Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Скобарихин Витт Фёдорович

 
Скобарихин Витт Фёдорович
25.06.1910 - 25.08.1989
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 29.08.1939 Медаль № 195

    Памятники
  Надгробный памятник


Скобарихин Витт Фёдорович - командир эскадрильи 22-го Краснознамённого истребительного авиационного полка 23-й истребительной авиационной бригады 1-й армейской группы, старший лейтенант.

Родился 25 июня 1910 года в Москве в семье рабочего. Русский. Окончил начальную школу в селе Каляево Медынского района Калужской области, где жил с 1918 по 1923 годы. Возвратившись в Москву, работал на фабрике "Красный текстильщик" картонщиком и помощником мастера. В мае 1931 года без отрыва от производства окончил Московский текстильный техникум. Член ВКП(б)/КПСС с 1930 года.

В Красной Армии с 1931 года - по партийной путёвке направлен на учёбу в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, по окончании которой продолжал учёбу в 14-й Энгельсской военной авиационной школе лётчиков. В июне 1933 года направлен для дальнейшего продолжения службы в Забайкальский военный округ. Летал на бомбардировщике, затем перешёл в истребительную авиацию. Освоил истребители И-15 и И-16.

Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) с 23 мая по 16 сентября 1939 года. Всего в Монголии совершил 169 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил 5 японских самолётов лично (один тараном на встречных курсах) и 6 в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского и интернационального долга старшему лейтенанту Скобарихину Витту Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».

После Халхин-Гола продолжал службу на Дальнем Востоке. Был инспектором по технике пилотирования ВВС Сибирского и Забайкальского военных округов, затем командовал 64-м штурмовым авиационным полком.

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. В августе 1942 года майор Скобарихин В.Ф. был назначен командиром 89-й штурмовой авиационной дивизии (Забайкальский военный округ). С января 1944 года был заместителем командира 10-й гвардейской Сталинградской истребительной авиационной дивизии. Войну закончил в Чехословакии.

В 1948 году командовал истребительной авиационной дивизией в Прикарпатском военном округе. С 1948 года работал в Центральном и Московском городском комитетах ДОСААФ. С 1954 года полковник Скобарихин В.Ф. - в отставке по состоянию здоровья.

Жил в городе-герое Москве. Работал научным сотрудником панорамы "Бородинская битва". Скончался 25 августа 1989 года. Похоронен в Москве на Хованском Центральном кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, иностранными наградами - двумя орденами Боевого Красного Знамени (Монголия), орденом "Военный Крест 1939 года" (Чехословакия).

Фото Героя любезно предоставлено майором запаса Савончиком Владимиром Михайловичем (город Краснодар)

21 июля 1939 года старший лейтенант Скобарихин В.Ф. вылетел во главе эскадрильи И-16 на прикрытие наземных войск. В районе между озером Буйнур и излучиной реки Халхин-Гол на высоте 3500 метров появилась группа японских истребителей и сразу же пошла на сближение.

Покачиванием с крыла на крыло, Скобарихин подал команду: "Подтянуться! Приготовиться к бою." Один из его ведомых - молодой лётчик Вусс - отстал и был атакован парой истребителей Ki-27. Увидев это, Скобарихин развернул свой самолёт навстречу японцам. Один из них уже заходил в атаку. Чтобы отпугнуть атакующего, Скобарихин открыл огонь с большой дистанции, но японец не обратил на это внимание.

Тогда Скобарихин решил пойти на таран. Разгадав в последний момент намерения нашего лётчика, японец попытался свернуть, но было уже поздно. От удара снизу винтом и крылом японский самолёт развалился в воздухе. Удар оказался такой силы, что у Скобарихина порвались привязные ремни. Он ударился головой о доску приборов и потерял сознание.

Прийдя в себя на высоте 1500 метров, он обнаружил, что его самолёт падает вниз по спирали. Ему удалось выровнять его и посадил в степи рядом с аэродромом. На земле в крыле И-16 техники обнаружили колесо японского истребителя.

А в последнем бою в небе Монголии - его спас замок привязных ремней. Пуля, ударив в замок, отбила от него крючок, потеряла силу и не задела летчика.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым

    Источники
 Абрамов А.С. Двенадцать таранов. - Свердловск: Средне-Ур. кн.изд., 1970.
 Абрамов А.С. Мужество в наследство.-Свердловск: Средне-Уральское кн.изд.,1988.
 Герои огненных лет. Книга 5. М.: Московский рабочий, 1982
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Жукова Л.Н. Выбираю таран. - М.: Молодая гвардия, 1985.
 Кривель А.М. Слышишь, Халхин-Гол. - М.: Плитиздат, 1989
 Кузнецов И.И., Джога И.М.Первые Герои Советского Союза (1936-1939).-Иркутск:1983
 На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
 Новиков М.В. Победа на Халхин-Голе. - М.: Политиздат, 1971
 Румянцев Н.М. Герои Халхин-Гола. - М.: Воениздат, 1989.
 Шингарёв С.И. Иду на таран. - Тула: Приокское кн. изд., 1966
Таран оружие смелых