Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Охай Григорий Ульянович

 
Охай Григорий Ульянович
05.01.1917 - 08.02.2002
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 13.11.1951 Медаль № 9280

    Памятники
  В Днепропетровске на Запорожском кладбище


Охай Григорий Ульянович - помощник командира по тактике воздушного боя и воздушной стрельбы 523-го Оршанского Краснознамённого орденов Суворова, Кутузова и Александра Невского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), капитан.

Родился 5 января 1917 (по старому стилю 23 декабря 1916) года в городе Большой Токмак Бердянского уезда Таврической губернии, ныне город Токмак Запорожской области Украины. Из семьи рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1942 года.

Окончил семь классов неполной средней школы, затем рабфак и первый курс Мелитопольского педагогического института в 1935 году. Работал на дизелестроительном заводе.

В сентябре 1935 года призван в ряды Красной Армии. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Служил лётчиком, с мая 1938 - старшим лётчиком в 46-м скоростном бомбардировочной авиационной полку (ВВС Белорусского и Орловского военных округов). С мая 1939 - младший лётчик 1-го легкого бомбардировочного авиаполка в Белорусском военном округе.

Младший лейтенант Г.У. Охай принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов с января 1940 года, когда был переведён старшим лётчиком в 39-й скоростной бомбардировочный авиаполк Ленинградского военного округа. Летал на бомбардировщике СБ. Первая военная удача - точное бомбометание и подрыв крупного минного завода на окраине города Сортавала. Выполнил 28 боевых вылетов. Награждён медалью.

После войны оставлен на службе в том же полку, который летом 1940 года был переброшен в Белорусский военный округ. В 1941 году окончил авиационные курсы усовершенствования командного состава при Рязанской школе штурманов. Там он освоил истребитель Як-1. В период Великой Отечественной войны служил инструктором в тылу: летчик-инструктор 13-го запасного истребительного авиаполка (3-я запасная авиабригада, ВВС Приволжского военного округа), с ноября 1942 - командир звена, с мая 1944 - штурман эскадрильи в этом полку. Лично подготовил 85 лётчиков, а в его звене и эскадрилье были подготовлены ещё 227 лётчиков-истребителей для фронта. В октябре-ноябре 1943 года находился на боевой стажировке в составе 897-го истребительного авиационного полка (Степной и 2-й Украинский фронты), участвовал в битве за Днепр, сбитых самолётов противника не имел. Также перегнал на фронт 21 истребитель. За отличную подготовку пилотов для фронта награждён боевым орденом.

После Победы продолжал службу в ВВС: с июня 1945 года - заместитель командира эскадрильи 13-го запасного истребительного авиаполка, с октября 1945 - на той же должности в 18-м гвардейском истребительном авиаполку (303-я истребительная авиадивизия, Белорусский военный округ). С декабря 1945 года - командир эскадрильи в 272-м истребительном авиаполку, с марта 1947 - в 523-м истребительном авиаполку в той же дивизии. В сентябре 1948 года полк был передан из Белоруссии в состав 56-го истребительного авиакорпуса 78-й воздушной армии (Московский округ ПВО). В марте 1951 года назначен помощником командира 523-го истребительного авиаполка по тактике воздушного боя и воздушной стрельбы, а через несколько дней в полк пришёл приказ о направлении всего личного состава в правительственную командировку в Северный Китай. Два месяца полк готовился к боям на аэродроме города Мукден.

С конца мая 1951 года - в боях Корейской войны 1950-1951 годов. Первую победу капитан Г.У. Охай, одержан в воздушном бою 24 июня 1951 года в групповом воздушном бою (более 20 советских истребителей и свыше 30 американских). В конце октября 1951 года за 7 сбитых самолётов противника капитан Г.У. Охай представлен к званию Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга капитану Григорию Ульяновичу Охаю присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9280).

На момент подписания Указа Г.У. Охай был уже в воинском звании "майор" (приказ был подписан 3 ноября). В январе 1952 года его повысили и в должности - он стал заместителем командира - лётчиком-инспектором 523-го истребительного авиаполка. Продолжая напряжённую боевую работу, майор Охай к моменту вывода полка из Корея в конце февраля 1952 года совершил 122 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, сбил 11 самолётов противника (9 истребителей США и 3 истребителя Австралии).

Продолжая службу в ВВС, в сентябре 1953 года стал командиром прославившегося в небе Кореи 523-го истребительного авиаполка (54-я воздушная армия, Дальний Восток). Однако в июле 1956 года снят с должности с наложением взыскания от Главнокомандующего ВВС, в декабре 1956 года назначен старшим инспектором-лётчиком по технике пилотирования в отделе боевой подготовки и учебных заведений штаба 54-й воздушной армии. С мая 1957 года - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования 11-го смешанного авиационного корпуса, а с июня 1958 года - начальник отдела боевой подготовки этого корпуса (1-я Отдельная Дальневосточная воздушная армия).

С сентября 1960 года полковник Г.У.Охай — в запасе. Жил в городе Днепропетровск, до 1978 года работал в Гражданской авиации, затем на пенсии. Скончался 8 февраля 2002 года. Похоронен в Днепропетровске на Аллее Героев Запорожского кладбища.

Полковник (1959). Награждён орденами Ленина (13.11.1951), Красного Знамени (4.06.1955), Отечественной войны 1-й (11.03.1985) и 2-й (28.11.1945) степеней, двумя орденами Красной Звезды (15.11.1950, 10.11.1951), медалями "За отвагу" (20.05.1940), "За боевые заслуги" (6.11.1946), другими медалями.

Биография переработана и дополнена Антоном Бочаровым (пос.Кольцово Новосибирской области).

Как-то заболел командир полка, и Г.У. Охаю, имевшему уже 16 боевых вылетов, поручили быть ведущим группы в 24 самолёта. Вышли на перехват противника в район Тейсю и увидели шестёрку "Метеоров" на малой высоте. Те быстро встали в оборонительный круг - у каждого по 4 пушки и хвост хорошо защищён. Первая атака "МиГов" не удалась: скорость больше километров на 300, больше и радиус виража. Тут их не взять, решил ведущий и подал команду: "Всем выход вверх вправо, атакуем с полупереворота!"

Маневр получился удачным. Открыв огонь с 400 метров Г.У. Охай зажёг один из "Метеоров", затем ещё один. Другие три пары сбили ещё по одному самолёту. Из шестёрки "Метеоров" спасся самый хитрый - он в крутом пикировании ушёл к земле, и его, камуфлированного, потеряли из виду. Весь бой длился 5 - 7 минут.

За период своей деятельности дивизия генерала Г.А. Лобова, в которой служил Г.У. Охай, записала на свой счёт 303 сбитых вражеских самолёта и в 10 раз меньше потеряла. Поршневые "Мустанги" наши лётчики в расчёт не брали. Достойным противником были новейшие реактивные "Сейбры".

На вираже их в прицел не "загонишь": почувствовав опасность, американский лётчик выпускал предкрылки, терял скорость и закручивал разворот или вираж с меньшим радиусом, чем МиГ-15, у которого предкрылков не было. На высотах более 8 километров возможности в маневрировании уравнивались, если не считать, что в отличии от "МиГа" двигатель "Сейбра" имел форсаж, что позволяло кратковременно и резко увеличивать скорость, отрываться от атакующих или настигать уходящих.

Американцам выгоднее было драться на малых высотах, потому что "Сейбр" имел более эффективные воздушные тормоза. Используя их на высотах до 1000 метров, он мог, резко погасив скорость, сделать переворот через крыло, и у него хватало рулей, чтобы выйти в горизонтальный полет у земли. Сделай за ним эту же фигуру пилотажа наш лётчик, МиГ-15 врезался бы в землю.

Зато на больших высотах и в бою на вертикальных маневрах МиГ-15 с более мощным двигателем и грозным пушечным вооружением имел перед "Сейбром" несомненные преимущества. Соответственно этому строилась и тактика воздушного боя. Более экономичные двигатели "Сейбра" давали возможность американцам дольше находиться в воздухе. Наши, напротив: увидел - занял выгодное положение - немедленно атакуй!

Об истребителе МиГ-15 Г.У. Охай отзывался очень тепло, особенно выделял его выносливость к боевым повреждениям. 19 августа 1951 года, после тяжёлого боя 28 наших самолётов с 30 "Себрами", один из лётчиков нормально приземлил на аэродроме Аньдун свою машину, имея в ней 57 пробоин.

После ряда тяжёлых поражений В-29, американцы решили давить и пугать наших лётчиков численностью. На прикрытие боевой группы В-29, например, стали посылать до 150 истребителей. Но если взять данные только одного полка, в котором служил Г.У. Охай, то и такая тактика не очень помогла американцам: полк сбил 102 самолёта, потеряв 17 своих машин и 5 лётчиков.

Г.У. Охай за период своей деятельности в Корее совершил 122 боевых вылета, уничтожил 11 самолётов и, участвуя в 86 воздушных боях, не был ранен, а его "МиГ" получил всего одну пробоину и несколько вмятин на крыле. Единственная пуля застряла в элероне. Техник извлек её, передав командиру в качестве сувенира. Долгое время она хранилась у него, как память о тех днях.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Сейдов И. Советские асы Корейской войны. Москва, 2010.