Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Титов Иван Антонович

 
Титов Иван Антонович
19.01.1918 - 09.04.1995
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 18.08.1945 Медаль № 8779


Титов Иван Антонович - командир эскадрильи 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 11-я гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й воздушной армии, гвардии майор.

Родился 19 января 1918 года в селе Защитное Щигровского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил два курса медицинского техникума в городе Курск.

В 1936 года призван в ряды Красной Армии. В 1937 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Титов к концу февраля 1945 года совершил 259 боевых вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии майору Ивану Антоновичу Титову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8779).

В 1949 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу командиров частей ДА. С 1954 года подполковник И.А.Титов — в запасе. Работал в объединении "Укрэлектроремонт". Жил в городе Харьков. Умер 9 апреля 1995 года.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Из воспоминаний Героя:

В Великой Отечественной войне противник прикрывал важные стратегические узлы от налетов ночной авиации сильной ЗА, ночными истребителями, прожекторами, взаимодействовавшими между собой.

Прожекторы, поймав в свои лучи самолет, дают возможность ЗА вести прицельный огонь, а патрулирующему истребителю — быстро обнаружить самолет.

Экипаж бомбардировщика чаще всего попадает и лучи прожекторов на боевом курсе, когда прекращается противозенитный маневр.

Попадая в лучи прожекторов, экипаж должен отдать максимум внимания наблюдению за воздухом, после бомбометания — возможно быстрее выйти из них.

За время Отечественной войны мне неоднократно приходилось попадать в лучи прожекторов. Действия в лучах во многом зависят от скорости и маневренности самолета и от умения правильно выходить из них.

Так, 4 июня 1942 года, выполняя задание по бомбометанию железнодорожного узла Брянск на самолете ТБ-3, на боевом курсе я был взят перекрытием 18 прожекторов. Вследствие малой скорости и плохой маневренности самолета я долгое время не мог выйти из лучей, в результате чего ЗА имела возможность вести прицельный огонь. Самолет был сильно поврежден.

Впоследствии, летая на самолете Ил-4, я неоднократно попадал в лучи прожекторов, но быстро выходил из них.

Выполняя задание по освещению цели города Будапешт, где в системе ПВО было более 60 прожекторов, мой самолет был взят в перекрытие лучей на боевом курсе. В лучах прожекторов я находился до момента сбрасывания бомб, после чего резко перевел самолет на снижение и резким переходом в набор высоты с отворотом на 12-200 градусов от курса вышел из лучей.

Из-за резкого и неожиданного изменения профиля полета самолета прожекторы не успевали сопровождать цель лучами и теряли ее.

Довольно часто мной применялся скрытый подход к цели за счет потери избытка высоты на задросселированных моторах. В большинстве случаев я получил положительный результат. Прожекторы начинали поиск тогда, когда я уже находился на выходе из зоны их действия.

При наличии облачности я смело шел под кромкой облаков, так как в случае попадания в лучи прожекторов достаточно было небольшого движения штурвала на себя, чтобы скрыться в облаках. Кроме того, истребители противника не могли ходить выше меня, так как сразу обнаруживали себя на белом фоне облаков.

При полетах ночью на воздушных стрелках лежит полная ответственность за наблюдение, особенно на боевом курсе, так как штурман занят боковой наводкой и прицеливанием, а летчик — техникой пилотирования в лучах, отнимающей все внимание.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005