Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Козловский Игнатий Игнатьевич

 
Козловский Игнатий Игнатьевич
15.02.1917 - 09.06.1962
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8883

    Памятники
  Надгробный памятник


Козловский Игнатий Игнатьевич - штурман 996-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, капитан.

Родился 15 февраля 1917 года в деревне Большие Пруссы Копыльского района Минской области в крестьянской семье. Белорус Член КПСС с 1940 года. В 1935 году окончил девять классов.

В 1936 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военно-авиационное училище лётчиков. В боях Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. В 1943 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава.

Штурман 996-го штурмового авиационного полка капитан И.И. Козловский к 9 мая 1945 года совершил 120 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, из них 48 в тыл врага по доставке боеприпасов советским войскам, окруженным под Вязьмой, и вывозу раненых из окружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм капитану Игнатию Игнатьевичу Козловскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8883).

В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. С 1960 года полковник И.И. Козловский — в запасе. Жил в Минске. Скончался 9 июня 1962 года. Похоронен на Восточном кладбище города Минска.

Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, медалями.

Бюст Героя установлен на его родине.

Из воспоминаний Героя:

В первой половине апреля 1945 года мне было приказано: группой самолетов в 16 Ил-2 под непосредственным прикрытием 6 Ла-7 бомбардировать и штурмовать скопление техники противника в районе, расположенном северо-восточнее города Моравска-Острава. Штабом части было дано точное расположение цели и ее примерные средства ПВО. Кроме этих данных, из предыдущих вылетов я знал, что все районы сосредоточения техники противника хорошо прикрываются средствами ПВО и что аэродром, на котором находилось до 50 истребителей противника, отстоял всего лишь 20 км от данной мне цели.

Поэтому, предчувствуя серьезность обстановки, с разрешения командира части я сам подобрал себе необходимый летный состав и провел с ним тщательную предполетную подготовку, обратив особое внимание на некоторые варианты воздушного боя на случай встречи с истребителями противника.

Перед вылетом я встретился с ведущим группы истребителей и сообщил ему, каким будет строй на маршруте при полете к цели и обратно, боевой порядок при атаке цели, сбор группы после атаки, порядок радиосвязи. Одновременно договорились о взаимодействии при отражении атакующих истребителей противника.

Вылетели в установленное время.

Вторая восьмерка, которую вел Герой Советского Союза старший лейтенант Зайцев, шла с незначительным превышением так же, как и первая, в кильватерном строю. Истребители прикрытия шли парами по обе стороны строя штурмовиков. При подходе к цели четверки в восьмерках подтянулись и стали в общий строй.

Цель, по которой надо было нанести удар, была тщательно замаскирована. Это были танки и автомашины с артиллерией, отстоящие от переднего края в 8-10 км, по всей вероятности, для нанесения контрудара по нашим наступающим частям.

Не доходя до переднего края 20-25 км, я связался с наземной радиостанцией командира, которая известила меня, что в воздухе спокойно, и одновременно уточнила линию боевого соприкосновения и цель.

Хоть противник был тщательно замаскирован, мне частично удалось обнаружить его при подходе к цели.

Чтобы уточнить и выбрать точки прицеливания, мы сначала произвели холостой заход попарно с доворотом влево на 25-30 градусов (высота подхода была 950 метров).

После того как цель была обнаружена, был произведен второй заход с «круга» по одному самолету с дистанцией между самолетами 200-250 метров.

На третьем заходе командир авиасоединения, генерал-майор авиации Котельников, предупредил меня с наземной радиостанции, что в воздухе появилось около 25 истребителей противника. Почти одновременно с этим заметил их и я: они уже шли четверками на сближение.

Я передал команду: «Стать в оборонительный "круг"!»

Группа в 16 Ил-2 разбилась на две группы, и каждая восьмерка стала в отдельный оборонительный «круг». Группа старшего лейтенанта Зайцева стала в «круг» над моей группой, который был на высоте 250-300 метров, а «круг» группы Зайцева на 100 метров выше меня и в обратном направлении (правый «круг»).

Истребители противника, видя свой численный перевес, производили хотя и беспорядочные, но частые атаки, которые успешно отбивались согласованным огнем штурмовиков и истребителей прикрытия.

Истребители прикрытия отдельно от штурмовиков в бой не вступали, а находились со штурмовиками на внешнем круге и отбивали заходящих для атаки истребителей противника. Я пытался вытянуть «круг» на свою территорию, но, ввиду того, что штурмовикам часто приходилось отбивать атаки истребителей противника, «круг» разрывался. Я начал уменьшать высоту полета до 75-100 метров и на этой высоте подал команду «стать в пеленг». По этой команде я сделал правый доворот и, когда группа с левого «круга» стала в правый «пеленг», немедленно перевел всех на бреющий полет по направлению к своей территории. То же повторила группа Зайцева, только ей с правого «круга» пришлось стать в левый «пеленг». Таким образом, выполнив задачу, под прикрытием своих истребителей мы вышли из боя без потерь, сбив два ФВ-190 и один Ме-109.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005