Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Крохалёв Анатолий Ильич

Крохалёв Анатолий Ильич

20.11.1910 - 01.10.1994

Герой Советского Союза

Даты указов

07.02.1940

Медаль № 274

Крохалёв Анатолий Ильич - командир 1-й отдельной бомбардировочной эскадрильи 10-й авиационной бригады Военно-воздушных сил Балтийского флота, капитан.

Родился 20 ноября 1910 года в городе Пермь в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Окончил среднюю школу. Работал авиамотористом в школе морских лётчиков в Севастополе.

В Военно-морском флоте с 1930 года. В 1931 году окончил военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде. В 1933 году — Ейскую школу морских лётчиков. В 1939 году — Высшие тактические курсы лётчиков Военно-морского флота. Служил в авиации Балтийского флота. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Изменчива и коварна погода над студёными водами Балтики. На боевом маршруте эскадрилья капитана А.И. Крохалёва попала в низкую облачность. Над самой водой нависала серая, мутная стена. Соседнее звено то и дело исчезало из глаз, серая плотная мгла скрыла и воду и небо. Увидеть что-либо впереди теперь можно лишь на расстоянии 10–12 секунд полёта.

Внизу, на воде, вдруг мелькнул корабль. Звено старшего лейтенанта Гуреева мгновенно броском перешло в атаку на вражеский транспорт. Набирать высоту, необходимую для сбрасывания бомб, некогда: транспорт исчезнет под спасительным покровом облаков. Решать нужно, немедленно, в доли секунды. Звено сбросило бомбы. Транспорт загорелся, а потом взорвался.

В одном из боёв эскадрилью атаковали вражеские истребители в тот самый момент, когда самолёты легли уже на боевой курс, готовясь сбросить бомбы. Уклониться маневром от атаки означало потерять прицел и отказаться от бомбардировки важного объекта. Под пулемётным огнём истребителей капитан А.И. Крохалёв продолжал вести первое звено. На соседнем самолёте заработал пулемёт. Это стрелок-радист Скворцов открыл меткий огонь. Один из истребителей задымился. Скворцов тотчас перенёс огонь на другие и заставил их отказаться от атаки, дав этим возможность всей эскадрилье сбросить бомбы точно в цель.

Однажды эскадрилья попала в очень тяжелую ситуацию. При подходе к цели на неё обрушились белофинские истребители. Маневрирование было чрезвычайно осложнено тем, что с земли батареи врага открыли ураганный огонь. Самолёт старшего лейтенанта Хотько был отрезан от строя, и тотчас на него навалились два истребителя врага. Лётчик сумел ловким маневром прорваться к намеченному объекту, сбросить бомбы на цель и догнать эскадрилью.

Стойкости, самообладанию в любых условиях учил своих подчиненных капитан А.И. Крохалёв. В одном из полётов на нем загорелся меховой комбинезон. Встречный ветер раздувал огонь, через мгновение мог вспыхнуть весь самолёт. Капитан А.И. Крохалёв, не оставляя управления самолётом, по частям сорвал с себя горящую одежду и привел свою машину на базу.

Командир 1-й отдельной бомбардировочной эскадрильи капитан А.И. Крохалёв совершил 30 вылетов на бомбардировку кораблей и транспортов, артиллерийских батарей, складов и других военных объектов противника. Эскадрилья под его командованием совершила 190 боевых вылетов и уничтожила шесть транспортов, два железнодорожных эшелона, четыре склада, сбила самолёт противника, разрушила железную дорогу у станции Экенес.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм капитану Анатолию Ильичу Крохалёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 274).

В годы Великой Отечественной войны А.И. Крохалёв командовал 73-м скоростным бомбардировочным авиационным полком Военно-воздушных сил Балтийского флота, который в начале войны базировался в Копорье, Пярну и Таллине.

Боевое крещение лётчики получили 25 июня 1941 года. На задание отправились три группы во главе с полковником А.И. Крохалёвым. Маршрут проходил через полуостров Ханко. А.И. Крохалёв хорошо ориентировался в этом районе: ещё до войны ему приходилось бывать здесь и неоднократно совершать полёты.

К вражескому аэродрому бомбардировщики подошли на высоте 4500 метров. Не обнаружить себя раньше времени — вот что занимало сейчас мысли А.И. Крохалёва. Он приглушил моторы и со снижением вывел полк на боевой курс. Увидев ровные, словно на смотру, ряды вражеских самолётов, ведущий подал команду перестроиться.

Двадцать семь бомбардировщиков, вытянувшись в правый пеленг, начали по очереди сыпать бомбы на аэродром. Удар оказался настолько неожиданным для фашистов, что они не успели открыть огонь по бомбардировщикам. Было уничтожено около двадцати самолетов.

В августе 1941 года 73-й скоростной бомбардировочный авиационный полк перебазировался под Ленинград и был оперативно подчинен 2-й смешанной авиационной дивизии.

На исходе одного из августовских дней 1941 года в районе города Ушаки было обнаружено около 20 танков. На рассвете бомбардировщики поднялись в воздух. К цели их повёл А.И. Крохалёв. Слева и справа появились разрывы зенитных снарядов. Но ведомые отлично выдерживали строй. Люки девяти бомбардировщиков открылись почти одновременно. Пятьдесят четыре стокилограммовые бомбы разорвались в центре стоянки вражеских танков.

Бомбардировщики уже разворачивались на обратный курс, когда их атаковала большая группа "мессершмиттов". "Миги" вступили с ними в бой. И все же двум "мессерам" удалось прорваться к строю и поджечь один Ар-2. Затем последовала новая атака снизу, и загорелся второй наш самолет.

А.И. Крохалёв резко бросил машину вправо, затем заскользил влево, пытаясь уклониться от вражеского огня. Но фашист цепко висел в хвосте бомбардировщика, повторяя его маневры, и вёл огонь из двадцати миллиметровой пушки. Стрелок-радист отчаянно отстреливался, однако огонь его малокалиберного шкаса не достигал цели. Вдруг он совсем замолчал. Сержант Кулев был мертв. "Мессершмитт" приблизился на двадцать метров и снова открыл огонь.

А.И. Крохалёв ловко уклонялся от огненных трасс, хотя маневрировал он по интуиции, а не по командам стрелка-радиста. Вдруг А.И. Крохалёв почувствовал запах гари. Из правого мотора повалил дым, затем загорелось крыло. Языки огня быстро побежали вдоль фюзеляжа к хвостовому оперению. Самолёт резко пошел вверх. Машина не слушалась рулей. Неуправляемый самолёт стал опускать нос и валиться на левое крыло.

Лётчик встал на сиденье, перевалился через борт, оттолкнулся ногой, заскользил по плоскости крыла и, выждав несколько секунд, дернул вытяжную скобу. Парашют раскрылся. Сверху на парашютиста пикировал "мессер". А.И. Крохалёв схватил стропы и подтянул к себе. "Мессер" проскочил. При помощи советских людей лётчик добрался до своего аэродрома.

В конце сентября 1941 года 73-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, понесший большие потери, был отправлен на переформирование и перевооружение пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Только в июне 1942 года, освоив программу переучивания и пополнившись, полк возвратился на Ленинградский фронт.

Полк А.И. Крохалёва обладал прекрасными пикирующими бомбардировщиками, но они не всегда могли использовать свои преимущества. Часто им приходилось действовать не в соответствии с прямым назначением, Вместо того чтобы уничтожать цели с пикирования, они отправлялись на разведку в одиночку. Считалось, что их скорость обеспечивает безопасность, хотя она и не позволяла уйти от истребителей.

Пе-2 часто ходили по маршруту вдоль Финского залива или вокруг Ладожского озера. И в том и в другом случае фашисты старались перехватить их на обратном пути. Два истребителя, зайдя с обеих сторон, могли нанести тяжёлые удары по одиночному Пе-2. Его стрелок-радист имел возможность стрелять только вниз, а штурман только вверх.

При атаке двух самолётов сверху стрелок-радист не мог прийти на помощь штурману и лишь выжидал, когда противник нырнёт под огонь его пулемёта. А штурман, отражая атаку одного, например справа, ничего не мог сделать истребителю, заходящему слева. Однообразные полеты по маршруту позволяли противнику принимать ответные меры.

73-м пикировочно-бомбардировочным авиационным полком полковник А.И. Крохалёв командовал до 20 августа 1942 года.

С 1943 года полковник А.И. Крохалёв служил лётчиком-испытателем. После войны продолжал службу в авиации Военно-морского флота.

С 1957 года полковник А.И. Крохалёв — в запасе. Являлся активным членом общества "Знание" и вёл большую пропагандистскую работу среди населения. Жил в Москве. Умер 1 октября 1994 года. Похоронен в Москве на кладбище "Ракитки" (участок 8).

Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названы микрорайон Крохалёвка и средняя школа в Перми. В 1980 году удостоен звания "Почётный гражданин города Пермь".


Фото Андрея Дучденко.


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Золотые Звёзды Прикамья. 3-е изд. Пермь, 1974