Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Webalta

Егоров Алексей Александрович

 
Егоров Алексей Александрович
28.05.1918 - 25.09.1951
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 27.06.1945 Медаль № 6558

    Памятники
  Надгробный памятник


Егоров Алексей Александрович - штурман 212-го гвардейского истребительного авиационного полка 22-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитан.

Родился 28 мая 1918 года в Москве. Русский. Окончил 8 классов, школу ФЗУ. Работал слесарем на московском автозаводе.

Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.

В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

В августе 1942 года сержант А.А. Егоров совершил свои первые вылеты на "Харрикейне" на Сталинградском направлении. Перевооружившись весной 1943 года на "Яки", он участвовал в сражении на Курской дуге, где одержал 8 побед. Был сбит на взлете "охотниками", покидая машину, ударился об антенну, но у самой земли сумел раскрыть парашют.

В конце июля 1943 года полк вновь был перевооружен — теперь на "Аэрокобры". Лётчик сражался над Днепром, участвовал в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской, Львовско-Сандомирской операциях, воевал над территорией Германии. А.А. Егоров был не только классным воздушным бойцом, но и педагогом, наставником. "Целишься в точку, а смотреть должен за всем небом", — любил говорить он молодым лётчикам.

За войну гвардии капитан А.А. Егоров провел 271 боевой вылет, в 66 воздушных боях лично сбил 24 и в группе 7 самолётов противника. В боях был дважды сбит, ранен, в годы войны падал с прожжённым парашютом, в одиночку принимал бои с группами неприятельских самолётов, штурмовал ощетинившиеся десятками трасс зенитные батареи, капотировал на изрытом воронками аэродроме и совершал посадку при нулевой видимости.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Егорову Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6558).

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию. Подполковник А.А. Егоров командовал истребительным авиационным полком. 25 сентября 1951 года погиб в авиакатастрофе. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище (участок № 58).

Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Из воспоминаний Героя:

26 апреля 1945 года наш полк выполнял боевую задачу по прикрытию переправы в районе Потсдама. В этом районе летный состав редко встречал самолеты противника. Ясная безоблачная погода не позволила разбитой немецкой авиации безнаказанно появляться над полем боя; она выжидала худшие метеоусловия, чтобы подойти к цели незамеченной.

День подходил к концу. С приближением захода солнца погода начала портиться. Появилась редкая дымка, смешанная с гарью, тянувшейся с линии фронта.

Ожидая последний вылет, летный состав оживленно беседовал на командном пункте. Получено разрешение на вылет. Группе в составе 8 самолетов «аэрокобра» была поставлена задача прикрыть переправу в районе Потсдам; вести эту группу было поручено мне.

В состав группы входили летчики эскадрильи гвардии старшего лейтенанта Шаруева. Все летчики имели на своем счету несколько сбитых самолетов противника и десятки проведенных воздушных боев.

Взлетев, группа приняла следующий боевой порядок: ударная группа, которую вёл я, летела по фронту с интервалом 100-130 метров. Прикрывающая группа, которую вёл старший лейтенант Шаруев, шла выше ударной на 300-500 метров и немного правее её.

По мере приближения к цели видимость начала ухудшаться. Самолеты сомкнули строй, чтобы не потерять друг друга.

Принимаю решение набрать большую высоту в надежде, что дымка сверху будет просматриваться. На высоте 1000-1200 метров дымка кончается, а с высоты 1500-1700 метров она хорошо просматривается.

Иду к цели на высоте 1700 метров. Ударная группа идет расчлененным боевым порядком по фронту, внимательно всматриваясь в дымку. Прикрывающая группа идет на 800-1000 метров выше ударной и наблюдает за воздухом.

Перед прикрывающей группой стояла задача обеспечить свободный поиск ударной группе, а при появлении самолетов противника связать истребителей боем.

При подходе к цели на горизонте замечаю небольшую группу самолетов противника, приблизительно на высоте, прикрывающей группу. Судя по малочисленности группы и большой высоте полета, заключаю, что это идет группа истребителей. Раз появились истребители, надо ждать бомбардировщиков.

Заметив, что наша группа идет на сближение, немцы начинают делать полукруг, чтобы подойти к моей четверке сзади и нанести ей удар.

Маневр противника показал мне, что над целью должны появиться бомбардировщики, а в задачу этих истребителей, вероятно, входит отвлечение нашего внимания от цели. Передаю Шаруеву, чтобы он не допускал истребителей к моей группе, а при появлении бомбардировщиков дал мне возможность спокойно драться с ними. В этот момент моя четверка шла развернутым фронтом на северо-запад на высоте 1500-2000 метров. Летчики внимательно всматривались в дымку, но самолетов противника не замечали. Со станции наведения предупредили, что в воздухе самолеты противника, но их не видно. Только что я хотел развернуть четверку на 180 градусов, как впереди и слева увидел 10-12 «Фоккеров» с бомбами, выскочивших из дымки почти в лоб второй моей паре. Медлить было некогда. Приказываю ведущему пары старшему лейтенанту Сопину немедленно атаковать противника. Сопин с маленьким поворотом влево переходит в атаку. Я тем временем занимаю удобное положение для атаки.

Встреча с нами, очевидно, была неожиданной для немцев. Они растерялись, их боевой порядок сменился. Сопин мастерски воспользовался этим замешательством и с первой атаки меткой очередью сбил один ФВ-190, который резко откололся от группы и пошел к земле, оставляя после себя черный хвост дыма. Тем временем я уже имел возможность атаковать. Выбрав себе цель, я пикирую, и через мгновение объятый пламенем ФВ-190, кувыркаясь, начал падать вниз. Видя плохой исход боя, немцы быстро и беспорядочно сбросили бомбы куда попало и, рассыпавшись в разные стороны, покинули поле боя.

Дальнейшее преследование самолетов противника в дымке было нецелесообразно, вывожу группу из дымки и вижу, что группа Шаруева ведет бой с «Мессершмитами». Быстро набираю высоту, чтобы помочь Шаруеву. После нескольких удачно проведенных маневров Шаруеву удалось сбить один «Мессершмит», который, оставляя за собой яркий след пламени, быстро упал на землю. Остальные «Мессершмиты», видя гибель своего самолета, переворотами ушли в дымку.

Бой был успешно закончен. Группа приняла прежний боевой порядок и продолжала прикрывать войска до положенного по графику времени.

Таким образом, не помогла немцам и плохая видимость. Им не удалось отбомбить переправу. Потеряв три самолета, они вынуждены были покинуть поле боя. Моя группа, не потеряв ни одного самолета, вернулась на свой аэродром.

Биография предоставлена Игорем Сердюковым

    Источники
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005