Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Храмов Николай Иванович

 
Храмов Николай Иванович
17.10.1913 - 18.10.1950
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 23.02.1948 Медаль № 8312

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аннотационная доска в Харькове
  Аллея Героев в Чугуеве


Храмов Николай Иванович – старший лётчик-инструктор Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии, подполковник.

Родился 17 октября 1913 года в городе Харькове в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б) с 1932 года. Многие годы жил в Москве. По окончании школы ФЗУ работал фрезеровщиком на Московском электромеханическом заводе.

В Красной Армии с 1933 года. В 1934 году окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.

Боевую деятельность Храмов начал как лётчик-истребитель, командир звена в авиационном полку, защищавшем небо Москвы. Вскоре был уже командиром эскадрильи. Немало самолётов Люфтваффе вогнали в мёрзлую землю Подмосковья лётчики эскадрильи, которой командовал капитан Н.И.Храмов.

6 ноября 1941 года на аэродром поступил сигнал с поста воздушного наблюдения о появлении вражеского самолёта, шедшего на большой высоте. Храмов и его ведомый быстро взлетели, чтобы перехватить неприятеля. Пробившись сквозь облачность, Храмов увидел «Юнкерс» и сразу же устремился к нему. Первой очередью был поражён воздушный стрелок, защищавший «Юнкерс» с задней полусферы. Подбитый бомбардировщик всё же сумел нырнуть в облака, однако Храмов настиг его и метким огнём добил. Немецкие лётчики выбросились из горящего «Юнкерса» и с парашютами спустились на заснеженное поле Подмосковья. Здесь их пленили наши пехотинцы. Командир экипажа «Юнкерса» на допросе дал важные сведения. Был он опытным пилотом, бомбил Варшаву, укрепления линии Мажино, французские и бельгийские города. Его часть, как и некоторые другие, перебросили на московское направление из Голландии. Немец назвал ряд аэродромов базирования этих частей.

Защищая небо Москвы, Храмов совершил более 100 боевых вылетов. Он не раз водил в бой своё подразделение, воспитывал молодых лётчиков, передавая им свой боевой опыт.

В 1942 году Храмов сражался на Воронежском фронте, командуя истребительным полком. В воздушных боях сбил 13 самолётов противника.

В разгар боёв 1942 года майора Храмова вызвали в Москву в штаб ВВС. Ему предложили новую должность - лётчика-инспектора. Предстояло работать в войсках, анализировать организацию и проведение полётов, уровень боевой выучки, проводить показательные занятия, улучшать организацию боевых полётов, учений, разбор боевых действий групп, бывать в глубоком тылу, на испытательных аэродромах. Там предстояло испытывать самолёты новых типов, давать по ним заключения, рекомендации.

Вскоре Храмов вместе с другими лётчиками-инспекторами вылетел на фронт в корпус генерала А.С.Благовещенского, где были проблемы с самолётами Ла-5. Инспекторы выяснили, что причина недостатков – в неграмотности действий технического и лётного состава полков. Храмов практически решил продемонстрировать преимущества самолёта, лично поведя звено в бой.

К аэродрому приближалась группа «Юнкерсов». Храмов одной паре истребителей дал команду набрать высоту, сковать боем «Мессеров», а сам с ведомым атаковал ведущий «Юнкерс». Атаковал на встречно-пересекающихся курсах и с короткой дистанции дал по врагу пулемётно-пушечную очередь. «Юнкерс» свалился на крыло, пошёл к земле. Пара Храмова повторила атаку с задней полусферы, и ещё один бомбардировщик пылающим факелом понёсся к земле. Оставшиеся «Юнкерсы», сбросив беспорядочно бомбы, поспешили убраться восвояси. Ни единой вражеской бомбы не взорвалось на нашем аэродроме, который надёжно прикрыло звено Храмова. Потом, на земле, он сделал разбор боевого вылета, похвалив лётные качества Ла-5.

Осенью 1942 года Храмова в группе наших лётчиков и инженеров направили в Архангельск принимать американские самолёты «Аэрокобра». Храмов посидел в одном из самолётов, почитал документацию и попросил разрешение на его облёт. Ему разрешили. Храмов взлетел, сделал «коробочку» над аэродромом, набрал высоту, спикировал, а затем безукоризненно «выписал» в небе такие фигуры высшего пилотажа, на которые не решались американские лётчики.

После этого Храмова направили в специальный тренировочный полк ознакомиться со всеми основными типами истребителей - отечественных и иностранных. Там Храмов провёл несколько показательных воздушных боёв на «Мессершмитте» против «Яка», продемонстрировав сильные и слабые стороны немецкой машины.

Побывали лётчики-инспекторы и в ряде лётных училищ. Там выявили серьёзные недостатки в обучении курсантов и многое сделали для того, чтобы выпускники училищ выглядели в бою умелыми воинами.

Летом 1943 года во время одной из командировок на фронт, Храмов сбил ещё один самолёт противника. Там же в показательном полёте (его восприняли как штабиста, а не как боевого лётчика) Храмов стремительно выполнил на повышенной скорости серию фигур высшего пилотажа: горки, бочки, петли, вызвав искреннее восхищение лётчиков и техников, наблюдавших с земли за полётом. Авторитет инспектора стал непререкаемым, а его рекомендации и советы принимались немедленно к исполнению.

К концу войны старший лётчик-инспектор Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии подполковник Н.И.Храмов совершил 327 боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 4 самолёта противника.

В 1945 году майору Храмову предложили ещё раз перейти на новую работу - начальником отдела Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Наша авиация вышла в своём развитии на порог новой эры - реактивных самолётов, и боевой лётчик Храмов стал в число первых её разведчиков. С присущей ему энергией он целиком отдался освоению новой техники, тщательно изучал возможности новых самолётов и овладевал искусством управления ими в самой различной воздушной обстановке. Как и раньше, он не только учился сам, но достигнутое и познанное щедро передавал другим, ясно сознавая, что будущей реактивной авиации потребуются не единицы, а тысячи крылатых специалистов.

На воздушном параде в августе 1947 года советские лётчики в составе звена впервые в истории реактивной авиации продемонстрировали высший групповой пилотаж на реактивных самолётах. Звено вёл полковник Храмов. В прессе этот полёт называли триумфом советской авиации.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при освоении реактивной техники подполковнику Храмову Николаю Ивановичу присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8312).

Упорная работа по освоению новой техники продолжалась. Усложнялись задачи, возникали неизведанные проблемы. Но вот на очередном воздушном параде, в 1948 году, изумила всех пятёрка реактивных истребителей. В составе её был кавалер Золотой Звезды полковник Николай Иванович Храмов, боевой лётчик минувшей войны, первопроходец эры реактивной авиации...

Военный летчик 1-го класса полковник Н.И.Храмов погиб 18 октября 1950 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 4). В Харькове его именем названы улица и школа, установлена мемориальная доска.

Награждён 3 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Биография предоставлена Валерием Воробьевым (1964-2013)

    Источники
 Герои огненных лет. Книга 8. М.: Московский рабочий, 1985
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.