Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Худяков Николай Васильевич

 
Худяков Николай Васильевич
20.07.1913 - 29.03.1996
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 7543

    Памятники
  Надгробный памятник


Худяков Николай Васильевич - помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 256-й истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, капитан.

Родился 7 (20) июля 1913 года в городе Туле в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов средней школы № 10 Тулы, школу ФЗУ патронного завода и аэроклуб Осоавиахима. Работал бригадиром слесарей на патронном заводе.

В Красной Армии с 1932 года. В 1933 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в авиабригаде под командованием Я.В.Смушкевича. С 1939 года работал инструктором Московского аэроклуба. Член ВКП(б) с 1941 года.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. До середины 1942 года был лётчиком-штурмовиком, командовал звеном. После переучивания на самолёты «як» стал лётчиком-истребителем. Был командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Юго-Западном, Северо-Западном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах.

Участвовал в оборонительных боях в районе западной границы, под Киевом и Харьковом – в 1941 году; воздушных боях на Дону – в 1942; в Курской битве и боях за Днепр – в 1943; освобождал Правобережную Украину, участвовал в воздушных боях над Вислой – в 1944; окончательно освобождал Польшу и сражался в небе Берлина – в 1945.

Помощник командира 32-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе капитан Худяков к марту 1945 года совершил 308 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Худякову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7543).

Всего за войну совершил около 460 боевых вылетов, провёл десятки штурмовок, в 70 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 3 самолёта противника.

С 1946 года майор Н.В.Худяков – в запасе. Жил в Москве. Работал завхозом на московском стадионе "Юность". Умер 29 марта 1996 года. Похоронен в Москве на Митинском кладбище (участок 72).

Награждён орденом Ленина (27.06.45), 2 орденами Красного Знамени (27.10.43; 19.06.44), орденами Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (06.04.85), медалью «За боевые заслуги» (03.11.44), другими медалями.

В 1939 году кадрового военного лётчика Николая Худякова направили инструктором в аэроклуб. Стране нужны были молодые лётные кадры. Но события на Халхин-Голе и последовавшая финская война заронили в душе лётчика неудовлетворённость. Он хотел участвовать в боях. С этой просьбой он обратился к командующему ВВС РККА генералу Я.В.Смушкевичу, бывшему ранее его непосредственным командиром. Генерал проникся стремлением лётчика, и вскоре Худяков получил предписание в 66-й штурмовой авиаполк 15-й авиационной дивизии, базировавшийся вблизи западной границы. Полк был укомплектован самолётами И-15бис.

22 июня 1941 года звено штурмовиков во главе с лейтенантом Худяковым вступило в первый бой с гитлеровцами. За первые 4 месяца войны штурмовыми действиями лично уничтожил переправу и около роты солдат противника. Участвовал в обороне Киева, в боях под Харьковом.

В конце июля 1942 гола в авиаполк поступило боевое распоряжение: в излучине Дона оказалось отрезанным от своих войск большое количество живой силы и техники врага. Необходимо до наступления темноты нанести штурмовой удар, чтобы гитлеровцы не ускользнули ночью из окружения.

Быстро изучив боевую задачу, девятка Ил-15бис вылетела на штурмовку вражеского объекта. Звено Николая Худякова должно было нанести удар по огневым средствам, прикрывавшим вражескую группировку с воздуха. Первые же сброшенные бомбы уничтожили вражеские зенитки, которые так и не произвели ни одного выстрела по нашим самолётам. Идущие за Худяковым лётчики вслед за бомбовым ударом открыли по гитлеровцам пулемётный огонь. Чёрные клубы дыма и огня подтверждали эффективность их штурмовых действий. Ведомый Худякова Николай Викторов прямым попаданием зажёг вражеский танк. Всюду горели машины, по полю, пытаясь спастись, разбегались немецкие солдаты и офицеры.

Когда в 1942 году 66-й штурмовой авиаполк был направлен на переформирование, старший лейтенант Худяков переучился на истребитель Як-1 и был направлен в январе 1943 года на Воронежский фронт в 728-й истребительный авиаполк 256-й истребительной авиадивизии. Ему доверили эскадрилью. В дни боёв на Курской дуге лётчики эскадрильи показали беззаветное мужество и героизм. Сам Худяков, летая на самолёте Як-7Б с бортовым номером "37" 16 июля 1943 года в небе над Курском сбил истребитель Ме-109, а в один из последующих дней - 3 бомбардировщика (2 лично и 1 - в группе).

После сражения на Курской дуге началась подготовка к операции по освобождению Украины. Войска Воронежского фронта наступали на Киевском направлении. Командир эскадрильи Худяков участвовал в операции по форсированию Днепра, в сентябре 1943 года имел уже 10 побед.

15 сентября 1943 года Николай Худяков во главе четвёрки «яков» вылетел на прикрытие группы Ил-2. Подойдя к району цели, «илы» точно сбросили свой смертоносный груз на заданный объект, а затем обрушили на врага всю мощь огня своих пушек и пулемётов. На обратном пути, подлетая к линии фронта, комэск Худяков услышал в наушниках позывной командующего 2-й воздушной армией. Генерал С.А.Красовский приказывал истребителям атаковать большую группу Ju-87, которые приближались к переднему краю наших войск.

Использовав преимущество в высоте, Николай Худяков скомандовал второй паре — Михаилу Сачкову и Александру Выборнову — атаковать девятку на левом фланге, а сам с ведомым Суреном Холотяном решил ударить по девятке флагмана. Гитлеровцы не заметили, как к их строю подкралась четвёрка «яков».

С первой же атаки в небе вспыхнули два «юнкерса». Их зажгли Худяков и Сачков. А ещё через несколько минут от меткой пулемётной очереди Выборнова третий «юнкерс» горящим факелом пошёл к земле. Гитлеровцы, беспорядочно сбросив бомбы, поспешили покинуть поле боя. Но не успели они лечь на обратный курс, как от их строя оторвался ещё один объятый пламенем бомбардировщик.

Показательным оказался воздушный бой в сентябре 1943 года шестёрки истребителей "Як" под командованием старшего лейтенанта Худякова, против 54 вражеских самолётов, среди которых было 18 истребителей "Мессершмитт-109" и "Фокке-Вульф-190". Факт боя был зафиксирован документально, и о нём писала газета "Крылья Победы". В этом бою, прикрывая 12 штурмовиков "Ил-2", шестёрка советских истребителей, сбила 4 "юнкерса" и 4 "мессершмитта", не потеряв при этом ни одного самолёта.

Лётчики эскадрильи Худякова получили задачу сопровождать штурмовики. В районе цели на краснозвёздные самолёты набросилась стая немецких истребителей. Николай Худяков подал команду к бою. Первую атаку Худяков со своим ведомым направил на ведущую четвёрку вражеских истребителей. Однако, не приняв боя, «мессеры» поспешили уйти. Воспользовавшись этим, Худяков сделал крутой разворот и быстро приблизился к девятке бомбардировщиков врага. С дистанции 50—70 метров лётчик успел дать короткую очередь по «юнкерсу». Бомбардировщик задымил и начал падать. Но в это время из-за облака вышла пара «мессеров». Вертикальным манёвром Худяков ушёл в сторону и скрылся в облаках. Когда же гитлеровцы поспешили ввязаться в бой с другой парой «яков», комэск и его ведомый переворотом через крыло снова обрушились на врага. Меткая очередь — и ещё один гитлеровский самолёт врезался в землю.

Героически действовали и другие наши лётчики. Выходя из атаки, Сачков заметил, что к его ведомому Выборнову пристроился «мессер». Быстрый переворот — и Сачков оказался в хвосте вражеского самолёта. Гитлеровец попытался уйти, но оказался в прицеле Выборнова. Меткая очередь из пулемёта свалила его.

Вскоре Худяков был произведён в капитаны и назначен заместителем командира 32-го истребительного авиаполка на 1-м Украинском фронте. Участвовал в освобождении Украины, Польши, в Берлинской операции. Летал на самолёте Як-9, а в конце войны – на новейшем истребителе Як-3.

К марту 1945 года капитан Худяков совершил 308 боевых вылетов. В 65 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника. 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны майор Худяков по состоянию здоровья вышел в отставку. Но, как и 30 лет назад, бывший инструктор Московского аэроклуба продолжал отдавать все свои силы, знания и большой житейский опыт воспитанию молодёжи.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Туляки - Герои Советского Союза. Тула, 1967.