Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Петрушевич Василий Васильевич

 
Петрушевич Василий Васильевич
22.03.1914 - 02.10.1991
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 7525

    Памятники
  Надгробный памятник
  Памятный стенд в селе Ковпыта


Петрушевич Василий Васильевич – командир эскадрильи 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного Брестского полка 14-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 22 марта 1914 года в селе Киенка ныне Черниговского района Черниговской области (Украина) в семье рабочего. Украинец. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал запальщиком на шахте в городе Красный Луч Луганской области. В 1934 году окончил курсы авиационных техников. Работал мотористом самолёта в городе Харьков.

В Красную Армию призван 25 октября 1935 года Харьковским городским военкоматом. В 1936 году окончил Пермскую военную школу пилотов, в 1942 году – курсы усовершенствования командного состава (КУКС).

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Совершал полёты на территории Польши, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Германии. Летал на самолетах ПО-2, Р-5, СБ, ПЕ-2, Б-25, А-20-Ж. Был легко ранен 26 августа 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года.

К маю 1945 года командир эскадрильи 27-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитан В.В.Петрушевич совершил 290 боевых вылетов на разведку и бомбардировку железнодорожных эшелонов, мостов, аэродромов, скоплений войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Петрушевичу Василию Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№7525).

После войны продолжал службу в ВВС СССР. В 1950 году окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1959 года полковник В.В.Петрушевич – в запасе.

Жил в городе Чернигов. Работал оператором в Черниговтеплосети. После выхода на пенсию переехал в Москву. Умер 2 октября 1991 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве (участок 2).

Награжден орденом Ленина (15.05.1946), 4 орденами Красного Знамени (5.11.1941; 19.11.1943; 22.02.1955; 30.12.1956), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (15.11.1950), медалями «За боевые заслуги» (6.11.1945), «За оборону Ленинграда», другими медалями.

В селе Ковпыта Черниговского района Черниговской области (Украина) на Аллее Героев установлен памятный стенд В.В.Петрушевича.

Из наградного листа:

Гвардии капитан ПЕТРУШЕВИЧ Василий Васильевич в боях против немецких захватчиков участвует с 22 июня 1941 года. За этот период совершил 290 боевых вылетов, из них:
Днём – 186, на самолётах: ПЕ-2 = 180, Б-25 = 6.
Ночью – 104, на самолётах: Б-25 = 78, А-20-Ж = 26.

За проявленное мужество в боях против немецких захватчиков дважды награжден орденом Красного Знамени.

После последнего награждения совершил 56 боевых вылетов, из них:
Днем – 6 на самолете Б-25;
Ночью – 50 на самолете Б-25 = 24, А-20-Ж = 26.

Летает днем и ночью на самые ответственные цели осветителем, лидером-наводчиком, совмещая это с бомбардированием объектов противника в сложных метеоусловиях.

Летает на самолётах: ПО-2, Р-5, СБ, ПЕ-2, Б-25, А-20-Ж.

Общий налет имеет – 2470 часов, из них ночью – 715 часов.

Большой мастер слепых и ночных полетов. Вся боевая деятельность тов. ПЕТРУШЕВИЧ насыщена подвигами, мужеством, отвагой и героизмом. Беззаветно преданный большевистской партии, Советскому Правительству, с первых дней Великой Отечественной войны он является образцом отличного выполнения боевых заданий командования.

Энергичный, крепкой воли офицер, тов. ПЕТРУШЕВИЧ при выполнении боевого задания, преодолевая трудности, опасность, точно приводил самолет на цель и сбрасывая смертельный груз на голову врага – уничтожая укрепления, технику, промышленные объекты, транспорт и живую силу.

18 августа 1941 года при бомбардировании железнодорожного моста через ДНЕПР у ЗАПОРОЖЬЯ гвардии капитан ПЕТРУШЕВИЧ, проявляя мужество, не взирая на обстрел зенитной артиллерии и малокалиберной зенитной артиллерии противника проникнутый единой целью уничтожить мост, прямым попаданием сброшенных им бомб разрушил мост и вывел его из строя на 10 дней.

9 февраля 1942 года был ведущим звена, бомбардировал железнодорожный узел станции КРАСНОАРМЕЙСК на котором находилось 3 железнодорожных эшелона, в результате бомбардировки эшелоны были уничтожены. Результат успешной бомбардировки подтвержден фотоснимками и агентурными данными.

19 мая 1942 года тов. ПЕТРУШЕВИЧ во главе шестерки самолетов бомбардировал аэродром КОНСТАНТИНОВКА, на котором уничтожил 21 самолет противника. При повторном налете на этот же аэродром прямым попаданием сброшенных бомб и обстрелом из передних пулеметов уничтожил 32 самолета противника и большое число личного состава, находящегося в столовой.

В части о тов. ПЕТРУШЕВИЧ отзывались, как о лучшем летчике, смелом, отлично выполняющем боевое задание (см. статью в газете «ПРАВДА» от 26 мая 1942 года).

8 июля 1942 года выполняя задание на разведку гвардии капитан ПЕТРУШЕВИЧ обнаружил бензосклад на железнодорожной станции ВОЛНОВАХА, снизившись на бреющем полете тов. ПЕТРУШЕВИЧ обстрелял склад и поджег его.

31 декабря 1942 года возвращаясь с очередного успешно-выполненного боевого задания, над линией фронта самолет тов. ПЕТРУШЕВИЧ был обстрелян противником. Прямым попаданием снаряда был подожжен правый мотор. Проявляя мужество и хладнокровие, отлично владея техникой пилотирования благополучно дотянул самолет до своего аэродрома, горящим посадил его и тем самым спас жизнь экипажа.

16 сентября 1943 года тов. ПЕТРУШЕВИЧ выполнял боевое задание бомбардируя артиллерийские позиции противника в районе ЛЕНИНГРАДА. Самолет был обстрелян зенитной артиллерией противника и снарядом была повреждена левая плоскость, не взирая на это тов. ПЕТРУШЕВИЧ выполнил задание после чего плохо управляемую машину привел и посадил на свой аэродром, тем самым спас жизнь экипажа и сохранил самолет.

В ноябре месяце 1943 года прибыл в 113-й авиационный полк ночных охотников-блокировщиков дальнего действия (ныне 27-й гвардейский бомбардировочный авиационный Брестский полк) тов. ПЕТРУШЕВИЧ показал себя одним из опытных и храбрых летчиков. В полку летает на самолете Б-25, как осветитель цели блокировщиков. Выполняя это сложное задание по розыску цели приводил самолеты-блокировщиков точно на цель, отлично производя подсвет, лично сам уничтожая на железнодорожных перегонах составы противника и способствуя всей группе боевых самолетов разрушать и уничтожать технику и живую силу врага.

Исключительную храбрость проявил гвардии капитан ПЕТРУШЕВИЧ при выполнении боевых заданий полета в Югославию. Производя вылеты с аэродрома ИВАНГОРОД на БЕЛГРАД – находясь в полете по 6-7 часов в сложных метеорологических условиях и горных условиях разыскивая цель – освещая её, находясь по 35-40 минут под ожесточенным обстрелом зенитной артиллерии и малокалиберной зенитной артиллерии противника.

В ночь с 7 на 8 июля 1944 года при блокировке аэродрома ТЕРЕСПОЛЬ (Польша), прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии противника, был смертельно ранен штурман корабля гвардии старший лейтенант КОСТЮШИН. Напрягая энергию, проявляя мужество, справился с техникой пилотирования и неисправный самолет привел на свой аэродром и благополучно произвел посадку.

8 октября 1944 года отлично выполнил задание лидера-осветителя блокировщиков. Обеспечивая массированный налет 4-й и 5-й гвардейской дивизии дальнего действия на БРЕСЛАУ, тов. ПЕТРУШЕВИЧ проявляя мужество, не взирая на противовоздушную оборону противника более 40 минут держал под ударом аэродром БРИГ, не давая возможность взлета и посадки вражеских самолетов.

26 марта 1945 года выполняя боевое задание, осветителем на принципе «свободной охоты» обнаружив на железнодорожном перегоне станции СУХДОЛ 2 железнодорожных эшелона противника – отличным подсветом навел самолеты охотников-блокировщиков, в результате чего оба эшелона были подожжены и уничтожены.

С 1 апреля 1945 года летал на выполнение боевых заданий днем по уничтожению окруженной группировки противника в городе БРЕСЛАУ.

С 23 апреля 1945 года совершил 4 боевых вылета по бомбардировке БЕРЛИНА и на прорыв укрепленной полосы вблизи БЕРЛИНА.

Личными примерами мужества и храбрости тов. ПЕТРУШЕВИЧ воодушевляет весь личный состав на отличное выполнение боевых заданий.

Под руководством тов. ПЕТРУШЕВИЧ эскадрилья произвела 280 боевых самолетовылетов с общим налетом 630 часов.

Одновременно с боевой личной деятельностью проводит большую работу по обучению и вводу в строй молодого личного состава. Лично обучил и вывез на боевое задание 11 летчиков, которые теперь самостоятельно выполняют боевую работу.

Свои знания и большой боевой опыт с желанием и умело передает подчиненным. Пользуется авторитетом среди всего личного состава. Дисциплинированный, политически развит, морально устойчив. Делу партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.

На боевые задания летает составом экипажа: штурман гвардии майор ЩУКИН, радист гвардии младший лейтенант ГОЛИКОВ.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы против немецких захватчиков и проявленное при этом мужество и героизм, гвардии капитан ПЕТРУШЕВИЧ представлен к высшей Правительственной награде, званию Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Биография предоставлена Кириллом Осовиком

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы на сайте «Подвиг народа»
 Церковный М.Ф.,Шиганов А.Д.,Юрьев Б.Ф. Героев подвиги бессмертны.- Киев:1982