецкое оружие — фаустпатроны. Подожжённые во время штурмовки, они разлетались со станции в разные стороны, наводя ужас на вражеских солдат. Воспользовавшись паникой, большая группа советских военнопленных бежала из лагеря и примкнула к партизанам. За этот боевой вылет Кохов был награждён орденом Ленина.

Осенью 1943 года война «перешагнула» через Днепр. Пришлось Кохову, к этому времени – штурману своего 955-го штурмового авиаполка, воевать в небе Криворожья, севернее Одессы, на подступах к Тирасполю.

В мае 1944 года, перед началом Ясско-Кишинёвской операции, три девятки «илов» под прикрытием 18 «лавочкиных» должны были штурмовать вражеский аэродром Близнецы, расположенный в 100 километрах от линии фронта в глубине обороны противника. Здесь немцы сосредоточили основную часть своей авиации, прикрыли аэродром мощным зенитным огнём. Ведущим группы был назначен Николай Кохов. Он внимательно изучил маршрут, пометил на карте каждую зенитную точку врага и проложил путь таким образом, что вся противовоздушная оборона противника оставалась в стороне. До цели не ударила ни одна вражеская зенитка. На аэродром заходили с запада, откуда противник меньше всего ожидал атаки.

И вот армада краснозвёздных самолетов неожиданно появилась над вражеским аэродромом. На противника обрушили свой огонь сразу три девятки «илов». Растерявшиеся немецкие зенитчики открыли было беспорядочный огонь, но тут же были подавлены. Сила удара нарастала с каждой минутой. На земле творилось что-то невообразимое. Рвались снаряды и бомбы, в воздух взлетали обломки самолётов. По всему полю вспыхнули дымные костры. Раздавались взрывы большой мощности — это горели склады боеприпасов. Штурмовики не имели боевых потерь.

На обратном пути Кохов сбил одного Ю-87. Когда штурмовики, возвращаясь домой, подлетали к линии фронта, Кохов заметил, как несколько Ю-87 пытаются пикировать на позиции наших войск. Он передал руководство группой своему ведомому, а сам развернулся в сторону противника. Воздушный стрелок Рященко приготовился к бою, и Кохов направил штурмовик на один из самолётов вражеской группы. Прогремела очередь. «Юнкерс» задымил и винтом врезался в землю. Напуганные дерзким ударом штурмовика, остальные «юнкерсы» разлетелись в разные стороны.

За этот беспримерный боевой вылет все лётчики, участвовавшие в штурме аэродрома, были награждены орденом Красного Знамени, а Кохову, кроме того, присвоили внеочередное воинское звание майора.

После окончания Ясско-Кишинёвской операции майор Кохов убыл в тыл за новыми штурмовиками. Когда он вернулся на свой аэродром, оказалось, что полк по приказу командования перебазировался из Молдавии … в Прибалтику. С однополчанами встретился лишь под Псковом. Участвовал в боях по освобождении латвийской столицы города Риги.

Осенью 1944 года майора Кохова откомандировали на учёбу в высшую офицерскую школу штурманов. Вернуться в родной полк больше не пришлось. В школе Кохов учился летать на истребителе. После её окончания был послан на 3-й Украинский фронт, участвовал в боях в Венгрии и Австрии, где и завершил свой боевой путь.

Наступили мирные дни. Кохов долгое время командовал истребительным авиационным полком. Снова переучился, стал летать на реактивных машинах. Потом пришло время расстаться с боевой авиацией... Демобилизовавшись, Кохов вернулся в Москву. Там бывший воин нашёл свое новое призвание. Он поступил на завод «Станколит» инженером-диспетчером, вёл большую военно-патриотическую работу среди молодёжи завода и Кунцевского района города Москвы.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.