Герой Советского Союза
ВВС: Воздушные разведчики
Иванов Леонид Петрович

Иванов Леонид Петрович

31.08.1921 - 26.09.1970

Герой Советского Союза

Даты указов

27.06.1945

Медаль № 7604

Орден Ленина № 50258

Иванов Леонид Петрович – командир эскадрильи 193-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 31 августа 1921 года в селе Старая Таяба ныне Челно-Вершинского района Самарской области. Русский. В 1939 году окончил 9 классов. Работал на шахте в городе Анжеро-Судженск Кемеровской области. Занимался в аэроклубе.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1942 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Командир эскадрильи 193-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка гвардии капитан Л.П.Иванов к апрелю 1945 года совершил 305 боевых вылетов на Пе-2. Сфотографировал около 11 тысяч квадратных километров площади обороны противника, разбросал 2,8 миллиона листовок, произвёл 11 штурмовок вражеских колонн, участвовал в 14 воздушных боях, сбил 1 самолёт противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Иванову Леониду Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1951 году – Военно-воздушную академию. Летал на реактивных машинах. Служил в должности начальника штаба авиационной дивизии. С 1961 года подполковник Л.П.Иванов – в запасе.

Жил в городе Одесса (Украина). Умер 26 сентября 1970 года. Похоронен на 2-м Христианском кладбище в Одессе.

Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Дополнительные сведения предоставлены сыном Героя Алексеем Ивановым


Из воспоминаний Героя:

Вся сложность и привлекательность работы воздушных разведчиков заключается в свободном полете. Он должен видеть все и оставаться невидимым для других. Особенно большое напряжение и внимание требуется при разведке аэродромной сети противника. Аэродромы всегда сильно прикрыты зенитной артиллерией и истребительной авиацией противника, следовательно, всегда возможна встреча с ними.

Вот один из боевых эпизодов при разведке Пенджеювского аэродрома осенью 1944 года.

Линия фронта в этот период проходила по реке Висла. Противник особенно сильно укрепился в районе Сандомирского плацдарма, находящегося на западном берегу реки Висла. В 40-50 км от линии фронта, в районе станции Пенджеюв, находились четыре аэродрома противника. В течение нескольких дней из-за тумана и дождей я не мог вести воздушную разведку. Но вот наступило улучшение погоды. Облачность доходила до 800-2500 метров, местами с разрывами. Иногда шли переходящие дожди. Скрытое появление над аэродромом с большим числом постов ВНОС было невозможно.

Только дерзкий и внезапный налет мог привести желаемые результаты разведки. Экипаж, получив задание на разведку, приступил к изучению района цели. Для успешного выполнения задания мы решили использовать облачность. Боевой опыт экипажа, имевшего на своем счету свыше двухсот вылетов на разведку, давал уверенность, что и этот очередной полет будет иметь желаемый результат.

Трудно дать летчику-разведчику рецепт на каждый случай. Все зависит от боевой обстановки и от того, как экипаж сумеет использовать эту обстановку.

Мы — в воздухе. В разрывах облаков видны проталины снега. Настороженность схватывает меня при входе в облака перед линией фронта. Перейти ее нужно так, чтобы не показать противнику своего курса. Вместо станции Пенджеюв держим курс на город Кельцы, расположенный в 40 км севернее Пенджеюва. Высота 2000 метров. Изредка выходим из облаков и снова прячемся в них.

Не доходя до города Кельцы, развернулись на юг и по кругу диаметром 40-50 км обошли Пенджеюв и вышли с восточной стороны. По наземным ориентирам — населенным пунктам — взяли курс. Выходим через восточный аэродром на станцию. Пройдя некоторое время в облаках, по сигналу штурмана начал снижаться, увеличивая скорость до 500-550 км/час.

Резкий переход от слепого полета к нормальному, да еще на повышенной скорости, весьма ощущается летчиком. Выравнивая самолет, я мгновенно охватил взглядом лежащую впереди панораму земли.

Расчет штурмана был сделан верно: впереди аэродром со станцией Пенджеюв. Истребителей в воздухе не видно. Мы над целью. Штурман гвардии капитан Большаков А. включил аэрофотоаппарат. Лежащий под нами аэродром сфотографирован. Едва успели выстрелить зенитки слева и сзади, с аэродрома поднялись истребители, но они уже опоздали. Маленьким отворотом вправо уходим от зенитных разрывов и берем курс на железнодорожную станцию. Еще несколько минут — и наш самолет, как бы издеваясь над приближающимися истребителями противника, вошел в пустую облачность.

Но впереди еще два аэродрома. По данным воздушной разведки мы заключили, что эти аэродромы прикрыты сильной зенитной артиллерией, вместе с тем могут появиться в воздухе и истребители, поднятые постами ВНОС.

3-4 минуты мы прошли в облаках, затем, уклоняясь вправо, вышли из них, зная, что в этом районе военных объектов нет, следовательно, противодействия быть не может. Преследовавшие истребители не смогли найти нас, так как мы уже были на расстоянии 25-30 км от цели.

Уточнив ориентировку, берем курс строго на запад от станции Пенджеюв. Все внимание воздуху. Подходим левее аэродрома. За 1,5 км убедились, что в воздухе над аэродромом самолетов противника нет. Делаем резкий разворот и на большой скорости выходим на аэродром. Мигает контрольная лампочка аэрофотоаппарата на командном приборе, и счетчик отмечает число снимков. «Влево!» — слышится резкая команда стрелка-радиста старшины Миронова. В слетанном экипаже члены его по договоренности на земле сразу подают команду летчику, так как раздумывать некогда и лишнее слово может погубить экипаж. Резким разворотом влево мы снова выходим на прежний курс. Справа разрывы снарядов вражеской зенитной артиллерии. Но задание выполнено. Еще два-три раза меняем курс с набором высоты и снова попадаем в облака.

Впереди еще один аэродром, в 20 км юго-западнее Пенджеюва. Заходим на него с запада. Обойдя его с левой стороны, мы можем просмотреть воздух над ним. Идем ниже облаков на 80-100 метров на большой скорости. Запас скорости дает возможность быстро уйти в облака. Перед доворотом на аэродром штурман указал на две приближающиеся точки справа и сзади. Быстро оцениваем обстановку. Чтобы приблизиться к нам на расстояние действительного огня, им нужно не больше одной минуты времени. Этого времени штурману было достаточно, чтобы вглядеться в знакомые очертания аэродрома, расположение самолетов и их количество. У старого штурмана-разведчика глаз наметанный, с точностью до 3-4 самолетов он всегда определяет количество их на любом аэродроме. Это в дальнейшем подтвердили фотоснимки. Взгляд на аэродром, маленькое движение штурвала на себя — и мы уходим в облака у самого носа противника.

Теперь уже ничто не помешает в этой необъятной толще облаков довести ценные сведения и фотоснимки до своего аэродрома.

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005