Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Амет-Хан Султан

 
Амет-Хан Султан
20.10.1920 - 01.02.1971
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 24.08.1943 Медаль № 1136
Орден Ленина № 14949
2. 29.06.1945 Медаль № 66

    Памятники
  Бронзовый бюст на родине
  Надгробный памятник
  Памятник в Махачкалинском аэропорту
  Мемориальная доска в Алупке
  Аннотационная доска в Жуковском
  Бюст в Феодосии
  Памятник в Ярославле
  Аннотационная доска в Симферополе
  Мемориальная доска в Симферополе
  Бюст в Киеве
  Бюст в Киеве (фрагмент)
  Бюст в Махачкале


Амет-хан Султан – командир авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт), гвардии капитан;
помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), гвардии майор.

Родился 20 октября 1920 года* в селе Алупка Дерекойской волости Ялтинского уезда Таврической губернии (ныне город в составе городского округа Ялта в Крыму). Крымский татарин (отец – лакец, мать – крымская татарка). Правильные имя, отчество и фамилия – Амет Султанович Амет-хан. В 1936 году окончил 7 классов школы в Алупке, в 1937 году – железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1937-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1939 году окончил Симферопольский аэроклуб.

В армии с февраля 1939 года. В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком в 122-м истребительном авиационном полку (в Белорусском особом военном округе; город Брянск) и 4-м истребительном авиационном полку (в Одесском военном округе). Летал на истребителях И-16 и И-153.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – ноябре 1942 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка. Воевал на Южном фронте (июнь-октябрь 1941), в составе Ярославско-Рыбинского района ПВО (декабрь 1941 – июль 1942), на Брянском (июль 1942) и Сталинградском (август-октябрь 1942) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. В конце августа 1942 года на Як-7Б был сбит зенитным огнём, лётчик спасся на парашюте.

31 мая 1942 года в районе Ярославля, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский разведчик Ю-88, подойдя к нему сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При этом обломивший при ударе крыло «Харрикейн» Амет-хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося бомбардировщика. Лётчику удалось выбраться из кабины своей машины и выброситься с парашютом. За этот таран лётчик был награждён орденом Ленина.

В ноябре 1942 – мае 1945 – командир авиаэскадрильи и помощник командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Сталинградском (декабрь 1942 – январь 1943), Южном (январь-октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944), 3-м (октябрь 1944 – апрель 1945) и 1-м (апрель-май 1945) Белорусских фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, Ростовской, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Гумбиннен-Гольдапской, Инстербургско-Кёнигсбергской, Кёнигсбергской и Берлинской операциях.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитану Амет-хану Султану присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Амет-хан Султан награждён второй медалью «Золотая Звезда»***.

За время войны совершил 603 боевых вылета (из них 70 – на штурмовку живой силы и техники противника) на истребителях И-153, «Харрикейн», Як-7Б, Як-1, Р-39 «Аэрокобра» и Ла-7, в 150 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

После войны до февраля 1946 года продолжал службу в ВВС помощником 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (в Белорусском военном округе; город Кобрин Брестской области, Беларусь). Летал на Ла-7.

С февраля 1946 года обучался в Военно-воздушной академии (Монино). С апреля 1946 года майор Амет-хан Султан – в запасе.

С февраля 1947 года работал лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (город Жуковский Московской области). Участвовал в испытаниях первой в мире крыльевой системы заправки топливом в полёте, испытаниях пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета», испытаниях первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1, испытаниях новых систем катапультирования и опытных двигателей на летающих лабораториях.

Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (23.09.1961). Награждён 3 орденами Ленина (23.10.1942; 14.02.1943; 24.08.1943), 4 орденами Красного Знамени (31.07.1942; 13.10.1943; 20.04.1945; 03.02.1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), «Знак Почёта» (31.07.1961), медалями.

Лауреат Сталинской премии второй степени (1953, за испытания самолёта-снаряда КС-1).

Почётный крымчанин (2000, посмертно) и Почётный гражданин Алупки (Крым; 2010, посмертно). 28 июля 1975 года Амет-хан Султан был навечно зачислен в списки 9-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (город Андижан, Узбекистан; расформирован в октябре 1992 года).

Бронзовый бюст Амет-хана Султана установлен в Алупке. Бюсты также установлены в городах Махачкала и Каспийск (Дагестан), Феодосия (Крым) и Киев (Украина), посёлке Цовкра-1 (Дагестан), памятник – в Ярославле. В деревне Дымокурцы Ярославского района Ярославской области на месте приземления Героя после тарана установлен памятный знак. Мемориальные доски установлены в Алупке на доме, в котором он жил, и на школе, в которой он учился, а также в Симферополе на здании вокзала, где он работал, в Мелитополе (Запорожская область, Украина) на доме, где он останавливался, в посёлке Багерово (Крым), где он проводил испытания, и в Жуковском на улице, носящей его имя. В Алупке создан Музей Амет-хана Султана.

Его именем названы площадь и улица в Симферополе, проспект в Махачкале, улицы в городах Казань (Татарстан), Алупка, Евпатория, Красноперекопск, Судак и Феодосия (Крым), Жуковский (Московская область), Избербаш, Каспийск и Хасавюрт (Дагестан), многих других населённых пунктах.

Имя Амет-хана Султана носят малая планета №6278 «Аметхан» (открыта 10 октября 1971 года), аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.

Примечания:
1) В ряде документов указана иная дата рождения – 25 октября 1920 года. Однако в автобиографиях сам Герой указывал дату рождения – 20 октября 1920 года;
2) Награждён за выполнение 359 боевых вылетов и участие в 79 воздушных боях, в которых сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника (на 28 апреля 1943 года);
3) Награждён за выполнение 602 боевых вылетов и участие в 150 воздушных боях, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника (на 20 апреля 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (05.03.1940)
лейтенант (25.03.1942)
старший лейтенант (28.09.1942)
капитан (19.02.1943)
майор (25.03.1944)
подполковник запаса (22.07.1957)

В 1947-1949 годах, совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко, Амет-Хан Султан провёл испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30°) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а после расцепки переводились в пикирование (с углом 45°) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлёт планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой после взлёта, а посадка – на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута скорость, равная М=0,87 (М – число Маха). В этих полётах на околозвуковых скоростях был получен обширный экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик, распределению давления по крылу и оперению. В полётах также проводилось исследование перемещения скачков уплотнения по крылу.

22 июля 1948 года на ЛЛ-1 после взлёта не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: лётчик не мог произвести посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлётно-посадочной полосы. Однако Амет-Хан Султан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.

15 июня 1949 года лётчиками-испытателями И.И.Шелестом и Амет-ханом Султаном на самолётах Ту-2 была выполнена первая в мире автоматическая дозаправка в полёте методом «с крыла на крыло». 19 июля 1949 года был осуществлён перелив горючего с Ту-2 (лётчик И.И.Шелест) на истребитель Як-15 (лётчик Амет-хан Султан). В марте 1952 года крыльевая система заправки была принята на вооружение и применялась на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16. 10 декабря 1949 года Я.И.Верников и Амет-хан Султан выполнили первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2») и в 1949-1950 годах провели его заводские испытания.

В 1951-1952 годах Амет-ханом Султаном совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого самолёта-аналога противокорабельного самолёта-снаряда КС-1 системы «Комета». Аналог подвешивался под самолёт Ту-4КС, самолёт-носитель набирал 3.000 метров, после чего отцеплял самолёт-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолёт-снаряд летел на цель, управляемый с самолёта-носителя. Лишь в 200-150 метрах от цели лётчик-испытатель переходил на ручное управление, уводя аналог от цели, после чего сажал его на грунтовую полосу. В ходе испытаний по этой теме Амет-хан Султан выполнил первый полёт на самолёте-аналоге с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолёта-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полётов с отцепкой от самолёта-носителя. После одной из отцепок двигатель самолёта-снаряда не запустился. Положение было катастрофическим: аналог камнем летел к земле, высота таяла с каждой секундой. С земли поступила команда катапультироваться. Но Амет-хан Султан, проявив недюжинную выдержку, всё же запустил двигатель и посадил самолёт-снаряд. Испытания прошли успешно и система «Комета» была принята на вооружение. Встал вопрос о награждении лётчиков-испытателей. Главный конструктор КБ-1 А.А.Расплетин, опираясь на поддержку П.Н.Куксенко и С.Л.Берии, ходатайствовал о награждении Амет-хана Султана третьей медалью «Золотая Звезда». Однако испытатель был награждён орденом Красного Знамени и удостоен Сталинской премии второй степени. Его коллеги С.Н.Анохин и В.Г.Павлов стали Героями Советского Союза, а Ф.И.Бурцев был награждён орденом Красного Знамени (все они также получили Сталинскую премию второй степени). В 1957-1958 годах Амет-хан Султан совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым провёл аналогичную работу на самолёте-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолёту Ту-95К.

В 1953 году Амет-ханом Султаном были проведены полёты для исследования устойчивости управляемости самолёта на сверхзвуковых скоростях полёта. Эти полёты выполнялись на самолёте СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.

Множество полётов были выполнены Амет-ханом Султаном для отработки систем катапультирования из различных самолётов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний нового катапультного кресла на самолёте МиГ-15УТИ произошёл взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолёта, в кабину хлынуло горючее, возникла угроза пожара. Парашютист-испытатель В.И.Головин не смог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла. А лётчик не мог управлять самолётом: весь передний обзор был закрыт наполовину вышедшим из передней кабины катапультным креслом. Амет-хан Султан сумел приземлить самолёт на аэродром, жизнь товарища была спасена. 7 апреля 1959 года Амет-хан Султан поднял в небо, а затем в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провёл испытания первого в стране самолёта с трапециевидным крылом малого удлинения НМ-1.

За свою лётную биографию Амет-хан Султан освоил 96 типов самолётов и планеров, налетал 4.237 часов. Погиб 1 февраля 1971 года в испытательном полёте на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. В ходе полёта приходилось выпускать закрылки для более устойчивого положения самолёта на малых скоростях. После одного из таких режимов закрылки не были убраны и оторвались при последующем разгоне самолёта. Самолёт совершил резкий переворот через крыло и из-за возникшей перегрузки разломился в воздухе. Все члены экипажа (командир экипажа Амет-хан Султан, второй лётчик Е.Н.Венедиктов, штурман В.А.Михайловский, бортрадист А.В.Воробьёв и ведущий инженер Р.Г.Ленский) погибли.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
 Амет-Хан Султан / Крылья Родины. - 2001. - №4.
 Андреев С.А. Совершённое ими бессмертно. Книга 2. М.: Высшая школа, 1986
 Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999
 Бутаев Б.Б. Амет-Хан Султан. - М.: Политиздат, 1990.
 Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
 Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990
 Герои и подвиги. Книга 4. М.: Воениздат, 1966
 Герои Советского Союза: краткий биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
 Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
 Зайцев А.Д.,Рощин И.И.,Соловьёв В.Н. Зачислены навечно. Кн. 1. М.: Политиз,1990.
 Крылья Родины. - М.: ДОСААФ, 1983.
 Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
 Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
 Путерброт А.Т. Боевая слава Дагестана. - Махачкала: Дагестанское кн. изд., 1988.
 Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.
 Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики - дважды и трижды Герои Советского Союза. М., 2017
 Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996.