Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Химич Фёдор Васильевич

 
Химич Фёдор Васильевич
22.04.1917 - 20.03.2009
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 26.10.1944 Медаль № 4507

    Памятники
  Надгробный памятник
  Аллея Героев в Мелитополе


Химич Фёдор Васильевич – помощник командира 282-й истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе 6-го смешанного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, майор.

Родился 22 апреля 1917 года в селе Нижняя Дмитровка Вторая Ивановского района Херсонской области в крестьянской семье. Русский. Окончил семь классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на заводе в Мелитополе.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

Помощник командира 282-й истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе майор Ф.В. Химич к августу 1944 года совершил 535 боевых вылетов; в воздушных боях лично сбил 13 и в паре 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками майору Фёдору Васильевичу Химичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1962 года полковник Ф.В.Химич — в запасе. Жил в городе Подольск Московской области, затем переехал в город Минск. Работал инженером по технике безопасности в Минском филиале НИИТЭхим. Умер 20 марта 2009 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, орденом "За службу Родине" 3-й степени (Республика Беларусь, 15.04.1999), медалями.

Из воспоминаний Героя:

Непосредственное сопровождение бомбардировщиков для летчика-истребителя является трудной задачей, так как он связан, прикован к группе бомбардировщиков, за целостность которой несет полную ответственность.

Надежно прикрыть бомбардировщиков так просто нельзя, надо все время следить за противником, изучать его тактику, его приемы.

Только хорошо слетанная группа, в которой дисциплина стоит на высоком уровне, может быть надежным прикрытием бомбардировщиков.

В систему своей повседневной боевой подготовки я ввел проигрывание воздушного боя перед вылетом на задание и по возвращении из него, а также в часы, свободные от боевых вылетов.

Каждый летчик, кроме своей боевой машины, имел макет самолета. Строился боевой порядок сопровождения. Каждый макет имел соответственное место в строю. Начинался проигрыш.

Задавался, например, такой вопрос ведущему левой пары непосредственного прикрытия:

«Слева, сзади вас, на одной высоте, на дистанции 400 метров, подходят к бомбардировщикам два ФВ-190. Ваше решение?»

«Резкий разворот парой с небольшим набором высоты в сторону противника. Достигая превышения над противником, не отрываемся от сопровождаемых бомбардировщиков».

Отвечая на поставленный вопрос, командир пары эволюциями своего самолета показывал один из возможных вариантов действия.

Тот же вопрос ставился другим летчикам.

Предлагались другие варианты отражения атаки пары ФВ-190. Задавались еще многие вопросы, касающиеся действия пар групп непосредственного прикрытия, ударной и свободного боя.

Во всех проигрышах особое внимание обращалось на слетанность пары. И какие бы варианты боя ни прорабатывались, прежде всего отшлифовывался маневр пары как боевой единицы. Когда ведущий решал задачу, ведомый вслед за ним эволюциями макета машины показывал, как будет действовать он.

Затем я давал оценку и точные указания по каждому варианту поведения летчика в воздушном бою.

Не может быть шаблона в ведении воздушного боя, но, проработав заранее возможные варианты, каждый из летчиков быстрее принимал решение в полете.

Во время боевой работы противник неоднократно менял свою тактику, мы соответственно меняли строй и боевые порядки. Так, например, установив, что на больших высотах было меньше самолетов противника, мы проигрывали два варианта сопровождения бомбардировщиков — отдельно на больших и отдельно на малых высотах с учетом поведения самолета на разной высоте и т. д.

Приведу несколько примеров атак немецких истребителей по бомбардировщикам и контратак наших истребителей прикрытия при их отражении.

Ложная атака пар ФВ-190 в лоб смешанной группы с быстрым заходом в хвост бомбардировщикам.

Два ФВ-190 производят ложную атаку в лоб левофланговому звену бомбардировщиков.

Не доходя 300-400 метров, отворачивают на 15-20 градусов, проходят с превышением по внешней стороне от истребителей прикрытия, как бы заходя последним в хвост, рассчитывая, что истребители прикрытия пойдут за ними на вираж, а они, воспользуясь своим преимуществом в высоте, смогут оторваться и беспрепятственно атаковать бомбардировщиков.

Но эта хитрость противника была нами разгадана.

Ведущий пары истребителей прикрытия охотно шел в вираж, заходил в хвост ведомому противника и держал его все время под огнем.

Ведомый пары прикрытия делал полувираж, потом быстро переводил машину в обратный вираж, вследствие чего оказывался сзади самолета ведущего противника и легко его уничтожал.

15.02.1944 года в районе Калинковичи на высоте 1500 м при сопровождении на бомбометание 9 бомбардировщиков Пе-2 6 Як-1 мы были атакованы над целью парой ФВ-190. Боевой порядок истребителей прикрытия состоял из четверки Як-1 непосредственного прикрытия и пары Як-1 ударной группы.

Моя пара находилась в группе непосредственного прикрытия, прикрывая левофланговое звено бомбардировщиков.

ФВ-190 производили атаку в лоб левофланговому звену с превышением 50-100 метров относительно левой пары. Не доходя 300-400 метров, противник стал отворачиваться. На первый взгляд казалось, что он выходил из атаки, но, не доходя 100-150 метров до моей пары, начал заходить в вираж в мою сторону. Я пошел в вираж, быстро заходя в хвост ведомому противника. Своему ведомому лейтенанту Клюеву приказал за мной не идти, а сделать небольшой отворот и следить за бомбардировщиками. Я видел, что противник готовит нам какую-то ловушку. Ведущий ФВ-190 сделал разворот на 180 градусов и пошел в атаку на бомбардировщиков, не замечая старшего лейтенанта Клюева. Клюев немного довернулся и под ракурсом 2/4 заградительным огнем «прошил» ведущего ФВ-190, который с дымом ушел вниз.

Ведомый ФВ-190 не смог защитить своего ведущего, попав под сильный огонь моего самолетами вынужден был спасаться штопором.

Скоростная атака по бомбардировщикам пары ФВ-190 сверху-сзади.

Немецкие «охотники» ФВ-190 и Ме-109 чаще всего атаковали наших бомбардировщиков сверху-сзади на повышенной скорости.

Прежде чем атаковать смешанную группу, немецкие «охотники» занимали выгодное для себя исходное положение сзади группы на 200-300 метров, с превышением в 700-800 метров. При таком положении пикирование в начале атаки по отношению атакуемой группы производилось под углом не менее 50 градусов, по мере приближения к цели во второй половине атаки этот угол уменьшался до горизонтального полета, причем скорость атакующего самолета позволяла быстро произвести сближение с целью.

Ввиду возможности такой атаки боевой порядок наших истребителей прикрытия состоял: из группы непосредственного прикрытия с задачей прикрыть левый и правый фланги, группы бомбардировщиков и ударной группы, которая имела превышение над бомбардировщиками 400-500 метров, находясь на 300-400 метров сзади.

Ударная группа все время маневрировала с большим запасом скорости, чтобы в любой момент подхватить пикирующего, атакующего противника.

Такая атака немецких «охотников» была произведена 20.10.1943 года в районе города Лось на высоте 2000 метров по нашей смешанной группе, состоявшей из 9 бомбардировщиков Б-3 и истребителей прикрытия Як-1.

Боевой порядок истребителей прикрытия состоял из двух пар: моей пары, которая находилась непосредственно у бомбардировщиков с превышением над нами 100-200 метров и сзади на 150-200 метров, и пары лейтенанта Поганышева, которая имела превышение над бомбардировщиками 400-500 метров, сзади на 200-300 метров. Маневрируя по горизонтам, пара лейтенанта Поганышева имела повышенную скорость 450-500 км/час, тогда как смешанная группа шла со скоростью 300-320 км/час.

При отходе от цели флагманский стрелок-радист бомбардировщиков сообщил: «Выше нас сзади со стороны солнца идут два ФВ-190».

Я предупредил лейтенанта Поганышева о появлении пары ФВ-190 и о том, что он должен усилить наблюдение в сторону солнца, ходить на повышенной скорости и находиться в стороне, противоположной солнцу.

Долго ждать не пришлось, противник начал атаку, пикируя под углом 50 градусов на нашу смешанную группу. Пара лейтенанта Поганышева перешла в пикирование параллельно противнику. Так как скорость пикирования самолетов противника была больше, то они ходили вперед, вследствие чего уменьшался ракурс между ведущим самолетом противника и самолетом лейтенанта Поганышева. Лейтенант Поганышев прицельным огнем, почти в упор, зажег ведущего ФВ-190, который сразу взорвался. Ведомый лейтенанта Поганышева младший лейтенант Кметь атаковал ведомого противника, который переворотом вышел из боя.

Применение противником вертикального замкнутого круга.

Встречая прикрытие бомбардировщиков, немцы всеми путями старались расстроить боевые порядки наших смешанных групп. Одним из приемов противника была атака с применением вертикального замкнутого круга.

Боевой порядок истребителей прикрытия состоял: из группы непосредственного прикрытия с задачей отсекать прорвавшихся к бомбардировщикам истребителей противника; из ударной группы с задачей атаковать противника при выходе из атаки; из группы свободного боя с задачей связать противника и верхней полусфере.

При четком управлении истребителями прикрытия и хорошем огневом взаимодействии со стрелками бомбардировщиков противник успеха не имел и нес большие потери.

Такой бой был проведен моей группой, состоявшей из 11 самолетов Як-1, против 16 ФВ-190 7 июля 1943 года под Орлом при сопровождении 18 бомбардировщиков Б-3, получивших задание бомбардировать железнодорожные эшелоны из станции Змеевка.

Боевой порядок смешанной группы — две девятки бомбардировщиков в колонне на дистанции 300-400 метров. Четыре Як-1 составляли группу истребителей непосредственного прикрытия с превышением над бомбардировщиками в 100-200 метров, сзади на 100-150 метров. Так как истребители непосредственной группы имели немного увеличенную скорость — 330-340 км/час, то, чтобы сохранить установленный боевой порядок, им приходилось периодически переходить с одной стороны бомбардировщиков на другую, меняясь внутри своей группы местами.

3 Як-1 составляли ударную группу, которая находилась по отношению к бомбардировщикам с превышением в 500-600 метров, сзади на 200-250 метров. При уходе от цели и повторном заходе на цель, когда бомбардировщики были в развороте, ударная группа находилась с внутренней стороны, изредка выходя на внешнюю сторону с целью сохранения увеличенной скорости.

4 Як-1 составляли группу свободного боя, находясь над бомбардировщиками на 700-800 метров со скоростью, увеличенной до 380-400 км/час. Группа свободного боя находилась на солнечной стороне, маневрируя по горизонтали и вертикали.

При первом заходе на цель (высоте 400 метров, скорость 200 км/час) смешанная группа была обстреляна сильным крупнокалиберным зенитным огнем. При уходе от цели во время разворота смешанную группу атаковали немецкие истребители ФВ-190. Два ФВ-190 атаковали бомбардировщиков снизу, но были отсечены истребителями непосредственного прикрытия. Четыре ФВ-190 атаковали истребителей ударной группы. После короткой схватки на виражах один из ведомых ФВ-190 был подожжен, остальные вышли из боя.

После второго захода смешанная группа была атакована 16 ФВ-190, которые один за другим пикировали под углом 40-50 градусов на группу бомбардировщиков, а выход из атаки производили боевым разворотом. Только первым двум-трем самолетам противника удалось прорваться к цели, остальные не были допущены к бомбардировщикам. Замкнутое кольцо истребителей противника было расстроено. ФВ-190 повсюду встречали препятствия со стороны наших истребителей. Только при выходе из атаки боевым разворотом 3 самолета были сбиты истребителями ударной группы. Один ФВ-190 был сбит группой свободного воздушного боя. В конце боя немцам пришлось выходить из боя поодиночке, отрываясь от наших самолетов переворотом или штопором.

Благодаря правильному распределению сил и удачному построению боевого порядка истребители прикрытия сумели сорвать замысел врага и одержать победу над противником, сбив 5 ФВ-190.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005