Герой Советского Союза
Транспорт: Полярные лётчики
Лялин Борис Васильевич

Лялин Борис Васильевич

28.02.1943 - 22.06.2024

Герой Советского Союза

Даты указов

14.02.1986

Медаль № 10756

Орден Ленина № 433798

Лялин Борис Васильевич – командир звена вертолётов Ми-8 авиационного предприятия Министерства гражданской авиации. 

Родился 28 февраля 1943 года в деревне Бибиково Узловского района Тульской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1970 года. Окончил десять классов средней школы. В 1966 году окончил Кременчугское лётное училище гражданской авиации. 

Работал в одном из подразделений Управления Гражданского воздушного флота в Якутии вторым пилотом, вскоре стал командиром экипажа вертолёта. 

С 1972 года работал в Мячковском объединённом авиаотряде гражданской авиации (аэродром Мячково, Раменский район, Московская область). Привлекался к выполнению наиболее ответственных заданий: освоение воздушных трасс Севера, Сибири и Дальнего Востока; обслуживание отдалённых геологических экспедиций, золотодобывающих предприятий; воздушная разведка строящейся трассы БАМа; обеспечение деятельности советских научно-исследовательских станций в Антарктиде; тушение лесных пожаров и многие другие.

В середине февраля 1985 года научно-исследовательское судно "Михаил Сомов" прибыло в район станции "Русская", расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 метров в секунду. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6–8 километров в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3–4 метров. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 километров. "Михаил Сомов" оказался прочно плененным в море Росса.

По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На "Михаиле Сомове" оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф. Родченко.

Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота выделило ледокол "Владивосток" Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В. Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.

Ударными темпами стали загружать ледокол "Владивосток" дополнительным горючим, продовольствием, комплектами теплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебедок. Ни на "Михаиле Сомове", ни на "Владивостоке", ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок.

А в это судно "Михаил Сомов" было лишено подвижности. Руль и винт заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южнополярной ночи. Температура воздуха – минус 20–25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.

Капитан В.Ф. Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения "пленника". Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией "Молодежная", которую в буквальном смысле, "раздирали" редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: "Как там "Михаил Сомов"?". Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы, Ленинграда.

К концу июня "Михаил Сомов" пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан В.Ф. Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода "Владивостока".

Выйдя 10 июня 1985 года из владивостокского порта, ледокол "Владивосток", выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи "Михаилу Сомову" А.Н. Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении "Михаила Сомова" из ледового плена.

На 36-й день не без риска и огромных трудностей "Владивосток" (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана: его стихия – все-таки лёд) преодолел "ревущие" 40-е и "неистовые" 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещенный в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с "Михаилом Сомовым" и "Павлом Корчагиным" (последний подстраховывал "пленника" у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.

Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 года встретились с "Павлом Корчагиным". Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах "Владивосток" пошёл таранить молодые льды. До "Михаила Сомова" оставалось 600 миль.

Весть о прибытии "Владивостока" обрадовала экипаж "Михаила Сомова". Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятеренной энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели "гоняли" круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.

26 июля 1985 года "Владивосток" уже галсами "колесил" вокруг "Михаила Сомова", обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха – 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола.

В.Ф. Родченко понимал, что ухудшающаяся погода на раздумья, а тем более на "жаркую" встречу экипажей двух судов времени не отпускала. Поэтому, как только "Михаил Сомов" был оторван ото льдов, "Владивосток" сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. Побыстрее от злополучного места! "Михаил Сомов" уверенно последовал за своим освободителем. Два островка огней в южнополярной ночи двигались вперед, к чистой воде, к далекой Родине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна "Михаил Сомов" изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм командиру звена вертолётов Ми-8 Борису Васильевичу Лялину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1986-1987 годах участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В 1988 году участвовал в испытаниях ядерного оружия на атомном полигоне на Новой Земле. Участник 19-й, 23-й, 30-й, 31-й, 37-й, 44-й, 45-й советских и российских антарктических экспедиций. В 1991-1992 годах участвовал в первой в истории изучения Антарктиды совместной советско-американской экспедиции на дрейфующей льдине в море Уэдделла. В 1981, 1982, 1993, 1994 годах находился в заграничных командировках и в качестве пилота-инструктора готовил национальные лётные кадры в Конго, Мозамбике, Индии и Болгарии. 

На счету Б. В. Лялина почти 14 тысяч лётных часов, из которых 9 тысяч - в суровых и сложных условиях полярных ночей Арктики и Антарктики. Освоил 5 типов вертолётов. 

В 1995 году одним из первых пришёл на работу в начавшую создаваться авиацию МЧС России, с 2005 года был заместителем директора - начальником штаба авиационного предприятия МЧС России.  

Жил в Москве. Умер 22 июня 2024 года. Похоронен на федеральном военном мемориале "Пантеон защитников Отечества" в Мытищенском районе Московской области.

Награжден орденом Ленина (14.02.1986), медалями.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.