Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Евтеев Михаил  Иванович

Евтеев Михаил Иванович

11.11.1920 - 21.07.1971

Герой Советского Союза

Даты указов

28.09.1943

Медаль № 1756

Евтеев Михаил Иванович - командир эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиационного полка 7-го истребительного авиационного корпуса Ленинградской армии ПВО войск ПВО страны, гвардии капитан.

Родился 11 ноября 1920 года в деревне Карповка Верховского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. С 13 лет жил в Москве. Окончил школу ФЗУ. Учился в аэроклубе. Работал слесарем треста «Союзмонтаж» в Москве.

В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов.

В боях Великой Отечественной войны с 1941 года. Воевал в 44-м истребительном авиационном полку (с марта 1942 года – 11-й гвардейский ИАП), который с июня 1941 года входил в авиацию ПВО, базировался под Ленинградом и был оснащён самолётами ЛаГГ-3. Был рядовым лётчиком, командиром звена, заместителем, а затем командиром эскадрильи. Член КПСС с сентября 1942 года.

Командир эскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Евтеев к июлю 1943 года совершил 285 боевых вылетов, в 65 воздушных боях лично сбил 10 и в группе 6 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Евтееву Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1756).

Всего за годы войны сбил 13 самолётов противника лично и 9 – в группе.

После войны окончил Высшую школу штурманов ВВС, служил в войсках ПВО страны. С 1953 года полковник М.И.Евтеев – в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 21 июля 1971 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Ново-Волковском кладбище (Гаревая дорожка).

Награждён орденом Ленина (28.09.43), 2 орденами Красного Знамени (26.02.42; 22.07.45), орденами Александра Невского (8.03.44), Отечественной войны 1-й степени (6.03.43), медалями.


Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало захватить Ленинград. Они наступали широким фронтом, введя в сражение тысячи орудий, танков и много другой техники. Бои не стихали ни днем, ни ночью. Земля сотрясалась от грохота орудий и взрывов бомб. Жарко было и в небе Ленинграда. К городу устремлялись многочисленные группы фашистских самолётов. На их пути вставали советские лётчики. Они мужественно вступали в сражение с ненавистным врагом. В составе 44-го истребительного полка защищал небо Ленинграда и Михаил Евтеев.

В одном из воздушных боёв в августе 1941 года Евтеев открыл свой боевой счёт. В этот день он вылетел ведомым у Александра Савушкина. За линией фронта лётчики обнаружили, что по просёлочным дорогам двигались колонны серых автомашин, а к деревне Ивановское ползли десятки танков. В воздухе кружились «юнкерсы» и бомбили наши войска. Решение было принято немедленно. Наши истребители, набрав предельную скорость, ринулись на врага. Гитлеровцы не выдержали их атаки и начали уходить на юг. Один из «юнкерсов» спикировал, пытаясь оторваться от истребителя Евтеева. Михаил дал длинную очередь из пулемёта. Вражеская машина заколебалась, зачадила дымным хвостом и врезалась в землю. Второй самолёт сбил Савушкин. Однако дальнейшее преследование противника пришлось прекратить — кончалось горючее.

17 сентября 1941 года в район Красного Села вылетели 6 истребителей под командованием капитана Пасечника. Вскоре в районе Стрельны они заметили самолёт-разведчик, с борта которого вражеский артиллерист корректировал огонь своих батарей. Евтеев и Пасечник взяли его в клещи, открыв огонь из пулемётов. Трассирующий веер прошил «Хеншель-126». Он рухнул на землю. Но тут из-за облаков показалось 6 Ме-109. Самолёт Евтеева был подбит и загорелся. Ничего другого не оставалось, как выброситься с парашютом. Евтеев надеялся, что, подтягивая стропы, он заставит парашют скользить к линии фронта. Однако ветром белый купол отнесло в противоположную сторону. Не успел лётчик коснуться земли, как услышал крики фашистов, бежавших к нему. Михаил выстрелил в приближавшегося офицера и сразил его. Немцы в замешательстве остановились. Евтеев, воспользовавшись этим, бросился бежать в глубь леса. Вдогонку ему хлестнули автоматные очереди. Он бежал до тех пор, пока не почувствовал острую боль. В его левой ноге оказались 2 сквозные пулевые раны.

Лётчика с риском для жизни спрятал у себя и выходил крестьянин И.Н.Кудрявцев. 17 дней провёл у него Евтеев. А когда вернулся в полк, его товарищи уже не чаяли видеть живым…

С наступлением зимы связь Ленинграда с Большой землей совсем прекратилась. А населению города и войскам требовались хлеб, оружие, медикаменты... Военный совет Ленинградского фронта решил проложить дорогу по льду Ладоги. 20 ноября 1941 года по ней началось движение конно-санных обозов. На второй день прошли первые автомобили. «Дорогу жизни» надёжно прикрывали опытные лётчики-истребители. Враг всячески старался разрушить дорогу, сорвать начавшееся движение по ней и снабжение города. Почти каждый день над трассой шли воздушные бои. В них участвовал и Михаил Евтеев.

В начале декабря 1941 года в паре с лётчиком Хатунцевым он вступил в бой с 6 немецкими самолётами. Гитлеровцы, видя свое превосходство над двумя советскими истребителями, с ходу атаковали их. Евтеев и Хатунцев навязали им схватку на виражах. Михаилу удалось зайти в хвост «мессеру» и с близкого расстояния открыть огонь. Фашист рухнул вниз и скрылся подо льдом. В этом бою был подбит и самолёт Хатунцева. Евтеев продолжал сражаться один с пятью «мессершмиттами». От атак гитлеровцев он скрывался в облаках, менял курс и внезапно заходил неприятелю в хвост. Израсходовав боеприпасы, «мессершмитты» ушли.

Через несколько дней Евтеев прикрывал «дорогу жизни» вместе с Савушкиным. Внезапно над ней появилось 7 Ме-109. Короткая схватка закончилась гибелью фашистского ведущего.

За эти подвиги Михаил Евтеев был награждён первым орденом Красного Знамени, а рабочие одного из заводов Ленинграда подарили ему наручные часы и финский нож собственного производства. В эти же дни 44-й авиационный полк, в котором он воевал, стал 11-м гвардейским истребительным авиаполком.

Месяц за месяцем проходили в тяжёлых боях. Особенно напряжённым для Евтеева выдался сентябрь 1942 года. За месяц он сбил 6 самолётов противника, а эскадрилья, в которой он был заместителем командира, уничтожила 17 немецких истребителей и бомбардировщиков.

30 сентября 1942 года Евтеев был принят в члены Коммунистической партии. В этот же день он с двумя товарищами поднялся в воздух. Над Шлиссельбургом встретили 6 Ме-109 и вступили в бой. Евтеев сразу же сбил один истребитель. Однако загорелся и его самолёт. Погасить огонь не удалось. Он посадил горящую машину в ближайшем лесу. Сам едва не погиб: получил сильный ожог, сломал правую ключицу. И снова попал в госпиталь.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Один за другим двинулись в город эшелоны с продовольствием, боеприпасами, военной техникой. Лётчики начали получать самолёты новых типов, более совершенные машины. Михаил Евтеев одним из первых освоил новый истребитель. Советская авиация завоевала полное господство в воздухе. Фашистские лётчики стали бояться вступать в бой с нашими соколами.

В июне 1943 года восьмёрка истребителей под командованием Евтеева встретила около 30 «юнкерсов» и 12 Ме-109. Советские лётчики смело атаковали врага, сразу сбили 4 самолёта. Остальные повернули обратно.

Не один десяток воздушных боёв провел Михаил Иванович Евтеев, защищая Ленинград. Он лично сбил 13 фашистских самолётов и 9 в группе со своими товарищами. За храбрость и мужество, за умение побеждать врага Президиум Верховного Совета СССР 28 сентября 1943 года присвоил Михаилу Ивановичу Евтееву звание Героя Советского Союза.

Последним уничтоженным Евтеевым фашистским самолётом был Ме-109. Это произошло 22 июня 1944 года. А 8 марта 1945 года лётчик Рыбин из эскадрильи Евтеева сбил последнего гитлеровского пирата, пытавшегося прорваться к Ленинграду.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970

Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.