Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кириллов Михаил Михайлович

 
Кириллов Михаил Михайлович
13.11.1911 - 15.03.1984
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 05.11.1944 Медаль № 5284

    Памятники
  Надгробный памятник


Кириллов Михаил Михайлович - штурман 337-го авиационного полка (5-я гвардейская авиационная дивизия, 4-й гвардейский авиационный корпус, Авиация дальнего действия), гвардии майор.

Родился 31 октября (13 ноября) 1911 года в Москве в семье рабочего. Русский. С 1917 года жил в селе Уваровка ныне Можайского района Московской области. Окончил 7 классов школы, в 1928 году - машиностроительный техникум. Работал техником на столичном машиностроительном заводе. В 1931 году окончил курсы летнабов-аэрофотосъёмщиков, работал по специальности в «Госаэрофотосъёмке». Налетал на самолётах 6.692 часа и заснял на плёнку многие важнейшие районы страны: Поволжье, Зауралье, Казахстан, Каракумы, Кызылкум, Мангышлак, Западную и Восточную Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток, Заполярье, Крайний Север.

В 1934-1936 годах проходил службу в армии. В 1938 году окончил Тамбовскую школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота (ГВФ). Работал пилотом 208-го отряда ГВФ в Челябинске.

Вновь в армии с 1942 года. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал в Авиации дальнего действия штурманом корабля, звена, эскадрильи, полка. Прокладывал боевые маршруты над территориями Нечерноземья, Крыма, Белоруссии, Украины, Прибалтики, Польши, Финляндии, Германии, Румынии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии и Австрии.

К октябрю 1944 года совершил 165 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его войск.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Кириллову Михаилу Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5284).

С октября 1945 года майор М.М.Кириллов - в запасе. Работал в Полярной авиации. Стал пионером аэрофотосъёмки шестого континента – Антарктиды, Южного и Северного полюсов.

После ухода из авиации жил в Москве. Работал в системе МВД СССР. Умер 15 марта 1984 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (участок 16).

Награждён орденами Ленина (05.11.44), Красного Знамени (12.03.43), Александра Невского (№ 39453 от 29.07.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (29.12.43; 14.04.44), орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалью "За боевые заслуги" (30.04.45), другими медалями, югославским орденом Партизанская Звезда 1-й степени (№ 1130).

Родился Михаил Кириллов в Москве, а детство его прошло на станции Уваровка под Можайском, куда семье пришлось уехать в 1917 году. Здесь встретил Октябрьскую революцию, окончил школу-семилетку. Но настоянию матери поступил в один из московских техникумов. С последнего курса ушёл на завод. Работал, а сам всё время думал об авиации. И когда на заводе предложили учиться на курсах лётнабов - сразу согласился.

В 1931 году Кириллов успешно окончил курсы, и его прикомандировали к геологоразведочной экспедиции, направлявшейся в Казахстан. Лётнабу предстояло произвести аэрофотосъёмку угольного бассейна в районе Караганды. Летал на самолёте Ю-21. Заснял 7 маршрутов и не допустил ни одного разрыва между ними.

Потом последовали участие в изысканиях Байкало-Амурской магистрали, съёмка строительных площадок для Комсомольска-на-Амуре, Норильска, Советской Гавани. На груди Кириллова появилась первая награда – медаль «За трудовую доблесть».

Великая Отечественная война застала Кириллова на аэрофотосъёмках в Салехардской экспедиции на реке Уса. На фронт не отпускали – у Кириллова была «бронь». Но он решил готовить себе замену. Только в августе 1942 года его призвали в армию, зачислив штурманом корабля 747-го авиационного полка, базировавшегося на одном из подмосковных аэродромов.

Первый боевой вылет Кириллов совершил в составе экипажа лётчика Боленко на самолёте Ер-2. С ним он сделал 5 боевых вылетов. Наносил бомбовые удары по скоплениям фашистских войск в районе Смоленска.

В конце декабря 1942 года он вошёл в экипаж лейтенанта Черноморца, и они получили новую машину - Ил-4. На ней бомбили танковые колонны противника в районе Вязьмы, Брянска и Орла. Кириллов смело и грамотно выполнял навигаторские и бомбардирские обязанности.

В 1943 году боевые вылеты участились. Кириллов бомбил вражеские объекты в районе Пскова и Ленинграда, Курска и Белгорода, Невеля и Великих Лук, Могилёва и Гомеля. Когда же готовились нанести бомбовый удар по станции Дно, лётчики и штурманы на вопрос: «Как дела ?» - в шутку отвечали: «Всё в порядке. Идём на Дно !»

Однажды штурман эскадрильи Кириллов в составе экипажа лётчика Дворникова вылетел на бомбёжку огневых позиций тяжёлых орудий, из которых обстреливался Ленинград. «Берты» тщательно маскировались, прикрывались зенитной артиллерией, прожекторами, радиолокационными станциями орудийной наводки. К линии фронта шли на малой высоте. И только перед целью самолёт резко набрал высоту и, часто меняя направление, нанёс по гитлеровским «бертам» мощный бомбовый удар. В тот же момент заговорили зенитки. Показались 2 «мессершмитта». Одного из них в упорном воздушном бою сбил очередью стрелок Лежебоков, второй убрался восвояси. На обратном пути «завернули» на Дно, и штурман Кириллов произвёл точное бомбометание.

К августу 1944 года Кириллов имел звание капитана и возглавлял штурманскую службу авиационного полка. В этом году он летал над пылающими руинами Минска, бомбить фашистские войска в Прибалтике, взрывать военные объекты в хортистской Венгрии, сбрасывать оружие и боеприпасы партизанам Югославии.

5 ноября 1944 года штурман Кириллов вёл свой полк на столицу фашистской Германии Берлин. Шли над морем до траверза Штеттина (Щецин, Польша), потом резко свернули на юг. В бесконечных зенитных разрывах зашли на цель. Кириллов, а за ним и другие штурманы, сбросил свою порцию смертоносного груза на фашистское логово. По прибытию на свой аэродром он попал в крепкие объятия товарищей. В этот день вышел Указ ПВС о присвоении М.М.Кириллову звания Героя Советского Союза. Вскоре он был откомандирован в Москву, где получал награды Родины из рук М.В.Калинина.

Вернувшись в полк, Кириллов продолжил боевые вылеты и сражался до самого конца войны, которую закончил в городе, который бомбил - Берлине.

После войны Герой-бомбардировщик, мастер-аэрофотосъёмщик вернулся к своей довоенной профессии. На земле ещё оставались белые пятна, белые в буквальном смысле слова – Северный и Южный полюса, Антарктида. И Михаил Кириллов много приложил усилий, чтобы эти белые пятна для людей стали рельефными, осязаемыми, а иногда и обжитыми…

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.