Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Кумсков Виктор Александрович

 
Кумсков Виктор Александрович
16.04.1921 - 28.11.2001
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 15.05.1946 Медаль № 9048

    Памятники
  Надгробный памятник


Кумсков Виктор Александрович - командир звена 90-го гвардейского штурмового авиационного полка 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант.

Родился 16 апреля 1921 года на хуторе Дуплятский Новониколаевского района Волгоградской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1944 года. В 1940 году окончил рабфак и аэроклуб в Борисоглебске.

В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года.

К концу сентября 1944 года совершил 115 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и боевой техники противника и нанес ему большой урон. Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 147 боевых вылетов на Ил-2.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Кумскову Виктору Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 9048).

В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, адъюнктуру, защитил диссертацию, был начальником одной из кафедр академии, профессор. С 1981 года генерал-майор авиации В.А. Кумсков — в запасе. Продолжал преподавать в академии. Жил в городе Монино Московской области. Скончался 28 ноября 2001 года. Похоронен в Монино на Гарнизонном кладбище.

Награжден орденом Ленина (15.05.46), тремя орденами Красного Знамени (11.09.43; 20.10.43; 13.06.45), орденом Александра Невского (31.12.44), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (30.12.43; 11.03.85), орденом Отечественной войны 2-й степени (04.08.44), двумя орденами Красной Звезды (30.12.56; 08.01.80), орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени (30.04.75), медалями.

Из воспоминаний Героя:

В последних числах апреля 1945 года 2-й Украинский фронт успешно вел наступление в Чехословакии. Немецкие войска отступали по всему фронту.

Только на участке Брно — Вышков враг все еще упорно сопротивлялся.

Частям штурмовой дивизии была поставлена задача: уничтожить живую силу и технику противника на участке Брно — Вышков. Управлять действиями штурмовиков должен был командир корпуса с КП наземных войск.

Командир полка поставил задачу: группе самолетов в составе 6 Ил-2 под прикрытием 4 Як-9 подавить живую силу противника в населенном пункте и станции Лулец.

Истребители сопровождения базировались на одном с нами аэродроме. Мы имели большой опыт совместных действий.

Командир эскадрильи назначил меня своим заместителем в группе. Каждому летчику было указано место в строю и его обязанности. Замыкающему летчику, опытному фотосхемщику, командир приказал сфотографировать результат боевых действий группы. После взлета и построения в боевой порядок правый «пеленг» мы легли на курс.

Мы с ведущим проверили связь между собой и с остальным экипажем. При подходе к КПП ведущий не мог установить с ним связь и дал команду связаться мне. Я установил связь и получил приказание идти на свою цель, которое передал ведущему. Он понял, Подходя к пункту Лулец, командир эскадрильи принял решение атаковать этот пункт, где находилось до 6-8 автомашин. Цель, конечно, бедная. Но, как только он перешел в планирование на цель, я заметил на станции Лулец эшелон с крытыми вагонами. Паровоз был под парами, медлить было нельзя, он мог уйти. Я передал ведущему об обнаруженной цели, а сам стал доворачивать на эшелон.

Ведущий приказал атаковать эшелон. Я находился в очень выгодном положении для атаки и немедленно перешел в планирование с высоты 900 метров, за мной последовали остальные самолеты.

Планируя с углом 30 градусов, мы вели пулеметно-пушечный огонь по эшелону, а бомбометание производили на выводе из планирования с высоты 250-300 метров. Я и другие экипажи первый заход произвели удачно. Основная масса бомб попала в эшелон, остальная часть — в станционные постройки. Начали рваться боеприпасы. Мы сделали еще три захода из боевого порядка «круг». Пушечным огнем был взорван паровоз, который, бросив эшелон, хотел уйти. Истребители прикрывали нас двумя парами, патрулируя с обратным кругом. Противодействия с земли не было оказано, а истребители противника были связаны боем в соседнем районе. Замыкающий летчик сфотографировал результаты нашего удара. Мы собрались в прежний боевой порядок и легли на обратный курс. Пролетая КПП, я передал о принятом решении и о результатах атаки. Командир корпуса одобрил мое решение и приказал идти на свой аэродром. Фотоснимок подтвердил результаты. Группа без потерь вернулась на свой аэродром.

Благодаря разумно проявленной инициативе ведущего и использованию всех возможностей радиосвязи группа уничтожила более важную по своему значению цель — взорвал эшелон с боеприпасами.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005