Александров Владимир Леонидович
– советский российский инженер-кораблестроитель, один из ведущих специалистов в
области подводного судостроения, генеральный директор Государственного
предприятия «Адмиралтейские верфи» (город Санкт-Петербург).
Родился 10 октября 1944 года в
городе Ленинград (с 1991 года – Санкт-Петербург). Русский. В 1962 году окончил среднюю
школу.
В 1967 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт (ныне –
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет). После окончания
института пришёл на работу на одно из крупнейших судостроительных предприятий
страны – Ново-Адмиралтейский завод (с 1972 – Ленинградское Адмиралтейское
объединение, с 1992 – ГП «Адмиралтейские верфи», с 2001 – ФГУП «Адмиралтейские
верфи», с 2008 – ОАО «Адмиралтейские верфи»).
С этого момента он никогда не
менял место работы, вся его биография прошла на одном предприятии. Первая
должность – помощник мастера стапельного цеха, начальник участка, затем он стал заместителем начальника
цеха, с 1972 года был начальником стапельного цеха. Несколько лет был заместителем генерального
директора по производству, ещё несколько лет – главным инженером предприятия.
Пройдя всю цепочку руководящих должностей предприятия, досконально освоил всю
сложнейшую технологию судостроения и стал крупнейшим специалистом в этой
отрасли.
В июне 1984 года был назначен
генеральным директором Ленинградского Адмиралтейского объединения. На период
его руководства предприятием выпали и времена его расцвета, и тяжелейшие
кризисы, и трудный процесс восстановления экономической активности. В конце
1980-х годов ежемесячно со стапелей предприятия спускались на воду несколько
крупных судов и подводных лодок, в том числе с атомными силовыми установками. В
последовавшие за этим тяжелые времена В.Л. Александров направил свою деятельность на
сохранение и развитие новейших технологий, которые позволили предприятию
успешно пробиться на международный рынок и занять там прочные позиции. Был
практически сохранён кадровый состав предприятия, с большими трудностями
произведена реконструкция.
В.Л.Александров участвовал в
разработке и внедрении в производство ручной, полуавтоматической и
автоматической сварки уникальных титановых конструкций больших толщин в среде
защитных газов. Внёс большой вклад в инженерную подготовку и организацию
строительства подводных лодок, кораблей связи и управления полётами космических
аппаратов, судов гражданского флота. Принимал непосредственное участие в
строительстве дизель-электрических подводных лодок нового поколения типа
«Кило», аккумулировавших 90-летний опыт России в области создания подводных
лодок, отличавшихся малой шумностью, большой надёжностью и комфортными
условиями обитаемости.
В связи с резким падением
государственного заказа была пересмотрена вся экономическая политика
предприятия. Снижение доли подводного судостроения и государственного заказа
удалось компенсировать целенаправленным ростом коммерческого судостроения,
сначала исключительно на экспорт, а в последнее время выросла доля и
внутрироссийских заказов. Также предприятие освоило выпуск многих наименований
несудовой продукции.
Всего при его личном участии и под руководством построено свыше 160 надводных и подводных судов. В последние полтора десятилетия «Адмиралтейские
верфи» построило несколько дизельных подводных лодок различных типов (в том числе 4-го поколения), серию
танкеров типа «Пулково» дедвейтом 28400 тонн, серию танкеров усиленного ледового класса для
компании «Лукойл» дедвейтом 20000 тонн, различные типы танкеров, продуктовозов
и химовозов дедвейтом от 3000 до 55000 тонн. В 2002-2005 годах была построена
серия из 4 танкеров-продуктовозов для ОАО «Совкомфлот» дедвейтом 47000 тонн
каждый. Впервые в России было освоено производство глубоководных аппаратов
третьего поколения «Консул» для работ на глубинах до 6 км. Построены десятки
военных кораблей для флотов различных стран мира. Сейчас, наконец, начато такое
же строительство и для Военно-Морского Флота России.
За мужество и героизм, проявленные при
выполнении специального задания, указом Президента Российской
Федерации № 955 от 13 августа 1998 года генеральному директору Государственного
предприятия «Адмиралтейские верфи» Александрову
Владимиру Леонидовичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 2007 году предприятие вошло в
состав государственного судостроительного холдинга ОАО «Объединённая
судостроительная корпорация», практически сразу же возник вопрос о переводе
производства в город Кронштадт (административный район Санкт-Петербурга,
расположенный на острове Котлин). В.Л.Александров не согласился с таким
решением, но в 2010 году вопрос был решён в пользу острова Котлин. В результате
В.А.Александров в конце 2010 года принял решение об отставке. В январе 2011
года генеральным директором ОАО «Адмиралтейские верфи» был назначен сын
В.А.Александрова – Михаил Владимирович Александров, занимавший до этого пост
главного инженера верфи.
В.Л.Александров – крупный учёный
в области подводного судостроения. Автор 85 научных работ, двух учебников
по проектированию конструкций подводных аппаратов и двух монографий по
технологии судостроения. Ведёт преподавательскую деятельность в высших учебных
заведениях Санкт-Петербурга, профессор кафедры технологии судостроения Морского технического университета. Председатель Научно-технического общества по
судостроению Санкт-Петербургской инженерной академии, член Морского собрания
Санкт-Петербурга, соучредитель Фонда «Наш город».
Живёт в Санкт-Петербурге.
Награждён орденами Трудового
Красного Знамени (1985), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2010),
медалями «За трудовую доблесть» (1979), «300 лет Российскому флоту» (1996), другими
медалями. Удостоен благодарности Президента РФ (1999).
Доктор технических наук (2000),
академик Санкт-Петербургской инженерной академии, вице-президент
Санкт-Петербургской академии истории науки и техники. Лауреат Государственной
премии РФ (1994).
Почётный гражданин
Санкт-Петербурга (21.05.2003).