Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Капрэлян Рафаил Иванович

 
Капрэлян Рафаил Иванович
05.05.1909 - 12.07.1984
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1975 Медаль № 11412
Орден Ленина № 422665

    Памятники
  Надгробный памятник


Капрэлян Рафаил Иванович – старший лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля.

Родился 22 апреля (5 мая) 1909 года в городе Баку Бакинской губернии (ныне столица Азербайджана). Армянин. Настоящее отчество – Капрэлян Рафаил Овнанович. В 1926 году окончил Бакинский промышленно-экономический техникум. В 1927-1929 годах учился в Азербайджанском политехническом институте, в 1932 году окончил Ленинградский институт инженеров ГВФ. В 1932 году работал инженером в Главном Управлении Гражданского воздушного флота, в 1932-1933 – в Ленинградском институте инженеров ГВФ.

В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ. В 1934-1935 – лётчик-инструктор Ленинградского института инженеров ГВФ. В 1935-1941 годах работал пилотом в ГВФ (в Московском Управлении, в 1938-1940 – в Китае). В армии с июня 1941 года.

Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1941 – марте 1943 – командир отряда Московской особой авиагруппы Управления ГВФ. Совершил 57 боевых вылетов: для заброски разведчиков в глубокий тыл противника (14 вылетов), доставки грузов партизанам (18 вылетов), а также на линию фронта для доставки боеприпасов и вывозке раненых (25 вылетов).

28 января 1942 самолёт под его управлением, выполнявший рейс в район Бухареста (Румыния), из-за сильнейшего обледенения совершил вынужденную посадку в районе города Кривой Рог (Днепропетровская область, Украина). Экипаж попал в плен и был помещён в лагерь в городе Николаев (Украина). В августе 1942 года Р.И.Капрэлян совершил побег и пробрался к партизанам (район города Овруч Житомирской области, Украина), где воевал до 23 октября 1942 года, когда его на самолёте вывезли в Москву. Вернулся в полк и с 10 марта 1943 года продолжал выполнять вылеты на линию фронта для доставки боеприпасов и вывоза раненых.

В марте-мае 1943 года прошёл переподготовку в Лётном центре АДД. В мае 1943 – феврале 1944 – инспектор по технике пилотирования 73-й вспомогательной авиационной дивизии (Авиация дальнего действия). Выпускал лётчиков на С-47 и Ли-2. В марте 1944 – мае 1945 – командир 89-го транспортного авиационного полка. Перегонял на фронт С-47, В-25 и Ли-2, перевозил грузы и раненых. Всего за время войны совершил 112 боевых вылетов в тыл врага и на линию фронта. С октября 1945 года майор Р.И.Капрэлян – в запасе.

В 1945-1947 годах вновь работал пилотом Московского Управления ГВФ, в июне-сентябре 1947 – заместителем начальника авиауправления Гидрометеослужбы СССР.

В 1947-1950 – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (город Жуковский Московской области). Провёл испытания бомбардировщика Ту-4 в условиях обледенения, испытания радиолокационного оборудования по слепой посадке, ряд испытательных работ на самолётах В-25, Ли-2 и Ту-2. В 1950-1952 – лётчик-испытатель авиазаводе №82 (Тушино); испытывал серийные учебно-тренировочные самолёты УТБ. В 1952-1953 годах в связи с переходом завода на выпуск троллейбусов, начал проводить ходовые испытания троллейбусов.

В 1953-1968 – старший лётчик-испытатель ОКБ М.Л.Миля. Поднял в небо и провёл испытания вертолётов Ми-6, Ми-10 и Ми-10К. Провёл испытания по отработке посадок вертолёта Ми-6 на режиме авторотации, участвовал в испытаниях вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-2 и их модификаций. Установил 8 мировых авиационных рекордов (из них 1 – вторым пилотом): в 1956 – рекорды скорости (вторым пилотом) и грузоподъёмности на вертолёте Ми-4; в 1957 – 2 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1959 – рекорд грузоподъёмности на вертолёте Ми-6; в 1962 – 3 рекорда грузоподъёмности на вертолёте Ми-6.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Капрэляну Рафаилу Ивановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1975 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Жил в Москве. Умер 12 июля 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961), мастер спорта СССР международного класса (1969), подполковник (197..). Награждён 2 орденами Ленина (6.12.1949, 15.05.1975), орденами Красного Знамени (2.04.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1944), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.07.1948, 12.07.1957), 2 орденами Красной Звезды (26.11.1941, 1.12.1943), орденом «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

 

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
 Галлай М.Л. Через невидимые барьеры. Испытано в небе. 3-е изд. М., 1969
 Герои огненных лет. Книга 5. М.: Московский рабочий, 1982
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
 Личное дело
 Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
 Петросянц X.С. Крылатое племя. Ереван, 1980
 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.