Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Котов Никита Дмитриевич

 
Котов Никита Дмитриевич
17.04.1915 - 27.03.1979
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 22.07.1944 Медаль № 4016

    Памятники
  Надгробный памятник в г. Санкт-Петербург
  Бюст в Валуйках


Котов Никита Дмитриевич - флаг-штурман 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии военно-воздушных сил (ВВС) Краснознамённого Балтийского флота, гвардии майор.

Родился 4 (17) апреля 1915 года в селе Куликовы Липяги ныне Вейделевского района Белгородской области в семье крестьянина. Русский. В пять лет остался сиротой и воспитывался в детском доме. После школы окончил Черкасский автомобильный техникум. Работал автомехаником в Бабинской МТС Киевской области.

В Военно-Морском Флоте с 1937 года. В 1938 году окончил курсы стрелков-бомбардиров при Ейском военно-морском авиационном училище имени Сталина. Служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота, летал на самолетах МБР-2. С момента формирования 1-го минно-торпедного авиационного полка летал в его составе. В августе 1938 года экстерном сдал экзамены на лётчика-наблюдателя и получил офицерское звание.

Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 года. Летая в экипаже комиссара полка Павлюка, штурман Котов совершил 28 боевых вылетов и был награжден орденом Красного Знамени.

Начало Великой Отечественной войны Котов встретил штурманом звена в 3-й Краснознаменной эскадрилье. Уже с первых июньских дней в составе экипажа Дроздова летал на бомбовые удары по танковым и моторизованным колоннам противника, рвавшимся к Ленинграду. Участвовал в налетах на дальние цели - военно-морские базы в Кенигсберге, Штеттине, Данциге. В одном из полетов на Штеттин отказал правый мотор. Благодаря тому, что Котов проложил кратчайший курс, экипаж смог вернуться на свой аэродром. В одном из вылетов их самолёт был атакован на подходе к цели тремя Ме-109. Стрелки В. Кузин и Я. Зильберштейн отражали атаки. Дроздов по расчетам, сделанным Котовым, вывел самолет на цель и точно сбросил бомбы на автоколонну противника. Оба стрелка получили ранения, но продолжали отражать атаки. Удачно вел стрельбу и штурман Котов. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

С середины 1942 года и до победного мая 1945 года штурман Котов летал в экипаже И.И. Борзова. Штурман Котов вместе с Борзовым был среди пионеров торпедного и бомбового удара по кораблям противника. Звено, которому Котов прокладывал курс, летом южнее Гогланда потопило сторожевой корабль, действовавший против наших подводных лодок. Всего же в сорок втором году на счету самолётов, которые выводил на боевой курс Котов, было потоплено пять судов противника общим водоизмещением 20000 тонн. Признанием мастерства, отваги и хладнокровия было назначение старшего лейтенанта Котова штурманом 3-й Краснознаменной эскадрильи, которой командовал Борзов.

В одном из вылетов на боевом курсе сдал мотор. Борзову все труднее было справляться с креном. Котов пришел на помощь, ногой держал педаль руля поворота, а руками вместе с летчиком - штурвал. Одновременно экипаж провел успешную атаку. Когда шли на базу, руки штурмана были заняты управлением и он не мог пользоваться штурманскими инструментами. Он все расчёты проводил в уме и привел самолёт на свой аэродром. Находчивость проявил Котов и в другом полёте, когда осколком снаряда было повреждено электропитание. Торпедоносец стал "глух": отказало переговорное устройство, застыла стрелка прибора скорости, не подавал признаков жизни авиагоризонт. Тем не менее, не смотря на ночь и почти нулевую видимость, опытный штурман точно вывел торпедоносец на цель и поразил её.

В апреле 1944 года именно на самолет Борзова-Котова был установлена новинка - радиолокатор. С помощью новой техники 6 апреля экипаж нашел в море и потопил транспорт противника водоизмещением 15 тысяч тонн.

Флаг-штурман 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка гвардии майор Николай Котов к июню 1944 года нанёс 152 бомбовых удара по военным объектам в глубоком тылу врага, участвовал в потоплении 4 транспортов и сторожевого корабля. В воздушном бою уничтожил один истребитель. Ставил мины на коммуникациях противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Котову Никите Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4016).

Отважный шутрман продолжал участвовать в боевых вылетах. 17 октября 1944 года Совинформбюро сообщало: "Торпедным залпом экипаж Героя Советского Союза гвардии подполковника Борзова потопил немецкий транспорт в 8000 тонн водоизмещением...". Когда наши войска овладели Кенигсбергом, гитлеровцы устремились к порту Пиллау. Штаб дивизии разработал комбинированный удар топмачтовиков, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев с применением высотной торпедной атаки. В разработке атаки порта Пиллау участвовал и гвардии майор Котов, вместе с начальником минно-торпедной службы гвардии майором Орловым и штурманами экипажей предложили несколько вариантов атаки. Последний боевой вылет совершил в мае 1945 года.

После Победы штурман Котов продолжил службу в морской авиации. В 1948 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава. С 1956 года подполковник Котов Н.Д. - в запасе.

Жил в городе Пушкин, ныне в черте Санкт-Петербурга. Умер 27 марта 1979 года. Похоронен в городе-герое Ленинграде - Санкт-Петербурге на Северном кладбище (3-й Сосновый участок).

Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Бюст Героя установлен на аллее Героев в центре города Валуйки Белгородской области.

 

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.
Подводная археология   Т