Герой Социалистического Труда
Строители
Привезенцев Василий Иванович

Привезенцев Василий Иванович

1929 - 06.02.1997

Герой Социалистического Труда

Даты указов

04.03.1976

Медаль № 17424

Орден Ленина № 423762

Привезенцев Василий Иванович – машинист экскаватора строительно-монтажного управления №4 треста «Спецстроймеханизация» Министерства строительства СССР, город Ярославль.

Родился в 1929 году в селе Ивановка Давлекановского района Башкирской АССР (ныне – Республики Башкортостан). Русский. Окончил вечернюю школу.

В 1948 году поступил на строительство Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода, где освоил профессию экскаваторщика. Затем участвовал в строительстве нефтепровода Туймаза – Омск – Новосибирск, других важнейших объектов нефтехимии.

В 1954 году, незадолго до начала сооружения Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода (НЯНПЗ), был командирован в город Ярославль с заданием организовать здесь приём землеройной техники, направляемой на строительство НЯНПЗ. Ехал он в Ярославль временно, на три месяца (именно такой срок был указан в его командировочном предписании), а остался там на всю жизнь. Обзавёлся семьей, получил жильё. Работал машинистом экскаватора строительно-монтажного управления №4 треста «Спецстроймеханизация».

После того как завершилось строительство нефтеперерабатывающего завода, был награждён орденом Ленина. В последующие годы экипаж руководимого им экскаватора участвовал в сооружении новых цехов заводов Ярославля: технического углерода, моторного, топливной аппаратуры, «Машприбор», а также спутника КамАЗа – завода дизельной аппаратуры. Когда торжественно закладывали ЯЗДА, именно экипажу В. И. Привезенцева было поручено вынуть первый ковш земли. На его счету – великое множество жилых домов, клубов, дворцов культуры, больниц, магазинов, детских комбинатов. Почти во всём, что построено в 1960–1980-х годах в Ярославле (и не только в Ярославле: трудился он и на селе, и в Гаврилов-Яме, и в некоторых других населённых пунктах области) есть доля его труда.

С начала 1970-х годов он стал ездить за границу для обмена опытом (Италия, Румыния, Польша, Финляндия, Франция). В 1971 году взял обязательство выполнить пятилетку за три с половиной года. Именно этот рубеж был указан в договоре на соревнование, который экипаж Привезенцева заключил тогда с экипажем другого передового экскаваторщика треста – Петра Николаевича Гаевского. Выполнив принятое обязательство досрочно, его экипаж за годы 9-й пятилетки (1971–1975) переработал около 800 тысяч кубометров грунта при директивном задании 448,5 тысячи кубометров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1976 года за выдающиеся производственные успехи, достигнутые в выполнении заданий девятой пятилетки, Привезенцеву Василию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Задание 10-й пятилетки (1976–1980) он опять решил выполнить за три с половиной года, а выполнил – за три. В отделе труда и зарплаты треста сделали тогда любопытные подсчёты: если весь грунт, вынутый экипажем В. И. Привезенцева за 9-ю и 10-ю пятилетки, погрузить в 12-тонные КрАЗы, колонна этих машин заняла бы путь в 850 километров!

Показательно, что случаи приписок в «Спецстроймеханизации» были исключены – здесь применялся прогрессивный метод разработки грунта: комплексными автоэкскаваторными бригадами. Смысл метода в том, что бригада закреплялась за определённым объектом, ей выдавались единый наряд-заказ и карта-схема производства работ. Выполненный объём определялся не по числу «ездок» автомашин за каждый день, а геодезическим замером и только один раз. Бригадный метод позволил добиться наивысшей производительности труда, свести до минимума потери рабочего времени. Василий Иванович сразу понял, что только в комплексной бригаде можно добиться, чтобы землеройная техника и автосамосвалы взаимодействовали чётко и слаженно. На строительстве теплиц в ярославском совхозе «Новый Север», где впервые стали применять новую форму организации земляных работ, за 2 месяца экипажи 3 экскаваторов и 2 бульдозеров с закреплёнными за ними КрАЗами вынули и перевезли около 100 тысяч кубометров грунта, выполнив норму почти на 150 процентов. При прежней организации труда подобных результатов не добивался никто.

Делегат XXV съезда КПСС (1976) и XIX всесоюзной конференции КПСС (1988).

С 1989 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Ярославле. Умер 6 февраля 1997 года.

Награждён 2 орденами Ленина (18.10.1965; 04.03.1976), орденом Дружбы народов (09.07.1986), медалями.


 

Биографию подготовил: Тимур Каримов

Источники

Публикации в сети Интернет