Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Яковлев Евгений Николаевич

 
Яковлев Евгений Николаевич
25.12.1919 - 14.05.1971
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8028


Яковлев Евгений Николаевич – командир эскадрильи 19-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 2-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й воздушной армии, гвардии майор.

Родился 25 декабря 1919 года в посёлке Бологое, ныне город Тверской области. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. В 1937 году окончил среднюю школу.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года.

К апрелю 1945 года командир эскадрильи 19-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Е.Н. Яковлев совершил 264 боевых вылета (из них 245 — ночью) на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Евгению Николаевичу Яковлеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8028).

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1952 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. С 1958 года подполковник Е.Н. Яковлев — в запасе. Жил в городе Тарту Эстонии. Работал на заводе мастером ОТК. Скончался 14 мая 1971 года.

Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

"ИДЁМ НА ЗАПАСНУЮ"

Тяжёлые бомбардировщики, преодолев огромное расстояние, подходили к цели. Штурман эскадрильи доложил:

— Пиллау.

Под крылом должен быть крупный военно-морской порт врага на Балтике, но внизу комэск Яковлев ни моря, ни города не видел: все закрыл густой туман. В таких случаях лётчики говорят — цель закрыта. Что же делать? Сбрасывать бомбы наугад? Гвардии майор передал по радио приказ: "Всем идти на запасную цель — Данциг".

Эскадрилья, взяв новый курс, пошла на Данциг, на его военные объекты. Ведущий появился над целью настолько неожиданно, что зенитчики открыли огонь лишь после того, как сбросили бомбы. Успешно отбомбились и остальные самолёты эскадрильи.

Это было в ночь с 22 на 23 марта 1945 года, когда в Восточной Пруссии развернулась заключительная битва. За инициативу и настойчивость в выполнении боевого задания командир дивизии объявил комэску Яковлеву благодарность.

Случай этот не единственный. Евгений Николаевич всегда стремился к тому, чтобы с наибольшей эффективностью использовать бомбовый груз, нанести как можно больший урон врагу. Командир полка характеризует Яковлева: "Свою специальность лётчика знает отлично, умело и грамотно эксплуатирует материальную часть. Летную работу любит, летает с большим желанием, днем и ночью, настойчиво отыскивает цель и точно выходит на неё".

Все дальние маршруты бомбардировщиков Яковлев знал прекрасно. 270 раз он вылетал на уничтожение военно-промышленных объектов в таких центрах противника, как Тильзит и Будапешт, Бреслау и Кенигсберг, Варшава и Инстенбург, Хельсинки и Данциг, Пиллау и Берлин. Замечательными помощниками в его ночных полетах были храбрые члены экипажа Ил-4: штурман капитан Паничкин, стрелок-радист старшина Гельмутдинов и воздушный стрелок старшина Кузнецов.

С ноября 1943 года Яковлев возглавил эскадрилью, которая произвела 664 успешных боевых вылета, сбросив на вражеские укрепления и войска свыше 600 тысяч тонн бомб. За время командования эскадрильей майор Яковлев, выполняя обязанности командира-инструктора, подготовил девять молодых лётчиков для боевой работы в любых условиях дня и ночи. За смелые действия, точные удары по объектам противника в годы Великой Отечественной войны Евгений Николаевич награжден двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского. А в августе сорок пятого ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенное время он снова овладевал знаниями, новой материальной частью, в совершенстве освоил полеты на сверхскоростных самолётах в сложных метеорологических условиях и научил своему искусству молодых лётчиков. Значение его самоотверженной работы было отмечено орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984