Герои Страны
Герои Страны
Герои Страны
Быстрый поиск по Фамилии
Поиск с Google

Плотников Павел Артемьевич

 
Плотников Павел Артемьевич
04.03.1920 - 14.12.2000
Дважды Герой Советского Союза


    Даты указов
1. 19.08.1944 Медаль № 4277
Орден Ленина № 18161
2. 27.06.1945 Медаль № 57

    Памятники
  Бронзовый бюст в Барнауле
  Надгробный памятник
  Мемориальная доска в Москве


Плотников Павел Артемьевич – заместитель командира авиаэскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант;
командир авиаэскадрильи 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Родился 4 марта 1920 года в селе Гоньба Шаховской волости Барнаульского уезда Алтайской губернии (ныне в черте города Барнаул, Алтайский край). Русский. С 1929 года жил в городе Барнаул, где в 1936 году окончил 7 классов школы, в 1937 году – школу фабрично-заводского ученичества и Барнаульский аэроклуб. В 1937–1938 годах работал электрослесарем на Барнаульском вагоноремонтном заводе.

В армии с августа 1938 года. В августе 1940 года окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов. В августе – октябре 1940 – лётчик 165-го резервного авиационного полка (город Иваново). С октября 1940 служил в ВВС лётчиком 230-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (в Северо-Кавказском военном округе; город Ростов-на-Дону). Летал на бомбардировщике СБ.

Участник Великой Отечественной войны: в сентябре – октябре 1941 – лётчик 230-го бомбардировочного авиационного полка, в октябре 1941 – январе 1942 – лётчик 277-го бомбардировочного авиационного полка, в январе 1942 – апреле 1943 – лётчик и командир звена 459-го ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Юго-Западном (сентябрь – октябрь 1941), Южном (октябрь 1941 – июль 1942) и Северо-Кавказском (июль – сентябрь 1942) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь – декабрь 1942). Участвовал в Донбасской оборонительной, Ростовской оборонительной, Ростовской наступательной, Барвенково-Лозовской операциях, Харьковском сражении и битве за Кавказ.

В апреле 1943 – сентябре 1944 – командир звена и заместитель командира авиаэскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Степном (июль – октябрь 1943), 2-м Украинском (октябрь 1943 – июль 1944) и 1-м Украинском (июль – сентябрь 1944) фронтах. Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской и Полтавско-Кременчугской операциях, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской и Львовско-Сандомирской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года гвардии старшему лейтенанту Плотникову Павлу Артемьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

С сентября 1944 – командир авиаэскадрильи 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Воевал на 1-м Украинском фронте (сентябрь 1944 – май 1945). Участвовал в Сандомирско-Силезской, Висло-Одерской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Плотников Павел Артемьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

За время войны совершил 344 боевых вылета на бомбардировщиках (203 вылета – на Пе-2, 104 вылета – на СБ, 31 вылет – на Ар-2 и A-20 «Бостон»), в воздушных боях сбил 3 самолёта противника.

После войны до июня 1945 года продолжал командовать авиаэскадрильей 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (город Жагань, Польша).

В декабре 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС. В январе – ноябре 1946 – командир авиаэскадрильи 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Центральной группе войск; город Вена, Австрия). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В мае 1951 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В мае – декабре 1951 – командир 127-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе; город Елгава, Латвия). Летал на бомбардировщике Пе-2.

В декабре 1951 – сентябре 1955 – старший лётчик-инспектор отдела боевой подготовки бомбардировочной авиации и старший лётчик-инструктор отдела боевой подготовки частей специального назначения в Управлении боевой подготовки ВВС.

В сентябре 1955 – сентябре 1956 – заместитель командира 47-й бомбардировочной авиационной дивизии по лётной подготовке (в Прибалтийском военном округе). С октября 1956 – заместитель командира по лётной подготовке, а в марте 1957 – сентябре 1958 – командир 52-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Дальневосточном военном округе; село Леонидово Поронайского района Сахалинской области). Летал на реактивном бомбардировщике Ил-28.

В мае 1960 года окончил Военную академию Генерального штаба. В июле 1960 – марте 1962 – ответственный дежурный Командного пункта управления полётами ВВС. В апреле 1962 – июле 1963 – начальник отдела боевой подготовки – заместитель командующего Оперативной группой в Арктике (город Тикси, Якутия), в июле 1963 – мае 1964 – заместитель начальника штаба 26-й воздушной армии (в Белорусском военном округе; город Минск, Беларусь).

С мая 1964 – заместитель командира по лётной подготовке, а в июле 1965 – январе 1968 – командир 10-й отдельной авиационной бригады особого назначения (аэродром Чкаловский, Щёлковский район Московской области). Осуществлял перевозку высшего командного состава армии на самолётах Ан-12, Ил-14 и Ил-18 по всей стране, выполнял рейсы во все страны Варшавского Договора, а также во Вьетнам и Танзанию.

В феврале 1968 – июне 1969 – заместитель начальника штаба 37-й (с апреля 1968 года – 4-й) воздушной армии (в Северной группе войск; город Легница, Польша), в июне 1969 – январе 1975 – заместитель начальника штаба 36-й воздушной армии (в Южной группе войск; город Будапешт, Венгрия). С января 1975 года генерал-майор авиации П.А. Плотников – в запасе.

В 1976–1979 годах работал старшим инженером и инженером-конструктором в Научно-исследовательском экспериментальном институте автомобильного электрооборудования и автоприборов, в 1982–1986 годах – ответственным дежурным в Министерстве газовой промышленности СССР.

Заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966), военный лётчик 1-го класса (1952).

Жил в Москве. Умер 14 декабря 2000 года. Похоронен в Москве (поселение Сосенское) на Ивановском кладбище.

Награждён орденом Ленина (19.08.1944), 3 орденами Красного Знамени (14.10.1942; 06.09.1943; 22.02.1955), орденом Александра Невского (01.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (13.11.1943; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (20.06.1949), другими медалями; иностранными медалями.

Бронзовый бюст П.А. Плотникова установлен в городе Барнаул. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Его имя носит школа № 97 в Барнауле.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 225 боевых вылетов (на 9 мая 1944 года);
2) Награждён за выполнение 305 боевых вылетов (на 29 марта 1945 года).

Воинские звания:
младший лейтенант (08.08.1940)
лейтенант (09.04.1942)
старший лейтенант (06.11.1943)
капитан (13.11.1944)
майор (18.05.1945)
подполковник (20.10.1949)
полковник (25.09.1953)
генерал-майор авиации (07.05.1966)

10 апреля 1942 года, получив задание одиночным самолётом атаковать транспорт противника в Таганрогском порту, быстро вышел на цель, и с первого захода, с пикирования потопил транспорт. В ночь на 21 апреля 1942 года наносил бомбовый удар по металлургическому заводу имени Ильича в городе Мариуполь (Запорожская область, Украина). Несмотря на сильный обстрел зениток, бомбы были сброшены точно в цель и вызвали два очага пожара. При возвращении на свой аэродром из-за резкого ухудшения погоды экипаж был вынужден отклониться от маршрута. В районе города Сталино (ныне город Донецк) на высоте 700 метров самолёт был схвачен несколькими вражескими прожекторами. П.А. Плотников выполнил резкий манёвр для выхода из светового пятна. В этот момент штурману экипажа старшему лейтенанту С.А. Запорожко показалось, что самолёт сорвался в штопор, и он выпрыгнул с парашютом. Лётчик благополучно довёл машину до своего аэродрома ночью без штурмана.

В ночь на 24 мая 1942 года при налёте на аэродром противника Сталино (ныне город Донецк) вошёл в общий круг неприятельских самолётов, идущих на посадку, подал ракетой сигнал «я свой» и, сбросив бомбы на старт противника, уничтожил 3 неприятельских бомбардировщика. Вернувшись к вражескому аэродрому через полчаса, вновь подал ракетой сигнал «я свой», дождался включения посадочных огней, после чего обстрелял аэродром из пулемётов, вызвав ещё один очаг пожара.

20 октября 1943 года группа в составе 17 бомбардировщиков Пе-2 (ведущий И.С. Полбин) в сопровождении 14 истребителей наносила удар по железнодорожной станции Александрия (Кировоградская область, Украина). Из-за плохой погоды бомбометание производилось с горизонтального полёта из-под кромки облаков. В результате удара были зажжены 2 железнодорожных эшелона. Делая разворот для повторного захода, ведущий увидел на станции Протопоповка ещё 8 немецких железнодорожных составов и подал команду всей группой разбомбить их. В результате прямых попаданий бомб и обстрела из бортового оружия на станции возникло 10 очагов пожара. При отходе от цели бомбардировщики обнаружили впереди себя группу из 18 вражеских бомбардировщиков Ю-87, которые над аэродромом Берёзовка (Александрийский район Кировоградской области, Украина) ожидали взлёта следующей группы бомбардировщиков. Ведущий И.С. Полбин довернул группу и принял решение атаковать их на встречно-пересекающемся курсе огнём бортового оружия. По его команде вся группа, в том числе и истребители прикрытия, пошла в атаку. Сблизившись с «юнкерсами» на дистанцию 100–200 метров, советские лётчики открыли огонь из передних пулемётов, а группа под командованием старшего лейтенанта Е.С. Белявина начала штурмовать аэродром противника, не давая взлететь его самолётам. Немецкие бомбардировщики стали уходить, пытаясь оторваться от атакующих «петляковых». Один Ю-87 сбросил бомбы и попытался уйти со снижением. П.А. Плотников догнал и с расстояния 50–70 метров меткой очередью сбил его. В это время И.С. Полбин заметил вторую группу немецких самолётов и решил атаковать её. В бою со второй группой «юнкерсов» активное участие принимали подоспевшие 14 вражеских истребителей Ме-109 и ФВ-190, но они встретили сильное противодействие со стороны истребителей сопровождения. Только после того как были полностью израсходованы боеприпасы, группа Пе-2 вышла из боя. Всего в результате необычного боя, в котором участвовали 31 советский и 46 немецких самолётов, было уничтожено 13 самолётов противника, из них 6 было сбито экипажами Пе-2. За этот боевой вылет П.А. Плотников был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

11 марта 1944 года при налёте одиночным самолётом на железнодорожный эшелон на станции Вапнярка (Томашпольский район Винницкой области, Украина) его точным ударом было уничтожено 20 вагонов с боеприпасами. При ударе по переправам противника через Днестр под Дубоссарами 12 апреля 1944 года, несмотря на сильный зенитный огонь, П.А. Плотников выполнил несколько заходов на цель, сбрасывая по одной бомбе. В результате его снайперского бомбометания в одном вылете были уничтожены сразу две переправы. При налёте на станцию Львов в марте 1944 года были выведены из строя железнодорожные стрелки и разрушены пути, на станции был вызван большой пожар, было заблокировано, а позднее захвачено пять эшелонов с военным и награбленным имуществом.

14 апреля 1944 года, выполняя секретное задание командующего 5-й воздушной армией С.К. Горюнова, П.А. Плотников совершил полёт на максимальную дальность в глубокий тыл противника, показав время пребывания в воздухе на Пе-2 – 2 часа 50 минут.

6 марта 1945 года Павел Артемьевич был ведущим девятки Пе-2 при налёте на аэродром Ламсдорф (ныне Ламбиновице, Опольское воеводство, Польша), когда был уничтожен 16 самолётов противника и взорван склад горючего… Гвардии капитан П.А. Плотников лидировал вторую группу из трёх самолётов в трагичном налёте восьмёрки Пе-2 на Бреслау 11 февраля 1945 года, когда погиб командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса генерал-майор авиации И.С. Полбин.

Биография предоставлена А.А.Симоновым

    Источники
 Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
 Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
 Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
 Личное дело
 Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975
 Новосибирцы – Герои Отечества. – Новосибирск, 2010.
 Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.