Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Михалёв Василий Павлович

 
Михалёв Василий Павлович
02.03.1917 - 10.12.2006
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 01.07.1944 Медаль № 4430

    Памятники
  г. Самара, на могиле


Михалёв Василий Павлович - командир эскадрильи 508-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), старший лейтенант.

Родился 2 марта 1917 года в городе Верхнеудинск, ныне Улан-Удэ - столица республики Бурятия Российской Федерации, в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества и аэроклуб. В 1937 году, он, как один из лучших пилотов, был оставлен при аэроклубе в Улан-Удэ лётчиком-инструктором.

В 1940 году был призван в Красную Армию. В том же году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов. Службу продолжил в той же школе летчиком-инструктором, здесь встретил начало Великой Отечественной войны. В 1941 году был принят в ВКП(б)/КПСС.

Почти два года инструктор Михалёв готовил летные кадры. На рапорте старшины Михалёва с просьбой направить его на фронт появляется лаконичная и неизменная резолюция командира части: "Опытный летчик-инструктор. Оставить в авиашколе для подготовки кадров". Только весной 1943 года прошёл переподготовку, освоил новый истребитель Як-7б и в мае 1943 года прибыл в 508-й истребительный авиационный полк на Воронежский фронт.

В первом воздушном бою 22 мая 1943 года на подступах к своему аэродрому сбил два бомбардировщика противника, один из них тараном. Произвел посадку на поврежденном самолете. За это бой был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Через неделю младший лейтенант Михалёв был назначен командиром эскадрильи.

С мая по 12 июля 1943 года, участвуя в боях на белгородском направлении, произвел 54 боевых вылета, провел 18 воздушных боев, в которых сбил 8 самолетов противника лично и 10 - в группе. За сбитые в воздушных боях самолёты противника, за умелое руководство боевой работой эскадрильи и проявление при этом мужество и героизм, награжден орденом Ленина.

В июле полк был выведен на переформирование. В 22-м запасном полку в городе Иваново летчики прошли переучивание на американский истребитель P-39Q "Аэрокобра". Получив в Кировобаде новые самолеты, в октябре 1943 года полк убыл на фронт под Харьков.

Наступление наших войск продолжалось. Летчики эскадрильи лейтенанта Михалёва совершали по несколько боевых вылетов в день. 20 октября 1943 года в воздушном бою Михалёв сбил два фашистских самолета, один из них снова тараном. Всего с 10 октября по 18 декабря 1943 года произвел 23 успешных боевых вылета. В воздушных боях лично сбил 5 самолетов противника. За образцовое руководство боевыми действиями подразделения и проявленное мужество в боях с немецкими захватчиками награжден орденом Красного Знамени.

Всего к февралю 1944 года старший лейтенант Михалёв совершил 104 боевых вылета, в 35 воздушных боях сбил лично 17 и в группе - 2 самолета противника. Был представлен к званию Герой Советского Союза.

Бои продолжались. С 5-й воздушной армией в составе полка дошел с боями до Румынии, принимал участие в Ясско-Кишеневской операции. Участвуя в боях на 2-м Украинском фронте в период с 18 декабря 1943 по 1 июня 1944 года Михалёв произвел 51 боевой вылет, провел 17 воздушных боев, в которых сбил лично 9 самолетов противника.

1 июня 1944 года в воздушном бою Василий Михалёв был тяжело ранен в ногу, но, несмотря на ранение, вёл бой до последней возможности, а затем сумел посадить самолёт на своей территории. Полгода провёл в госпиталях, где и узнал о присвоении высокого звания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Михалёву Василию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4430).

Заслуженную награду 26 октября 1944 года вручил Герою в Кремле М.И. Калинин. После госпиталя В.П. Михалёв вернулся в полк, когда тот уже вёл бои на Сандомирском плацдарме. Победу встретил в звании майора и в должности заместителя командира своего полка, ставшего 213-м гвардейским истребительным Одерским орденов Богдана Хмельницкого и Александра Невского авиационным полком.

Последний воздушный бой провел под Берлином. Эскадрилья под его командованием произвела свыше шестисот вылетов. Сам он за период войны совершил 159 боевых вылетов, произвел 49 воздушных боев, сбил 26 (22 лично и 4 в группе) самолетов врага: из них 17 бомбардировщиков и 9 истребителей.

После войны остался в армии. В 1950 году окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1958 полковник Михалёв В.П. ушел в запас с должности помощника командира авиационной дивизии.

Жил в городе Куйбышеве (ныне Самара). Почти 22 года работал инженером по оборудованию в тресте "Волгоэнергомонтаж». После выхода на пенсию активно участвовал в военно-патриотической работе. Участник юбилейных Парадов Победы. Скончался 10 декабря 2006 года. Похоронен в Самаре на Аллее Героев городского кладбища.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

О воздушных боях рассказывает Василий Павлович Михалёв

Первый бой 22 мая 1943 года
- Сделал я разворот влево, да не заметил, что одно шасси у меня не убралось. Перезаряжаю оружие. Иду на цель. Ее недолго пришлось искать. Их тут в небе мы насчитали не менее двадцати семи. Выходит "Юнкерс" прямо на меня. Делаю маневр, пытаюсь уйти в облака. Подстраиваюсь к нему в хвост. Стараюсь подойти как можно ближе, чтоб стрелять наверняка, и открываю огонь из всех трех точек. Не поверите, но факт - первую боевую очередь тогда сделал. Ни в школе, ни на курсах самому ни разу не пришлось пострелять по воздушным целям. Говорили, ты инструктор, у тебя все еще впереди, настреляешься, пусть молодежь старается. Удачной была вторая очередь. Вспыхнул, как факел "Юнкерс" и упал километрах в двух от нашего аэродрома. Выхожу на другую цель, догоняю второго. Тот резким падением в пикирование отрывается от меня. Пытаюсь догнать, не могу сблизиться. Видимо создает сопротивление выпущенное шасси. Чувствую, скоро линия фронта. Отрываемся далеко. Веду огонь короткими очередями метров с 800. Наконец-то, шлейф дыма. Перебил ему правый двигатель. Он сбавляет скорость. Сейчас я его достану. Ухожу вверх, разворачиваюсь и атакую. Ударил по крылу - безуспешно. "Юнкерс" уходит. Захожу на вторую атаку. Сближаюсь. Нажимаю гашетку - оружие молчит. Отхожу в сторону. Перезаряжаю. Оружие молчит. Все. Уходит "Юнкерс". Сближаюсь и ударяю винтом по левой части стабилизатора... Когда дотянул до аэродрома, то увидел, что от моего трехлопастного винта в живых осталась всего одна лопасть, а в боекомплекте - ни одного патрона.

1 июня 1944 года
B этот раз не повезло нам, рассеяли нас "мессершмитты". Видимо давно следили за нами. Высокая облачность была. Не успел я оглянуться, как тряхнуло меня крепко и острая боль пронзила все тело, удар пришелся по ноге. Сразу понял: нога перебита. Но, думаю, продержусь сколько смогу. Продолжаю вести бой. Отбиваюсь, как умею, от наседающих на меня "месееров", сам поглядываю по сторонам. Поддержал бы кто и прикрыл малость. Только вижу, один я остался. Ни слева, ни справа - ни души. А два "мессера" уже берут в клещи. Понимаю, раненый долго не продержусь, надо уходить.

Впереди небольшой горный хребет. Знаю, что за ним наши огневые позиции. Только как до них дотянуть? "Мессершмитты" на хвосте висят. И тут спас меня залп наших "катюш". Там, на земле, они вели огонь по врагу, а дымовое облако от них потихоньку уже застилало просветлевшее к этому времени небо. Вот и нырнул я в это облако. Потеряли меня "мессера", да ненадолго. Стоило мне вынырнуть из дымовой завесы, снова взялись за меня. Стреляют прицельно, но видно сбивать пока не хотят, видимо решили посадить меня на свою территорию. Нет, думаю, мне и дома хорошо, только вот куда бы сесть? Внизу сплошные артиллерийские позиции. Деваться некуда, решил спланировать на фюзеляж прямо между артиллерийскими гнездами. Будь что будет, думаю, машина выдержит, лишь бы сверху не пришибли.

Опасения мои оказались не напрасными. Едва я шлепнулся на брюхо, тут они и стали меня расстреливать. Лучшей мишени, чем сидячий самолет, нет. Уже крыло перебито, двигатель выведен из строя. "Мессершмитты" пошли на второй заход. Ну, думаю, этот будет последним для меня, наверняка. А сам из кабины выбраться не могу. Перебита большая берцовая. Значит - конец. Передаю по рации: "Все, братцы, мне привет..."

Вторая очередь превратила мою бронеспинку в труху. Вижу, масляный бак загорелся, а я вроде бы опять живой. Немцы на третий заход пошли. Ну все! Спета моя песенка!..

Спасибо, артиллеристы выручили, открыли по ним заградительный огонь, не дали сделать третий заход. Отогнали.

Вытащили меня из кабины, уложили на плащ-палатку и поволокли в медсанбат. С этого момента началась моя нелегкая земная жизнь по госпиталям - полевым, фронтовым, тыловым... Шесть месяцев склеивали мне ногу. Хвала хирургам, спасли, не отпилили.

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Подводная археология   Т