Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Манохин Александр Николаевич

 
Манохин Александр Николаевич
08.07.1920 - 26.01.1995
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4072

    Памятники
  Надгробный памятник


Манохин Александр Николаевич - командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, гвардии капитан.

Родился 8 июля 1920 года в посёлке Хоботец-Васильевский Первомайского района Тамбовской области в семье крестьянина. Русский. Окончил московскую школу № 154, работал слесарем на авиационном заводе в Тушино. Учился в аэроклубе Ленинградского района города Москвы.

В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу имени В.Чкалова.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Прошёл путь от пилота до помощника командира штурмового полка. Воевал на Западном, Ленинградском, 3-м Белорусском фронтах. Сражался под Стародубом и Ельней, защищал небо Ленинграда, участвовал в прорыве блокады, в боях за Кёнигсберг (Калининград) и Пиллау (Балтийск), в освобождении Земландского полуострова. Член КПСС с 1942 года.

Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии капитан Манохин к июлю 1944 года совершил 219 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, железнодорожных станций, складов с боеприпасами и горючим, танков, автомашин, скоплений живой силы врага. В воздушных боях сбил 3 и в группе 8 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Манохину Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4072).

До конца войны совершил еще 61 боевой вылет, уничтожил на земле 60 танков и 10 самолётов противника.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1955 окончил Военно-воздушную академию. С 1957 полковник А.Н.Манохин - в запасе. Жил в городе Калинин (ныне Тверь). Работал инженером в холодильной промышленности. Умер 26 января 1995 года. Похоронен в Твери на Дмитрово-Черкасском кладбище.

Награждён орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Александр Манохин рано «заболел» небом. Работая на авиационном заводе вблизи Тушинского аэродрома, он с затаённым дыханием смотрел на то, как взлетают и садятся самолёты. С 1937 года Александр Манохин уже учился в аэроклубе Ленинградского района города Москвы, а в декабре 1939 года стал курсантом военной школы лётчиков имени Чкалова в городе Борисоглебске. Ровно через год - он уже лётчик-истребитель в звании лейтенанта. Военную школу окончил с хорошими и отличными оценками.

На третий день Великой Отечественной войны лейтенант Манохин был направлен на переучивание. В короткий срок он овладел техникой пилотирования грозной машины – самолётом-штурмовиком «Ил-2». Эту машину наши солдаты ласкового называли «летающим танком», а немцы – «чёрной смертью».

После переучивания в составе 174-го штурмового авиаполка Александр Манохин прибыл на Западный фронт. Здесь полк вёл бои в районе городов Стародуба и Ельни, поддерживал с воздуха боевые действия стрелковых подразделений, будущих первых гвардейцев в Красной Армии.

С сентября 1941 года и до прорыва блокады Манохин воевал на Ленинградском фронте, защищая небо Ленинграда.

Фашистам не удалось с ходу захватить город. Началась длительная, изнурительная блокада с суши и с воздуха. Особенно тревожно было по ночам – всё небо над городом страшно гудело. Фашисты бомбили в определённом порядке. Вначале над Ленинградом появлялись 2-3 самолёта, сбрасывающие на город зажигательные бомбы. Затем шли немецкие бомбардировщики, которые следовали через определённые интервалы. И так на протяжении всей ночи.

На немецких аэродромах вокруг Ленинграда находилось большое количество самолётов и боеприпасов. Об этом доложила наша воздушная разведка. Командование Ленинградского фронта приняло решение нанести ряд ударов по вражеским аэродромам. Из лучших лётчиков было создано несколько групп для выполнения этого задания. В одну из таких групп зачислили и лейтенанта Манохина.

На аэродроме в Крестцах находилось около 50-60 самолётов «юнкерс». Налёт наших штурмовиков был внезапным. Полностью было уничтожено 15 самолётов, 20-25 не подлежали ремонту, 10-15 самолётов требовали ремонта.

30 октября 1941 года полку было приказано нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому «Сиверская». Группу, в которую входил и Манохин, повёл командир полка капитан С.Поляков. В результате было выведено из строя около 15 самолётов противника.

Командованию Ленинградского фронта стало известно, что 7 ноября гитлеровская авиация намеревается нанести массированный налёт на Ленинград. Военный совет фронта принял решение 6 ноября нанести упреждающий удар по немецким аэродромам.

Группа в составе Шалимова, Смышляева, Емельянова, Мыльникова, Панфилова и Манохина взяла курс на «Сиверскую». При перелёте линии фронта их встретили яростным огнём зенитки противника, так продолжалось по всему маршруту до цели. Но лётчики всё же прорвались и нанесли удар по стоянке самолётов на северной границе аэродрома. Во время бомбометания Манохин удачно попал в 4 самолёта, и они взорвались. С высоты 250-300 метров сильным взрывом от этих фашистских самолётов его Ил-2 подбросило на высоту до 600 метров, повредило стабилизатор, и машина стала трудно управляемой. Но ему удалось справиться с повреждениями и благополучно вернуться на свой аэродром. На «Сиверской» в этот день было уничтожено около 40 самолётов врага.

Спустя несколько дней в полку отмечали новую победу Манохина. В группе «ильюшиных» он нанес сокрушительный удар по железнодорожной станции. В полк поступила телеграмма командующего армией; в ней говорилось, что на станции Мга сосредоточено несколько эшелонов с техникой, боеприпасами и горючим. Смертоносный груз необходимо срочно уничтожить. И вот уже один за другим с заснеженного аэродрома ушли 4 «ильюшиных». Появление советских самолётов в такую погоду явилось полной неожиданностью для врага. Гитлеровцы открыли по ним огонь только тогда, когда пара Шалимова уже успела обрушить прицельный удар по вражеским эшелонам. Вражеские зенитчики не заметили, как подошла вторая пара «ильюшиных». Манохин стремительно нанёс удар по вражеским батареям. Капитан Шалимов своей второй атакой также заставил замолчать батарею противника. Сбросив бомбовый груз, «ильюшины» ударили по эшелонам из пушек и пулемётов. Три длинные полосы, бросая вверх густые клубы дыма, огненной рекой растекались по станции. 20 декабря 1941 года однополчане поздравляли Александра Манохина с первой боевой наградой — орденом Красного Знамени.

Боевыми успехами отметил гвардеец Манохин начало нового, 1942 года. Однажды в группе Ил-2, которую возглавлял Фёдор Павлюченко, он вылетел в район Невской Дубровки для штурмовки войск противника. «Ильюшины» шли под прикрытием четвёрки «яков». Выйдя в район цели, они с ходу начали расстреливать живую силу и технику врага. Вскоре в воздухе появились вражеские истребители. При выходе из очередной атаки самолёт Манохина попал под обстрел пары «мессеров». Фашисты пытались зайти «ильюшину» в хвост, однако умелым манёвром Манохин ушёл от прицельного огня противника. Когда же один из гитлеровских лётчиков, потеряв высоту, оказался ниже его, Манохин поймал его в прицел. В тот же миг огненная струйка опоясала мотор фашистского истребителя. Объятый пламенем «мессершмитт» пошёл к земле.

За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу Александр Манохин за короткое время был награждён двумя боевыми орденами. Вскоре коммунисты полка приняли отважного воина в свои ряды.

Шли дни. Росло боевое мастерство лётчика. В июле 1942 года Манохину доверили звено.

Как-то группа Ил-2 во главе с Манохиным вылетела для штурмовки танковой колонны врага. Погодные условия были сложные. Вместо танковой колонны по шоссейной дороге двигались одиночные машины, а наспех замаскированные танки были на обочине. Лётчики пошли в атаку. От прицельного удара первой же пары вверх взметнулся столб огня и дыма. По 4 захода сделали «ильюшины», уничтожая технику и живую силу врага.

Слава о делах и подвигах Манохина была известна далеко за пределами полка. Летом 1943 года он принял эскадрилью.

В 1944 году в полк, где служил капитан Манохин, прибыл его брат Алексей. Первые дни он работал оружейником на машине командира эскадрильи, а затем, успешно сдав экзамен, стал летать в экипаже Александра Манохина стрелком-радистом.

В июле 1944 года, когда братья Манохины после успешной штурмовки вражеского аэродрома возвращались на свой аэродром, их самолёт был атакован парой «мессершмиттов». Вступив в бой, Алексей прицельной очередью из пулемёта сбил одного из фашистов.

Вскоре группа «илов», возглавляемая помощником командира полка Манохиным, снова отличилась при штурмовке вражеской автоколонны. Свыше 30 машин уничтожили тогда советские лётчики. Смело и решительно действовали стрелки-радисты. Безотказно работал пулемёт Алексея Манохина. Они помешали гитлеровцам доставить по назначению ценный груз, в котором так нуждалось их командование. Лётчики группы Манохина были награждены орденами, а Александру Манохину за 219 успешных боевых вылетов присвоено звание Героя Советского Союза.

После того, как война «ушла» от Ленинграда, меткие удары Александра Манохина по врагу на этом не закончились. Он участвовал в штурме Кёнигсберга и Пиллау, разгроме гитлеровцев на Земландском полуострове.

Всего за годы войны А.Н.Манохин совершил 383 боевых вылета. В его лётной книжке имеются записи об уничтоженных лично 3-х самолётах противника, 8 – группой, самолётов на аэродроме – 29 и 91 соответственно, танков и самоходных орудий – 5 и 10, автомашин с войсками и разными грузами – 179 и 242, железнодорожных эшелонов – 3 и 6, миномётов и разных орудий – 108 и 126, складов с боеприпасами и горючим – 25 и 33, дотов и дзотов – 7 и 49, речных переправ и мостов – 1 и 4, различных зданий с живой силой – 5 и 9, командных пунктов врага – 1 и 3.

15-й штурмовой авиационный полк, в котором служил Александр Манохин, стал гвардейским и получил наименование «Невского», был награждён орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова III степеней. 20 его лётчиков удостоены звания Героя Советского Союза, 4 отмечены двумя «Золотыми Звёздами».

И вот долгожданная Победа! Но Александр Николаевич Манохин продолжил служить в Вооруженных Силах СССР. Он учил летать молодых лётчиков и сам учился в военной академии. В 1957 году по состоянию здоровья Александр Николаевич уволился в запас в звании полковника. На постоянное место жительства Александр Манохин приехал в город Калинин, работал инженером на предприятии холодильной промышленности. Будучи в запасе, Александр Манохин большое внимание уделял патриотическому воспитанию молодёжи, подготовке её к военной службе. На предприятии, где он трудился, под его руководством был создан клуб с названием «Патриот», в котором охотно занимались не только юноши, но и девушки.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.