Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Колесник Павел Автономович

 
Колесник Павел Автономович
27.06.1915 - 06.03.1944
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 22.02.1944

    Памятники
  Мемориал в посёлке Лебяжье
  Мемориальная доска в Виннице


Колесник Павел Автономович - лётчик 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии Балтийского флота, гвардии старший лейтенант.

Родился 14 (27) июня 1915 года в селе Степановка ныне Винницкого района Винницкой области (Украина) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1944 года. В 1936 году окончил техникум в городе Винница.

В 1936 году призван в армию, направлен в летное училище. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И.В.Сталина. Проходил службу в авиации Балтийского флота.

Участник Великой отечественной войны с первого дня. До весны 1942 года на гидросамолете МБР-2 совершил более 100 вылетов. Отвага Колесника в боях в районе озера Самро была отмечена благодарностью командующего Северо-Западным направлением Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова. Осенью 1941 года на Волховском фронте Колесник на своем морском тихоходе по четыре-пять раз в день бомбил и штурмовал гитлеровские войска.

В апреле 1942 года лейтенант Колесник был переведен в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк. Имея боевой опыт, быстро освоил самолет-торпедоносец Ил-4. Вскоре участвовал в разгроме эшелонов на железнодорожном узле Гатчина.

Первую победу на море Колесник одержал в крейсерском полете 25 августа 1943 года. Не смотря на плохую видимость обнаружил и удачно атаковал транспорт. Утром 4 сентября после безуспешного поиска в Ботническом заливе он сбросил торпеду по плавучему маяку у финского порта Раума. Однако он не считал это крупным успехом, но получил благодарность от командующего Балтийским флотом: ликвидация плавучего маяка на какое-то время затруднила вражеские морские перевозки, так как с маяка гитлеровцы получали разведданные и другую важную информацию. Днем 4 сентября 1943 года гвардейцы-торпедонсцы потопили семь фашистских транспортов с боевой техникой. Один из них на свой счет записал экипаж Колесника.

Со временем за Колесником в полку утвердилась слава истребителя вражеских судов. Называли его также «факельщиком» - самолет Колесника первым появлялся над целью, сбрасывал осветительные бомбы и обеспечивал прицельный удар однополчан. К середине декабря 1943 года совершил 199 боевых вылетов, потопил 3 транспорта, танкер и плавучий маяк.

Приходилось наносить удары не только по морским целям. На рассвете 14 января войска Ленинградского фронта перешли в решительное наступление на противника. До конца февраля самолеты гвардейского полка наносили ночные удары по железнодорожным узлам Красногвардейск, Луга и Мга, аэродромам Кресты, Сиверская и Красногвардейск.

В ночь на 17 января 1944 года экипаж Колесника как самолет-«факельщик» обеспечивал выполнение боевой задачи полком. Летчики атаковали наземные позиции гитлеровцев в опорном укрепленном пункте в городе Ропша, одиночные самолеты однополчан с интервалом в три минуты производили точечное бомбометание по целям. Экипажи совершили по три-четыре вылета, а самолет Колесника бессменно дежурил над целью. Прямыми попаданиями были разбиты доты, штаб гитлеровской дивизии, разбросаны орудия. После этой операции отважный летчик был представлен к геройскому званию.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии старшему лейтенанту Колеснику Павлу Автономовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

О высокой награде Колесник узнал возвращаясь из очередного удачного полета: экипаж атаковал гитлеровский транспорт водоизмещением 5000 тонн, прикрываемый пятью сторожевыми кораблями.

Заслуженную награду Герой получить не успел. 6 марта 1944 марта Колесник вылетел на минные постановки и с задания не вернулся. С ним вместе находились штурман лейтенант Григорий Зименко, стрелок-радист старший сержант Михаил Кулемин, воздушный стрелок сержант Борис Моисеев. Никто не знает, что произошло с экипажем. Очевидно, торпедоносец был атакован гитлеровским перехватчиком, чья деятельность в районе города Таллинна была особенно активна.[*]

Награжден орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.

Именем Героя названы улица и школа в селе Степановка, школа № 3 в городе Пестово Новгородской области, школа № 259 в Санкт-Петербурге. В деревне Борки Ломоносовского района Ленинградской области установлена мемориальная доска. В городе Винница на здании учебного корпуса № 2 бывшего техникума (ныне - колледж), в котором учился П.А.Колесник, также установлена мемориальная доска.

[*] – в биографическом справочнике указано место захоронения – поселок Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области. Там действительно стоит памятник «Защитникам Ленинградского неба», но могила не упоминается. В мемуарной литературе, исследовательских публикациях говорится, что самолет «не вернулся с боевого задания».

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.
 Морозов М. Торпедоносцы Ильюшина в небе Балтики (История авиации. 3.2002)
Подводная археология   Т