Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Симонов Михаил Петрович

 
Симонов Михаил Петрович
19.10.1929 - 04.03.2011
Герой Российской Федерации


    Даты указов
1. 25.09.1999 Медаль № 492

    Памятники
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Симонов Михаил Петрович - генеральный конструктор акционерного общества «ОКБ Сухого», город Москва.

Родился 19 октября 1929 года в городе Ростов-на-Дону в семье учителей. В 1933 году с родителями уехал в подмосковный поселок Быково, затем в Алма-Ату, куда после аспирантуры получил распределение отец. Здесь Михаил провел военные годы, пошел в школу, увлекся авиацией, занимался в Обществе юных авиастроителей. После войны Симоновы переехали в родные края, город Каменск-Шахтинский Ростовской области. Здесь Михаил окончил среднюю школу.

В 1947 году поступил в Новочеркасский политехнический институт по специализации «проектирование и эксплуатация автомобилей». К третьему курсу он уже был сталинским стипендиатом. Активно занимался велосипедным спортом - шоссейными гонками, даже попал в студенческую сборную РСФСР. Но интерес к авиации не прошёл, и в 1951 году студент Симонов по собственной просьбе был зачислен в Казанский авиационный институт, на четвёртый курс самолётостроительного факультета. Окончив институт в 1954 году, остался там работать. Был заведующим лабораторией, ассистентом кафедры конструкций самолётов.

В 1959 году М. П. Симонов стал инициатором создания ОКБ спортивной авиации при Казанском авиационном институте, где был главным конструктором и одновременно инструктором и лётчиком-буксировщиком авиаспортклуба. В ОКБ спортивной авиации под руководством Симонова были созданы первые в СССР цельнометаллические рекордные планёры КАИ-11, КАИ-12, КАИ-14, КАИ-17, КАИ-19. Симонов не только проектировал планёры, но еще и умудрялся летать и на спортивных самолётах, и практически на всех планёрах, которыми располагал Советский Союз. В 1969 году был переведён в Москву, работал первым заместителем главного конструктора Долгопрудненского КБ автоматики, а с 1970 года - первым заместителем главного конструктора Таганрогского авиационного завода и начальник Ухтомского филиала этого завода.

В 1970-1979 годах работал в московском ОКБ имени П. О. Сухого Министерства авиационной промышленности СССР заместителем главного конструктора, главным конструктором. Руководил лётными испытаниями и доводкой опытного самолёта Т-6, будущего фронтового бомбардировщика Су-24. В начале 1975 года М. П. Симонов был назначен главным конструктором проекта Т-10, будущего истребителя Су-27. В 1976 году в числе других сотрудников КБ за создание Су-24 удостоен Ленинской премии.

В 1979 году из-за конфликта с тогдашним генеральным конструктором ОКБ имени П. О. Сухого Симонова перевели на работу в Министерство авиационной промышленности СССР на должность заместителя министра по науке и новой технике. Он уделил особое внимание созданию авиационных боевых комплексов и, особенно, построению авиационного бортового комплекса оборудования. В 1981 году выезжал в Афганистан для оказания технической помощи по эффективному применению штурмовиков Су-25.

В январе 1983 года Михаил Петрович Симонов был назначен генеральным конструктором ОКБ имени П.О. Сухого (в 1995-1999 одновременно генеральный директор ОКБ). Под его руководством и при непосредственном участии созданы боевые самолёты различного назначения Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и их многочисленные модификации, спортивно-пилотажные самолёты Су-26, Су-29, Су-31, пассажирский самолёт С-80, экспериментальный самолёт с обратной стреловидностью крыла Су-47 «Беркут», а также другие типы самолётов.

К 1995 году в возглавляемую Симоновым корпорацию входили 32 предприятия, в том числе АО «ОКБ им. Сухого» и авиационные заводы Комсомольска-на-Амуре, Иркутска и Новосибирска. В 21 стране мира эксплуатировалось более 2,5 тысяч самолетов марки «Су». ВВС России были укомплектованы этими самолётами на 70 процентов.

25 сентября 1997 года поднялся в небо прототип истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» с крылом обратной стреловидности, тогда же прошли испытания лёгких однодвигательных УБС С-54, истребителя С-55 и палубного С-56.

Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 года за мужество и героизм, проявленные при созданиии испытании современной авиационной техники, и большой личный вклад в укрепление обороноспособности страны Симонову Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда».

Руководил ОКБ им П.О. Сухого до последних дней жизни, входил в совет директоров ОАО «Компания "Сухой"». Жил в городе Москве. Скончался 4 марта 2011 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Лауреат Ленинской премии (1976) и нескольких Государственных премий Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор Московского авиационного института, действительный член Международной и Российской инженерных академий, Российской академии авиации и воздухоплавания.

Награждён орденом Трудового Красного Знамени (02.02.1982), медалями.

В Москве на доме, в котором жил Герой, открыта мемориальная доска.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Подводная археология   Т