Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Не допускать повышения пенсионного возраста


Троицкий Геннадий Александрович

 
Троицкий Геннадий Александрович
07.01.1909 - 28.04.1942
Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 14.02.1943

    Памятники
  г. Буй, бюст
  п. Судоверфь, бюст
  Надгробный памятник


Троицкий Геннадий Александрович - командир эскадрильи 721-го истребительного авиационного полка (147-я истребительная авиационная дивизия, Рыбинско-Ярославский дивизионный район ПВО), майор.

Родился 7 января 1909 года в селе Ильинское, ныне Буйского района Костромской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил начальную школу в родном селе, потом поступил в ремесленное училище в городе Буй. Затем работал механиком на Колыбаевском лесозаводе. Позднее уехал в Ленинград, окончил рабфак при Ленинградском институте Гражданского Воздушного Флота.

В Красной Армии с 1932 года. В том же году вступил в ВКП(б). В 1933 году окончил Ленинградскую военную авиационную школу летчиков. Служил сначала в Москве, потом в Забайкалье, городе Чите. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году. Совершил 90 боевых вылетов, сбил 3 японских самолета. Награжден орденом Красного Знамени.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. К концу апреля 1942 года майор Троицкий совершил 204 боевых вылетов. 28 апреля 1942 года в районе деревни Новое Котово (близ города Рыбинска, Ярославской области) таранил самолет-разведчик противника и сам погиб. Это был его 205-й боевой вылет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Троицкому Геннадию Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.

Похоронен на Болтинском кладбище города Рыбинск Ярославской области. По поселке Судоверьф Рыбинского района у здания школы в ноябре 1963 года здесь установлен бюст. В городе Буй на Аллее Победы также установлен бюст, а на здании Ильинской школы Буйского района - мемориальная доска.

ИЗ НАГРАДНОГО ЛИСТА К ПРИСВОЕНИЮ
ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА


Представляется к присвоению звания Герой Советского Союза майор Троицкий Геннадий Александрович, командир эскадрильи 721 истребительного авиационного полка.

28 апреля 1942 года в 15 час. 46 мин. майор Троицкий, вылетев по тревоге в боевой полет, стал преследовать уходящий на запад на большой скорости на бреющем полете вражеский самолет, скрывающийся в складках местности.

В районе д. Н. Котово112 майор Троицкий настиг вражеский самолет и таранил его на бреющем полете сзади в хвост. Сам майор Троицкий погиб. Воспользоваться парашютом для спасения своей жизни вследствие малой высоты не смог.

Майор тов. Троицкий участник воздушных боев на реке Халхин-Гол, сделал 90 боевых вылетов, из них больше половины проведены в воздушных боях. За боевые подвиги т. Троицкий был награжден орденом Красного Знамени.
В Отечественной войне участвует с первых ее дней.
Командир эскадрильи по охране военно-промышленных объектов г. Рыбинска, эскадрилья под руководством т. Троицкого провела 6 воздушных боев, из них три воздушных боя провел сам лично. В воздушных боях летчиками эскадрильи были два самолета противника, один сбит и один таранен самим т. Троицким. Всего за время Отечественной войны т. Троицкий сделал 205 боевых вылетов.

Тов. Троицкий 1909 г. р., рабочий, член ВКП(б), в Красной Армии с 1932 года.

За проявленный героизм достоин присвоения высшей правительственной награды - звания Героя Советского Союза (посмертно).

По изданию "Книга памяти Костромской области", т. 10,
Ярославль, 1995, с. 278-279


ТАРАН НА БРЕЮЩЕМ ПОЛЕТЕ

Большинство совершивших тараны были опытными лётчиками, сочетавшими в бою высокие морально-боевые качества и воинское мастерство. Правильно оценивая важность выполнения боевого задания, они до последней возможности умело в грамотно использовали оружие, а исчерпав эти возможности, самоотверженно шли на таран. Именно такого характера подвиг совершил Г.А.Троицкий.

Во второй половине апреля 1942 года была отмечена значительная активизация разведывательной деятельности вражеской авиации в Рыбинско-Ярославской зоне ПВО. Две встречи с самолётами противника было у командира эскадрильи майора Г.А.Троицкого.

... 28 апреля. Весенний погожий день. Боевое дежурство несёт эскадрилья майора Троицкого. В готовности № 1 в самолётах находятся сержанты Бойко и Зайцев. Хлопок выстрела сигнальной ракетой и сразу зазвонил телефон. Время 15.25. Командир полка подполковник Ф. А. Погрешаев передаёт:
- Ю-88, квадрат 11, курс 110, высота 7000.

Истребители выруливают на старт. Чётко и слаженно научился действовать личный состав. От сигнала на вылет до взлёта прошло менее двух минут. Очередная пара лейтенант В. Мизюков и младший лейтенант И.Лукьянов одели парашюты, заняли свои места в кабине самолётов. В 15.40 по сигналу с КП командир эскадрилья выпускает их на боевое задание.

Обстановка существенно усложнилась, и командир полка принял решение выпускать не дежурных лётчиков, а самого командира эскадрильи. Да, воюют не числом, а умением. Самолёт Троицкого рядом, он приметный - на хвостовой части фюзеляжа нанесена кольцевая полуметровая серебряная полоса. Получен он был не с завода, а из другой части. Смывать этот отличительный знак не стали.

Время 15.46. Взлетев, Троицкий устремился в заданный квадрат на помощь ранее взлетевшим лётчикам. К этому времени, разведчик, чтобы оторваться от преследования, перешел в крутое пикирование. Пытаясь уйти от преследования, Ю-88 резко снижался. Стрелка высотомера показывала уже 500, 300, 200 метров... Ведя меткий огонь, Троицкий вывел из строя верхнего стрелка. Трассы пушечных снарядов и пулемётных пуль не раз прошивали корпус вражеского самолёта. Противник перешел на бреющий полёт. Разведчик и истребитель летели друг за другом, чуть не задевая верхушки деревьев. Ю-88 использовал малейшую ложбинку, надеясь, что ЛаГГ-3, летящий за ним и, естественно, имевший несравненно худший обзор, врежется во внезапно возникающие препятствия. Такого опытного, умело маневрирующего врага на фоне пестрого весеннего ковра местности можно легко потерять. Лётчик еще раз нажимает на гашетки пулемётов. И вот от правого мотора потянулись тонкие струйки дыма. Троицкий продолжает погоню...

На другой день из райцентра Молоково сообщили, что военный лётчик майор Троицкий выбросился из самолета на парашюте, который полностью не раскрылся. Лётчик погиб. Это известие всех обескуражило. В штаб дивизии доложили: противник не сбит, командир эскадрильи, преследовавший вражеский разведчик на бреющем полёте, погиб.

На следующий день к месту происшествия вылетели рано утром. И вот, что удалось выяснить при тщательном осмотре местности и опросе местных жителей. Обломки воздушного винта ЛаГГ-3 свидетельствовали о несомненном таране вражеского разведчика - одна лопасть была обломана почти у самой матрицы, на ней имелись следы удара по металлу, вторая обломана наполовину, третья загнута. Недалеко от места падения истребителя, возле болота обнаружили руль поворота и левую часть стабилизатора с рулем высоты, тягу управления, компенсатор руля высоты и ряд мелких деталей фашистского самолёта разведчика. Нашлась даже его "визитная карточка" - на одном из кусков дюраля имелась заводская бирка, на которой было указано: Ю-88, г. Дессау, март 1942 г., № 30883197/47.

По рассказам очевидцев фашистский разведчик с обрубленным хвостом на очень низкой высоте пролетел над деревнями Михеево и Поречье, постепенно разваливаясь. От него отделялись мелкие и крупные куски дюраля площадью до одного квадратного метра. Позже все собранные местными жителями детали вражеского самолёта были переправлены для демонстрации в город Ярославль. Вследствие исключительной болотистости района место падения разведчика установить не представлялось возможным.

Майор Троицкий совершил беспримерный подвиг, таранив самолёт противника на бреющем полёте. Лётчик хорошо представлял чрезвычайную важность уничтожения вражеского самолёта, так как пройдя несколько сот километров по нашим тылам, разведчик мог раскрыть сосредоточение войск, загруженность железных дорог. Он знал, что шансов спастись на парашюте или совершить вынужденную посадку, тараня на предельно малой высоте, у него практически не было. Ценою собственной жизни он выполнил боевую задачу - уничтожил фашистский разведчик.

По книге: Иконников C.Н. Война глазами авиаинженера. - Киев, 1993

Биографию подготовил Сергей Каргапольцев

    Источники
 Важин Ф.А. Воздушный таран. - 2-е изд., пер. и доп.- М.:Воениздат, 1962.
 Герои огненных лет. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1985
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Голубев Е.П. Боевые звёзды. - Ярославль: Верх.-Волж.кн.изд., 1972
 Иконников C.Н. Война глазами авиаинженера. - Киев, 1993
 Сайт Таран - оружие смелых
 Суходольский В.Ф. Солдаты Родины моей. М., 1982.
Подводная археология   Т